Диалектическая и метафизическая концепции развития
В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположность. В качестве таковой выступала метафизика,или «антидиалектика», по определению Г.Гегеля.
Как способ философского мышления, метафизика возникла в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар. В творчестве Аристотеля под метафизикой понималось учение о неких началах всего существующего. В таком значении термин употреблялся до XVIII в.
В средние века метафизическое мышление нашло свое выражение в догматичности христианства. Ведь в то время мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, иерархичен.
Расцвет метафизики пришелся на XVII —XVIII вв. Это было обусловлено господством в то время математики и механики как точных наук. Естествознание того времени оставило в наследство привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их великой общей связи. Предметы воспринимались как вечно неизменные, не живые, а мертвые. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек как мыслящая машина. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном к механическим принцессам. Метафизика этого времени не только «царствовала» в естествознании, но проникла в философию и пронизала ее. Идея общественного прогресса еще не утвердилась достаточно широко, а мир рассматривался по частям,а не как единое целое.
ВXIX в. на почве крупных достижений в естествознании (Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер) и философских науках (Г.Гегель) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимозависимость природы и общества, человека и мира, Материи и Духа. Это и есть та связь, которая придает миру стройность и гармоничность, т.е. Красоту. Метафизика была значительно потеснена в науке, но вместе с тем сохранилась как недиалектический способ мышления.
Характерные признаки метафизикикак концепции развития и как метода мышления состоят в основном в следующем.
С позиции метафизики объект изучается как простая (механическая) суммачастей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями.
Метафизика — это одномерное(одностороннее) восприятие объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, преувеличение роли отдельной личности в истории).
Развитие воспринимается метафизиком лишь как простое уменьшение или увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как движение по кругу,не выходящее за его пределы.
Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его «вовне», за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная «форма», у Платона -вечная идея, Гегель таковым считал таинственный «мировой разум», а Ньютон — некий «перводвигатель». В христианском вероучении внешним источником всего сущего считается Бог как Творец.
Метафизика противопоставляетстарое и новое в развитии как якобы не связанное друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания, как нигилизм, анархизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного («до основания») отрицания прошлого страны, ее опыта и традиций как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.
Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана, в частности, в конспектах В.И.Ленина «Философские тетради». По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития как саморазвития. Метафизика, с точки зрения Ленина, «нежизненна», «бледна», «суха» и «мертва», так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому росту. Она вскрывает в нем противоречия и скачки, переход предмета в свою противоположность, возникновение нового и иные сложные процессы, сопровождающие развитие.
Метафизика имеет место в науке и политике, в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные ее проявления.
Так, догматизмподчеркивает момент устойчивости в развитии. Он представляет собой некритический и нетворческий («застывший») тип мышления. Это — мышление догмами, которые, по словам В.И.Ленина, есть «нечто мертвое, застывшее, закостенелое», якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы марксизма и др.). Догматизм в науке, в политике и быту всегда есть противник новизны и реформ.
Напротив, релятивизмподчеркивает и абсолютизирует момент изменчивости в развитии. Еще Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Его соотечественник Кратил заявлял, что в одну и ту же реку нельзя вступить даже и один раз. По его мнению, в силу текучести всего любое событие всегда превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. По его мнению, вся кое высказывание правильно, у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий также исповедовали релятивизм, полагая, что якобы «ничего не существует», «ничего невозможно знать».
Софистикатакже есть проявление метафизического мышления, и она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика — это подмена и неоднозначность понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя ничего сказать. Следовательно, никто не может лгать».
Эклектикапредставляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета, выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, если из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.
Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее познавательные возможности. В своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется все же не столько теоретически ми знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. В быту метафизика является основным способом рассудочного(нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, рассудок обслуживает нужды человека в рамках «четырех стен его дома». Метафизический тип сознания совершенно естественен для большинства людей. Неся в себе определенные «зерна» истины, он вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, создаваемой теоретическим мышлением.
Итак, диалектика — это система теоретического знания о связях и развитии внешнего мира. Несложно сделать вывод о том, что диалектическое мышление не может быть прирожденным свойством человека. Будучи достижением и достоянием всей истории философской мысли, оно может быть усвоено человеком лишь на основе весьма тщательного изучения. Разумеется, диалектика как способ описания мира далеко не всесильна. В своей действительности мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие его процессы как бы не «вписываются» в классические схемы диалектики. Существует многообразие типов движения, и для их объяснения и описания требуется поиск различных теоретических моделей развития. Необходима многомерная картина развития мира, основанная на научном принципе дополнительности. Диалектику как теорию развития и способ философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Однако она должна быть сохранена как важный элемент философской культуры человечества. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.