III. Обсуждение образа Ниловны
Учащиеся делятся своими впечатлениями, пользуясь подготовленным дома материалом. Зачитывают отрывки текста, приводят цитаты, подтверждающие их суждения. Делают выводы.
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Что собой представляет жизнь Ниловны в начале романа?
2. На что жалуется главная героиня? («Все у меня выбито, заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит».)
3. Изменение мира Ниловны, «преображение» ее души.
4. В каких обстоятельствах русская женщина опирается на религиозные чувства? («Иисус Христос, помилуй нас...» — глава 6-я; «Насчет Господа — вы бы поосторожнее» — глава 11-я; «Молилась без слов...» — глава 14-я и т. д.)
5. Как меняется отношение Ниловны к Богу? С чем связана такая перемена? («Не молясь Богу, начала прибирать комнату» — глава 1-я; «Незаметно для нее она стала меньше молиться, но все больше думала о Христе» — глава 8-я; «Давно не возникавшее желание молиться волновало ее» — глава 28-я.)
6. Речь Ниловны после демонстрации.
7. В чем смысл новой веры, к которой пришла героиня романа? («Ей вспомнились следы забытых молитв, зажигая новой верой, она бросала их из своего сердца точно искры... Ведь это — как новый бог родится людям! Все — для всех, все — для всего... все дети одной матери — правды» — глава 28-я.)
IV. Итог урока
К концу романа Ниловна считает, что правда сына воскресила ее душу, а дружба «детей» — и рабочих, и городской интеллигенции, — согрела ее пламенем искренней любви. Не случайно в финальной сцене Ниловна говорит жандарму и народу: «душу воскресшую не убьют... морями крови не угасят правды».
Домашнее задание
Подготовить письменные ответы на следующие вопросы:
1. В чем Ленин видел пользу романа Горького?
2. Назовите «сильные» и «слабые» страницы романа. Почему их можно так назвать?
3. В чем связь Рахметова с Павлом Власовым?
Уроки 32—33. Сочинение по творчеству А. М. Горького
Темы сочинений:
1. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве Горького.
2. «Каждый сам себе судьба» (по ранним романтическим произведениям Горького).
3. Спор о человеке в драме Горького «На дне».
4. Что лучше истина или сострадание?
5. Правда и ложь в драме «На дне».
6. Человек в творчестве Горького.
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Человек в творчестве А. М. Горького»
I. Введение
Истоки горьковской концепции Человека. «Ницшеанство» раннего Горького. Человек как одна из главных тем в творчестве писателя.
II. Основная часть
1. Романтические герои ранних рассказов.
— Сильная, гордая, свободолюбивая личность.
— Противоречия человеческой души.
— Противостояние идеального мира героя реальному, далекому от романтического идеала.
— Самоотверженное служение людям Данко как выражение идеала самого писателя.
— Подвиг как сопротивление общему течению жизни.
2. Космический масштаб Человека в поэме «Человек».
— Вера в силу, мощь человеческого разума, в его творческие, преобразующие мир возможности.
— Человек в центре Вселенной Горького.
3. Спор о назначении человека в драме «На дне».
— Атмосфера духовного разобщения людей.
— Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.
— Различные позиции в отношении человека Бубнова (правда «факта», пессимизм, скептицизм, цинизм), Луки (утешительная философия), Сатина (вера в человека и его силы — выражение авторских идеалов: «Человек — это звучит гордо!» «Все — в человеке!»).
4. Тревога за человека в «Несвоевременных мыслях».
— Предупреждение об опасности разрушения личности в ходе революционных преобразований.
III. Заключение
Трансформация концепции Человека на протяжении творческого пути Горького. Общий гуманистический пафос — вера в Человека.
Творчество М. Горького и А. А. Блока
Урок 34.
Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)
и А. Блока («Интеллигенция и революция»)
Цель урока: показать общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького.
Методические приемы: лекция учителя; отработка навыков конспектирования.
Ход урока