Диалектика и метафизика. Их виды
Что такое философия. Специфика философского знания.
Филосо́фия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
•имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
•носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Диалектика и метафизика. Их виды.
Диалектика — искусство спорить, вести рассуждение — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.
Существует два основных вида диалектики по содержанию: идеалистическая и материалистическая.
Впервые диалектика, как учение о развитии, предстала в философии Гегеля: он создал систему идеалистической диалектики. Гегель сформулировал основные законы и категории диалектики (например закон единства и борьбы противоположностей)
В противовес концепции Гегеля Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику, которая рассматривает развитие как атрибут материи, а не только духа, они расширили сферу диалектики, не ограничивая ее только духом. Они распространили действие ее законов на природу человеческой истории, общество и на научное познание.
По сфере проявления диалектика подразделяется на:
Объективную.Это процессы развития в природе (эволюционные процессы, рост организмов) и обществе (рост науки и техники, производства, изменение социальных отношений)
Субъективную.Это развитие сознания, т.е. развитие понятий, появление новых идей, теорий.
Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Метафизическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.