Теоретический базис науки и научная картина мира

Отражая общие и существенные стороны множества явлений, относящихся к данной области, теоретическое знание иным, более сложным образом, чем знание эмпирическое, связано с фактами. В известном смысле можно сказать, что оно не может быть подтверждено или опровергнуто отдельно взятыми опытными фактами. Это связано с тем обстоятельством, что теоретическое знание представляет собой систему. Если в эмпирическом знании отдельные факты, противоречащие прежним представлениям, могут быть включены в него без изменения всей совокупности таких знаний, то включение фактов, противоречащих данной теории, в систему теоретического знания возможно лишь при перестройке системы в целом, т.е. лишь в рамках новой теории.

Итак, в отличие от эмпирического, теоретическое знание не связано напрямую с данными опыта. В силу своей общности и системности оно сближается с философским знанием. В то же время, будучи более конкретным, чем философское знание, теоретическое знание связано со знанием эмпирическим. Цепочку этих связей можно представить так: философия — научная теория — эмпирическое знание — данные опыта.

В конечном счете, научное теоретическое знание, отражая существенные связи и отношения обширных областей явлений, даст более глубокую, более фундаментальную картину действительности, чем знание эмпирическое. Каковы же пути формирования теории?

В силу абстрактности, общности и системности теоретическое знание обладает дедуктивной структурой. Это значит, что теоретическое знание меньшей степени общности может быть выведено, получено из знания более высокой степени общности. Следовательно, теоретическое Знание строится из каких-то исходных знаний-предпосылок, обладающих наибольшей степенью общности. Для того, чтобы построить теорию, необходимо как раз и найти сначала некоторые общие понятия, принципы и гипотезы, из которых затем строится (выводится) теория. Система таких исходных понятий, принципов и гипотез составляет теоретический базис научного познания.

Теоретический базис естественных наук складывается под влиянием философских положений о материи и движении, пространстве и времени, причинности и закономерности и т.д. Конкретизация этих общих философских положений в соответствии с достигнутым уровнем научного знания позволяет создать научную картину мира, которая и служит непосредственным источником для качественного объяснения новых явлении, для выработки понятий и идей, необходимых для построения новой теории.

Картина мира представляет собой некоторую систему взаимосвязанных положений, относящихся ко всем известных нам сторонам мира. Причем эти положения берутся в самом общем, абстрактном виде. Но в то же время степень абстрактности этих положений меньше, чем в философских системах, и это позволяет построить схему, фиксирующую в очень сжатом виде основные категории миропонимания, такие как причинность, пространство, время, структура мира, взаимодействие духовного и материального начала и т.п. Следует отметить — картина мира — это именно картина, обладающий наглядностью эскиз мироздания, продуцирующий зрительные ассоциации.

Теоретический базис науки связан не только с эмпирическим научным знанием, но и через него со всей человеческой практикой в целом, с техникой, с практическим применением научных открытий в особенности. Он связан также и с обыденным познанием, так гак многие научные понятия сформировались в процессе развития науки из общеупотребительных понятий. Например, из житейского представления "много", имеющего довольно неточный, неопределенный смысл ("много людей", "много снега", "много воздуха и света") сформировалось строгое математическое понятие "множество", из обыденного понятия "вещь" — "вещество" и т.п.

Процесс теоретического исследования, процесс создания теории может быть разделен (разумеется, в абстракции) на отдельные стадии:

1. Возникновение проблемы. Научная проблема может возникнуть в разных ситуациях. Например, накапливается некая совокупность зафиксированных явлений (фактов), которые не имеют рационального объяснения. Если эти явления к тому же непосредственно включены в практику человека, то возникает очень сильный дополнительный стимул, требующий их научного объяснения. Здесь следует отметить, что, вообще говоря, необъяснимых явлений не существует. Как только обнаруживается какое-либо явление, например, пресловутые "летающие тарелки", так немедленно предлагается множество самых различных объяснений. Мы ведем речь о рациональном, т.е. научном объяснении, базирующемся на выявлении причинно-следственных связей.

В других случаях проблема возникает, когда имеющиеся знания о ка­ких-либо процессах стремятся согласовать с принятыми априорными принципами. Скажем, И.Кеплер изучал движение планет с целью выявить соответствие их орбит почерпнутым из античной философии представлениям о гармонии небесных сфер.

2. Построение нового или расширение существующего теоретического базиса. На этой стадии отыскиваются идеи, принципы, которые могут привести к решению проблемы. Если в существующей научной картине мира не находятся такие идеи, ученый перестраивает эту картину, вводит в нее новые элементы, которые, с его точки зрения, могут способствовать решению проблемы. Эта стадия, как видно, непосредственно связана с философией. Поиск новых идей и принципов всегда требует обращения к наиболее общим закономерностям существования мира и способов его познания, исследованием которых занимается философия.

3. После того, как найдены новые идеи и сформулированы исходные представления, ученый переходит к непосредственному построению теории. В некоторых науках, например, в физике, математике и других, на этом этапе большую роль играют формальные методы построения систем научного знания (на особенностях формализации мы остановимся несколько позже).

4. Построенная теория применяется для объяснения какой-либо группы явлений. Поскольку теория имеет, как правило, очень общую формулировку, охватывающую обширную область явлений, с ее помощью нельзя непосредственно объяснить явления данной группы. Для этого из теории необходимо вывести более конкретные положения, относящиеся к данной, отдельной группе явлений и уже с их помощью объяснить явления этой группы. Если для этих явлений уже были открыты эмпирические законы, то выводы теории должны совпадать с этими законами.

Таков, в очень кратком виде, путь создания теории. Остановимся теперь на тех методах и приемах, которые используются при построении теоретического знания.

Наши рекомендации