Схема 7.Диалектика и метафизика

Решение вопроса об общей структуре мира, а также человека, включая и состояние, в котором он находится, является относительно самостоятельным вопросом. Независимо от подхода к решению основного вопроса философии вопрос сущности, бытия мира и человека может быть решен в принципе одинаково. Материализмможет быть метафизическим и диалектическим, также и идеализм может быть метафизическим и диалектическим. Из этой посылки со всей очевидностью следует вывод - материализм и идеализм, метафизика и диалектика представляют собой различные способы раскрытия вопроса взаимоотношения «человек-мир». Причем на каждом отрезке времени эти способы наполняются соответствующим содержанием и осознаются по-разному. Вообще - философию нужно рассматривать как особую форму общественного сознания, которая отражает отношение «человек-мир» под углом зрения природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в мире, возможности познаваемости мира. Будучи связана со всеми формами общественного сознания, философия не является их суммой и не может быть сама растворена в какой-либо из форм общественного сознания.

Одним из существенных вопросов является вопрос о соотношении философии с наукой. В древности и средние века философию называли наукой наук, в новое время, а порой и в наши дни философию пытались определить лишь как науку о наиболее общих законах развития природы, общества. Мы при этом забывали, что философия это особый вид мировоззрения.

Предмет философии может быть рассмотрен в трех аспектах -онтологическом, гносеологическом и логическом.

Онтология - это прежде всего, учение о бытии. В этом аспекте философия пытается дать ответ на вопросы: Что есть мир, какова его природа? Что есть человек, и какое место он занимает в мире? В чем смысл человеческого бытия?

Гносеология - это наука о познании, В этом аспекте философия предстает не как зеркальное отражение созерцательного восприятия в сознании, а через призму практически - деятельного отношения человека к миру и самому себе.

Логика - это отражение предмета философии в понятийно-категориальной системе. Содержание понятийно-категориального аппарата (его структура и диалектика) отражает динамику развития деятельности человека и взаимосвязи - "человек-деятельность". Логические формы отражения - итог познавательной деятельности (ступеньки познания мира), средство его преобразования.

Все три аспекта философии неразрывно связаны между собой. В целом же структура философии складывается, в современном понимании из: онтологии (наука о бытии), гносеологии (наука о познании), философии природы (учение о взаимодействии природы и общества), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии (учение об обществе), аксиологии (наука о ценностях), глобалистика (философия глобальных проблем).

К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую практически-деятельную функции.

Методологическая функция выделена на первое место, поскольку основные положения философии имеют общенаучное значение и являются методологическими для каждой из форм общественного сознания. При этом под методологией следует понимать систему основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу оценке явлений.

Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru

Схема 5. Функции философии

Вопросы для повторения

1. Какое место принадлежит философии в системе научного знания?

2. Почему философия является ядром мировоззрения?

З. Как формулируется основной вопрос философии? Как исторически и логически связаны две стороны основного вопроса между собой?

4. В чем заключается качественное отличие материализма и идеализма?

5. Почему философию можно назвать душой всей культуры?

6. Почему материализм и диалектика античной эпохи оцениваются как наивные?

Литература

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М. 1999.

2. Маркс К. К критике политэкономии. Предисловием. 1983. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13

З. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс соч.2-е изд. Т. 21. 4. Что такое философия // Вестник Московского университета. -1995.-N2-3

Схема 7.Диалектика и метафизика - student2.ru

Глава II

Исторические типы философии

 
 
В

литературе, посвященной истории философской мысли, выделяются следующие основные типы: философия Древнего Востока, Античная философия, философия

средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, немецкая классическая и немецкая материалистическая философия, диалектико-материалистическая философия, русская философия и современная зарубежная философия.

Специфика каждого исторического типа философии определяется особенностями исторической эпохи, уровнем развития науки и культуры, менталитетом и традициями народов. Но вместе с тем и в разные периоды истории между основными типами философских учений сохраняются стержневые объединяющие темы и определяется преемственность, что является основой для утверждения о единстве исторического философского процесса.

Философия Древнего Востока

Зачатки философских идей уходят корнями в далекое прошлое - они появляются в недрах мифологического осмысления действительности.

Философия Востока очень своеобразна и самодостаточна. В отличие от западной прагматичной философии она тяготеет к созерцанию. Основные особенности восточной философии можно свести к следующему:

- в гносеологии в качестве основополагающего метода используется интуиция, озарение. Здесь ключевым моментом выступает холизм (от греч. holon – целое) – учение о всеохватывающей целостности мира;

- в онтологии наличествует мистическая, рационально непостигаемая безличная первооснова мира (карма, брахман, абсолют). Древнекитайский философ Лао-Цзы называет основу мироздания – Дао: «Дао – корень неба и земли, дао – мать вещей, дао лежит в основе мира»;

- в антропологии мир предстает как единая система, охватывающая природу и общество;

- в социальной философии высокая роль отводилась гуру (учитель, наставник, тот кто просветляет). Например, Конфуций, Гаутама, Лао-Цзы.

Философия Древней Индии может быть разделена на три исторических периода:

1. Ведический – 1500 – 500 г.г. до н.э.;

2. Брахманово-будийский (классический) – 500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.;

3. Индуистский – с 1000 г. и дасее.

Уже в древнеиндийской философии был поставлен вопрос об общем основании мира. Таким основанием считался безличностный мировой дух -"Брахман". Душа бессмертна, но уступает мировому духу по совершенству. Душа связана с телом. Душа (атман) подчинена всеобщему закону (карме). В мире постоянно происходит "Сансара" переселение душ. Эти переселения следуют одно за другим. Конечное состояние этого процесса - "мокша", то есть освобождение человека от житейских невзгод и соединение с мировым духом - "Брахманом".

Другие древнеиндийские учения "свабхава-вада" и "паринама-вада" видели в основе мира не духовное, а материальное начало - огонь, воду, свет и др. Все эти учения признавали целостность мира.

Некоторые учения, например "локаята", понятие мира выводили из понятий "лок" - община, люди. Буддизм считает, что мир, постоянно изменяясь, не позволяет человеку достичь совершенства. Поэтому полное блаженство, "нирвана", достигается путем углубленного самосозерцания. В древнеиндийской философии отношение "человек-мир" исходит от безличностного начала. Позже на первое место выходит человек и его роль в мире.

Конфуций. Китайская философия центром своего внимания называет человека. Виднейшим представителем древнекитайской философии по праву считают Кун-Цзю (Конфуций). В основу нашего мира он полагал волю Неба, которая предопределила порядок вещей, основанный на добре и гармонии. Национальная вражда, войны, революции и другие катаклизмы возникают в силу того, что люди нарушают этот порядок.

В VI-V вв. до нашей эры китайская философия уделяет все большее внимание человеку. Особенно это проявилось в конфуцианстве. Учение Конфуция (551-479г до н.э.) носит этико-гуманистический характер: "довольствуйся малым", "не уподобляйся урагану, а молча жди перемены ветра".

В IV-III вв. до н.э. активно развивается даосизм. "Дао" -дух, естественное основание всего сущего. Все должно подчинятся закону Дао. Здесь, пожалуй, впервые ставится вопрос о соотношении свободы и необходимости. А затем, в рамках этой философии, возникла мысль - если есть законы природы, должны быть и законы общественной жизни.

Таким образом, характерной особенностью философии Востока была эволюция освоения человеческой действительности, эволюция, в которой происходил переход от мифологической фантазии к рациональному мышлению, от безличностных картин мира к картине мира, где человек шел к осознанию смысла своего бытия.

Античная философия

Один из основателейгреческой философииФалес Милетский(V1I-VI в до н.э.), впервые поставил вопрос о выявлении основополагающего начала мира. Таким началом он считал воду. "Все из воды и все возвращается в воду". Философия уже в своём зарождении искала единство в наблюдаемом многообразии вещей. Он обосновывал неуничтожимость первоосновы бытия.

Вслед за Фалесом философы принимают за единое начало всего сущего то воздух (Анаксимен), то бескачественное, беспредельное начало "апейрон" (Анаксимандр), то огонь (Гераклит), то атомы (Демокрит), то совокупность четырех стихий — огня, воздуха, земли, и воды (Эмпидокл).

Мир в античной философии выступал как макрокосм, а человек как микрокосм. Важный шаг сделал Гераклит, утверждая идею изменчивости и текучести бытия: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Он выдвинул три принципа греческой натурфилософии:

1. Материальность, закономерность и внутренняя необходимость мира;

2. Взаимопревращение вещей - основная форма развития;

3. Борьба противоположных начал - суть причина движения: "Борьба-царь всего, отец всего".

Гераклит считается основоположником античной диалектики.

Парменид(VI-Vвв до н.э.) впервые поставил вопрос об отношении мышления к бытию. Истинное бытие постигается мышлением и по своей природе оно едино, бескачественно, неподвижно и безгранично. "Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит". Последователь Парменида Зенон утверждал положения, вскрывающие противоречивость движения.

Протогор развивал идею о том, что - "человек есть мера всех вещей". Он учит, что во всех случаях следует исходить из собственного мнения.

Софистика подготовила антропологический поворот в исследовании истории, совершенный Сократом (470-399 г до н.э.) - "познай самого себя". Отныне философия в значительной мере переходит от изучения природы к изучению человека.

Платон(427-347) - создатель первой продуманной системы античного идеализма. Он онтологизировал идеи, признавал их самостоятельно существующими в особом мире. Реальный мир, по его мнению, бледная копия мира идей. Мир - всеобъемлющий космос. Государство состоит из философов-правителей, воинов-стражников, свободных тружеников. Космос для него - высший вечный мир умопостигаемых вещей. Человек - разумная, яростная и вожделеющая душа.

Последователь Платона - Аристотель(384-322 г.г.до н.э.) критиковал своего учителя. Он утверждал, что сущность вещи не может быть вне самой вещи. Всякая вещь существующая сама по себе неотделима от своей сущности. Вещи существуют по мнению Аристотеля по некоторым причинам (началам):

1. Материальная причина;

2. Форма определяет существование вещи;

3. Движущая причина;

4. Целевая причина.

Цель познания по утверждению Аристотеля, отыскание причин существования каждой вещи. Этот же мыслитель начал разрабатывать основы телеологии - учения о целесообразности мира.

Мыслители Древней Греции и Рима оказали определяющее влияние на все последующее развития, не только философии, но науки и культуры в целом.

Античные мыслители совершили самое значительное открытие: открыли человеческую душу, дух и человека, в сегодняшнем понимании.

Философия средних веков

Раннее средневековье. Сформировавшись в эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции хранения, передачи и умножения теоретических знаний на протяжении последующего тысячелетия.

После того как на территории Римской империи распространилось христианство, античная философия претерпела довольно значительные изменения и переработку. Христианские философы-богословы проделали грандиозную работу по осмыслению текстов Ветхого и Нового Заветов. Ими была заложена основа средневековой философии, которая к концу XIV века трансформировалась в целостную систему знаний. В ее основе лежит евангельская и апостольская идеология в их органическом синтезе с греческой (рационалистической) философией. Философское знание средних веков можно условно разделить на периоды: апологетики, патристики и схоластики. При этом патристика может быть разделена на восточную и западную.

Апологетика (от греч. apologiya – защита). В конце II и начале III века образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя приемы и способы античной философии. Апологетические работы писались многими учеными, исповедующими христианство. Наиболее значимыми трудами считаются апологии Юстина, Татиана, первых христианских философов Климента Александрийского, Тертуллиана и др. Их работы также называют доникейской теологией, поскольку они писались до проведения Никейского собора 325 года. Тертуллиан(около 160-220г.) - представлял латинскую апологетику. Его работы "Апологетик", "О душе", "О плоти Христа", "Против Маркиона". Главная тема этих работ - анализ деятельности греческой и римской Христианской церкви, различие веры и разума. Он считал необходимым доказывать истину и проверять ее при помощи логических методов. Сравнивая Сократа и Иисуса, он утверждал "Сократ разработал основы абстрактного мышления, Иисус - новую мораль, которой призывал следовать". Тертуллиан сравнивает Афины и Иерусалим. Разум должен остановиться перед несокрушимостью веры, говорил он. Ему приписывают также высказывание - credoquiaabsurdumest - верно, потому что нелепо, хотя в текстах его работ именно такой формулировки нет. В его учении много парадоксов. Отвергая принципы жизни Афин и логику античности, он постоянно пользуется их логикой. Ему принадлежит введение в латинский язык слова личность - persona. Большинство его работ посвящено практической этике, в основании которой лежит свобода и первородный грех. Следуя за апостолом Павлом, Тертуллиан определял природу человека как свободу выбора, что его и приводит к первородному греху. Это же дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл только там, где есть свобода.

Патристика. Греческой восточной патристике принадлежит приоритет в формировании основных догматов христианства, а именно триединства -божества, Боговоплощения и спасения.

Афанасий Александрийский (Великий) прославился в борьбе с ересями. Для того чтобы считаться отцом церкви священнослужителю первых веков христианства необходимо было - святость жизни, ортодоксальность учения и признание церковью. Этого добился своей деятельностью Афанасий Александрийский. Он участник Никейского собора. Став епископом - постоянно занимался обоснованием второй ипостаси Бога - Сына - Логоса. Лица Троицы не соподчинены, а единосущны. Назначение Сына - спасти человечество. Идея спасения (сотериология) - личная проблема каждого человека и каждый идет своим путем. Цель каждой человеческой души - обретение духовности (благодати), стяжение Духа Святого.

Наиболее видные представители греческой патристики жили в Кападокии (область Малой Азии) поэтому их называют Каппадокийцами. Это Василий Кесарийский (Великий), его младший брат Григорий Нисский и его друг Григорий Незнанзин (Богослов). Наиболее известные работы "Шестоднев" Василия Великого, "Большая огласительная речь" Григория Нисского. Они отредактировали Символ Веры и поставили точку в решении тринитарной проблемы. Чтобы правильно понять текст Священного писания, по их мнению, следует отбросить все, что не есть Бог и перейти на позиции апофатической теологии.

Катафатическая (положительная) теология - это познание Бога, его сущности. Сочетание апофатического и катафатического наиболее четко прослеживается в таком замечательном памятнике восточной патристики Vв. как "Ареопагитик". Этот трактат содержит в себе сочинения: "О божественных именах", "О небесной иерархии", " Таинственное богословие".

Таинственностью дышат эти работы. Их автор остается для нас тайной. Некоторые исследователи считают, что им был грузинский монах Петр Ивер. Впервые появилась эта работа в константинопольском соборе в 532 году. Подписана она ДионисиемАреопагитом - сподвижником апостола Павла. Затем выяснилось, что они по стилю написания близки к неоплатонику Проклу. Но как бы там ни было, это произведение заслужило великую славу и очень долгую религиозно-философскую жизнь.

Толкователем Ареопагитик впоследствии стал Максим Исповедник(530-622). Он обосновал аскетику и мистику.

Развитие восточной патристики завершается работами ИоанаДамаскина (675-753) который свел воедино канонические положения Христиан и обосновал тезис свободы воли.

Латинская патристика - опирается на труды Гиллонийского епископа Аврелия Августина (354-430). Наиболее значительные работы - "Исповедь", "О граде Божьем". Он систематизировал христианское учение на основе мировоззренческих положений неоплатонизма, развивал идею о том, что Бог как Дух, творя мир из ничего, руководствовался теми совершенными идеями - образами, которые содержались в его уме.

Время (по Августину) возникло с момента сотворения мира. Мысли о прошлом - свойство памяти, о будущем - способность надеяться. На самом деле существует только настоящее, которое и помогает осмыслить нашу память (прошлое), и нашу надежду (будущее). Августин заставил мыслить европейское сознание в категориях морального прогресса, в основе которого лежит христианский оптимизм. Христианская душа обладает разумом - это разумная душа. Вера предшествует рациональному постижению. "Credoquiautintelligam" - верую, чтобы понимать.

Завершается ранняя средневековая философия авторами, не являющимися отцами церкви, но тяготевшими к латинской патристике.

Боэций (480-524) - его называли "Последний римлянин". Его перу принадлежит произведение "Утешение философией". Написано это произведение в тюрьме. Автор в своём трактате использовал положения античной философии, классифицировал семь свободных искусств, которые предложил делить на два раздела: I - грамматика, риторика, диалектика; II - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Схоластическая философия XI-XIVв.в. Иоанн Скот Эриуген (810-870) - перевел «Ареопагетик» на латинский язык и написал трактат "О разделении природы", изучаемый на протяжении всех средних веков. Здесь поднимается важный вопрос о соотношении разума и авторитета. Под разумом понимается разум Бога, который не нуждается в поддержке со стороны авторитета. Авторитет же представляет собой божественную истину, записанную святыми отцами в назидание потомкам. "Мы знаем, что разум первичен по природе, авторитет же вторичен по времени. Авторитет рождается из истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета. Всякий авторитет, не подтверждаемый разумом, представляется слабым".

Само слово схоластика происходит от греческого shola - школа. Схоластика в ее классическом понимании начинается в XI веке. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего, о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов. Первым на этом пути преуспел Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Северной Италии в дворянской семье. Затем он постригся в монахи в монастырской школе Ланерранка в Нормандии, принял епископство Кентерберийское и стал главой английской католической церкви (1093). Основное теологическое сочинение Ансельма - "Почему Бог вочеловечился?" В 1092 году он вступил в Лютеранский собор. Его подвижнический образ жизни и благорасположение к людям удивляли тех, кто непосредственно сталкивался с ним. Окончательно Ансельм канонизирован только в XIX веке.

Ансельма Кентерберийского называли в Англии вторым Августином. Он стремился размышлять для того, что бы понимать "credoquiautintelligam". Еще более знаменита его работа "Прибавление к рассуждению" (Proslogion). Даже безумец (по мнению Ансельма), произнесший - "Нет Бога", понимает при этом слово Бог. Кто внушил ему это как не сам творец? Наличие этой идеи в человеческом сознании - суть доказательство объективного бытия Бога. По античной философии основания бытия и основания познания совпадают. Иными словами, созданное человеческим сознанием понятие абсолюта свидетельствует о бытии такого абсолюта. Чтобы доказать что-то, в том числе и бытие Бога, необходимо владеть логикой (диалектикой).

Последующим виднейшим схоластиком, без сомнения, можно назвать Петра Абеляра (1079-1142) который родился в рыцарской семье, получил прекрасное образование. Его знаменитые труды "Диалектика", "Схоластическая теория", "Да и нет", "Этика или познай сам себя". По его мнениюбогопознание можно совершить только через себя. Абеляр вносит свой вклад в спор номиналистов и реалистов. В схоластическую эпоху крайние реалисты считали, что общие идеи реально существуют до единичных вещей (anteres) отсюда и название реалисты. Это, например Гильом из Шампо. Умеренные реалисты (Ансельм Кентерберийский) согласились, что общее существует в вещах (inrebus).

Номиналисты (от лат. nomerumo) отрицали реальное существование универсалий. Росцилин как представитель этой школы считал, что общее существует после вещей (postres) - это всего лишь слова, звуки, - вне единичных вещей не существует ничего. «Нет цвета вне конкретного цвета» - утверждали они. Абеляр, ученик Гильома стал на серединные позиции -универсалии находятся в вещах (inrebus). Абсурдно утверждать, что реально существует человечность, а людей нет, реально существует божественность, а Бога нет. Вещь по Абеляру это то, что нумерически одно; "Эта книга", "Сократ", "Человек не есть что-то отличающееся от Сократа. Это способ бытия Сократа". В священном писании есть моменты выше разума, но не противоречащие ему.

С Роберта Гроссетеста (Большеголовый), Линкольнского епископа, первого канцлера Оксфордского университета (1175-1253), по мнению некоторых современных историков, вообще начинается наука.

В трактате Гроссетеста "О свете" (DeLuce) проводится мысль, что вначале была материальная светоточка. Свет - тонкая телесная субстанция, чья разреженность приближается к бесконечности, к той форме, которая существует без телесности (к Богу). Поэтому свет, будучи первой телесной формой более близок к Богу. Свет распространяетсяво всех направлениях, световая точка образует сферу любых размеров.

Историко-философский анализ помогает вскрыть три источника, к которым восходит теория света - Ветхий завет, Платон, Аристотель. В Пифагорейской таблице противоположностей свет находится рядом с добром в хорошем месте. По мнению Гроссетеста есть числа-боги: Самая простая форма - I. Материя может изменяться и имеет двойственную природу, поэтому ее обозначают двойкой. Свет = форма + материя, поэтому это - 3. А сфера, состоящая из четырех элементов - 4. Если сложить все цифры =10. Поэтому 10 - это число универсума, совершенное число вселенной. Формы бывают двух видов: спиритуальная (Бог) и телесная (свет).

Последователь Гроссетеста- Роджер Бэкон(1214-1294), которому приписывают фразу - "Знание - сила", интересовался физикой света, пытался смоделировать радугу в лаборатории. Ему принадлежит несколько «сумасшедших» идей: создание подводной лодки, летательных аппаратов, автомобиля. Наиболее известное произведение - "Большой труд". Независимость взглядов монаха-францисканца привела его в тюрьму, где была написана последняя его работа по теологии.

Фома Аквинский - центральная фигура в религиозной философии XIIIвека (1225/26 - 1274 г.г.). Человек знатного рода Неаполитанского королевства. Получил классическое образование в Бенедиктском монастыре, а затем (1245 г.) в Парижском университете. На его научную деятельность обратил внимание Ватикан и в 1259 году Папа Урбан IV вызывает его в Рим. Фома впоследствии стал главным идеологом римской католической церкви. Его работы "Сумма против язычников" (она же "Сумма философии"), "Сумма теологии", "Единство разума против аверроистов" являются наиболее известными.

Фома Аквинский - основатель теологической теории происхождения государства и права. В "Сумме теологии" им рассмотрено около 3000 вопросов. Для того, чтобы убедить сомневающихся в вере надо прибегнуть к философии, которая, выполняя служебную роль, может доказать существование Бога.

Ф. Аквинский дает пять факторов для доказательства существования Бога:

1. Движение необходимо помыслить источником развития, который сам не двигается ничем - это Бог.

2. Есть первая производящая причина - это Бог.

3. Следует предположить некую необходимую сущность, которая сама составляет необходимость всех вещей - это Бог.

4. Степень совершенства вещей и предельная степень совершенства есть Бог.

5. Все вещи лишены разума, но устроены целесообразно, следовательно, есть разум их регулирующий, все предусматривающий. Это опять же Бог.

Аквинский ставит своей задачей сблизить теологию с философией. Он утверждает, что блаженство вне воли, человек хочет достичь блаженства, но оно стоит вне его воли. «Все что соответствует разуму», - писал он – «добро, что ему противоречит – зло».

ИоанДунс Скот (1205/06-1308г.г.) учился в Оксфорде, затем там преподавал, читал лекции в Сорбоне, использовал переводы Аристотеля. В науке известен своей концепцией о двойственности истины. Считал, что теология должна распространяться, прежде всего, на мораль, иными словами теология практична, а философия теоретична. Он вводит в науку понятие Абсолют, охватывающий всю сущность (в том числе и Бога).

Улиям Оккам (1300-1349г.г.) поставил точку в споре о двойственности истины - идеи - это вещи, созданные Богом - утверждал он. Он многое перенял из учения Аристотеля, Платона, Гросстеста. Суть его концепции выражена в так называемой "Бритве Оккама": "То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего"; "Без необходимости не следует утверждать многое". Последователи вывели из этих двух синтеций вывод: "Сущностей не следует умножать без необходимости".

Воинствующий аскет Бернар Клеровский (1091-1153г.г.) - аббат монастыря в Клерво, один из вдохновителей второго крестового похода, оппонент и гонитель Абеляра. Источником идей для него служили Ветхий завет и Евангелие. Он считал, что апостолы научили его жить. Чтобы общаться с Богом нужны аскетизм и подвижничество. Высоко ценил дух человека. Различал четыре степени любви и 12 степеней смирения.

Видный мистик Бонавентруа (1217-1274г.г.) родился в Италии. В своей знаменитой книге "Путеводитель души к Богу", говорил, что всякое познание человека - это познание Бога.

В какие бы противоречия не впадала средневековая мысль, ее достижения велики, средние века значительный этап в пути развития человеческого разума к истине, добру и красоте и на этой основе к совершенствованию человека.

Философия эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения интерес к античной философии и культуре возрастает, идеалом становится не церковное знание, а светское начало. Происходят качественные изменения в живописи, литературе.

Мировоззренческая установка Возрождения состояла в открытии самоценности человеческой личности, в гуманистической направленности познания. Однако связывать Ренессанс только с возрождением античной культуры - неправильно, духовного и христианского в нем тоже было достаточно много, осуществлялось переосмысление христианской традиции.

В эту эпоху Савонарола из Флоренции протестует против роскоши папства и извращения учения Христа.

Особенность философии возрождения - "секуляризация" -освобождение от церковного влияния. Мыслители Ренессанса стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из них опирается на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

С именем Петрарки Франческо (1304-1374г.г.) связывают начало гуманизма в Европе. Петрарка ставит своей задачей повернуть философию к проблемам человека, поставить в центр ее внимания внутренний мир людей. Его основные труды: "Моя тайна" (1342-1343г.г.), "Об уединенной жизни" (1346г.), "Инвектива против врага" (1352-1353г.г.), "Старческие письма" (1361г.), "Книга о делах повседневных" (1366г.).

Петрарка отрицал схоластику. Философия в его понимании должна изучать человека. Истоки такой философии он видит в диалогах Платона. Отказывается он и от идей Аверроэса. Аверроизм, по его мнению, изучает природу поверхностно - знает, сколько перьев у орла, сколько волос в гриве льва, но не знает о сущности человека. Главное в человеке, в его концепции, добродетель. Знание идет от Бога, т.е. источник знаний - Бог.

Николай Кузанский (1401-1464г.г.) был кардиналом римско-католической церкви, родоначальником ренессанского платонизма. В своей философии он отходил от схоластики и ортодоксальных традиций средневековья, уделял внимание проблемам астрономии и космографии, математики. Основные труды: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Книги Простеца", "Апология ученого незнания", "О вершине созерцания".

Считал, что познание дано человеку Богом. Бог непознаваем, поэтому предел познания - Бог. Человек отражает весь мир, всю вселенную, главное в жизни человека - его деятельность. Для доказательства своих идей применял геометрию.

Другой философ, Пико дела Мирандола (1463-1494г.г.), глубоко образованный аристократ, учился в Италии, Франции, в своем творчестве испытывал влияние платонизма, смело выступал против засилья схоластики и догматизма. Наиболее известные его трактаты: "Гепталл" (толкование семи дней творения), "О сущем и едином", "Рассуждение против астрологии". Мирандола анализировал христианское учение о создании человека Богом по-своему - в свете идей античной философии. Человек - центр Вселенной, выше всех смертных существ. Бог создал человека свободным и разрешает ему самостоятельно творить свой образ. Воля Бога - выше воли человека, но Бог не подавляет человека. Философию рассматривал как путь к естественному счастью. Сверхъестественное счастье дается через веру и Богопознание. Следует знать также и восточную философию, говорил он, изложенную в книгах Гермеса Тримечиста, а также Каббалу. Для познания Бога пытался объединить методы Аристотеля, Каббалы и платоновскую диалектику.

Типичный представитель ренессансной университетской культуры ПомпонацциПьетро (1462-1525г.г.) вышел за рамки аристотелевской традиции и схоластики. Основные труды: "Трактат о бессмертии души", "О причинах сверхъестественных явлений", "О фатуме, свободе воли и предопределении". Это - философ, который предопределил идею о двух истинах (вера и разум). Бессмертие души несомненно, но это истина веры, а не разума. Зло существует ради "Блага вселенной", зло - часть гармонии, а бог есть безграничное начало, являющиеся гарантом природного закона.

Самый известный политический философ Европы вплоть до сегодняшнего времени, Макиавелли Никколо (1464-1527г.г.). В своих трудах "Государь", "История Флоренции", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" - Макиавелли обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политики. Философия истории дополняется у него философией человека. В работе "Государь" Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике, опираясь на античный опыт. Опорой власти, утверждал он, служат сила и культ личности государя, а так же - бюрократический аппарат. Но, чем больше у государя власти, тем больше возможности ее потерять. Абсолютного властителя вполне можно заменить на другого, куда труднее заменить парламент. Власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего - религия и мораль. Что не допустимо, по мнению Макиавелли, в личной жизни - ложь, вероломство и т.д. - вполне допустимо в политике.

Политический деятель, лорд-канцлер Англии, философ и историк Томас Мор (1478-1535г.г.) за выступления против реформации в Англии был казнен Генрихом VIII. Основные его книги: "История Ричарда III", "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (сокращенно "Утопия"). Как страдалец за католическую религию папой Пием XI в XX в. Мор причислен к лику святых. "Утопия" (греч.) означает место, которого нет. Столица Утопии "Амауретто" переводится как "исчезающая". Главные идеи, пропагандируемые им - ликвидация частной собственности, всеобщая трудовая обязанность, свободное развитие граждан, достижение счастья как удовольствия творчества.

Монтень де Мишель (1533-1592г.г.) - французский дворянин, мэр г.Бордо, сторонник Генриха IV. Придерживался философии скептицизма. Пестрое многообразие философских взглядов показывает не богатство мысли, а бессилие человека - писал он. Основная работа "Опыты" - являлась его единственным шедевром, и произвела огромное влияние на философскую мысль и культуру Европы. Писал он cвою работу на французском, ане на латинском языке. Цель - приблизить философию к человеку. Добродетель в его понимании состоит в жизни, функционирующая в согласии с законамиприроды. Дела веры выше разума, но философия не служанка теологии, а самостоятельное знание. Постоянно сомневаться в своих знаниях - это нормальное состояние для ученого. Вечный вопрос: "Что я знаю?" - лозунг Монтеня.

Философия эпохи возрождения может быть названа одним из самых дорогих и ярких алмазов в короне мировой культуры.

Философия Нового Времени

Философия Нового Времени завершила окончательный поворот к утверждению самостоятельности человеческого разума, к признанию его основой поведенческой и познавательной деятельности человека. Основоположниками философии Нового Времени принято считать Френсиса Бэкона (1561-1626г.г.) и Рене Декарта (1596-1650г.г.).

Для этого периода философской мысли характерно восстановление в правах самоценности природы и человеческой индивидуальности. Философская база эпохи возрождения выдвинула в качестве первостепенной философской задачи обоснование а

Наши рекомендации