Диалектическая и метафизическая концепции развития

В истории философской мысли существовала не только диалекти­ка, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, ме­тафизика, или "антидиалектика", по определению Г.Гегеля.

Как способ философского мышления, метафизика появилась в Древ­ней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть не­подвижный шар, состоящий из двух частей — светлой и темной. В твор-^естве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых нача-1ах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значе-ши — как наука о бытии — данный термин употреблялся до XVIII в.

В средние века элементы метафизического мышления нашли свое выражение в основном догмате христианства и религиозной филосо­фии "Все, что есть — все от Бога". Ведь в то время мир рассматривался : позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, в нем существует иерархия. В средние века метафизика служила целям теоло­гического обоснования бытия Бога.

Расцвет метафизики пришелся на XVII — XVIII вв. В это время и термин "метафизика" уже обрел иное звучание — как недиалектичес­кий способ мышления, отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем (Х.Вольф и др.). Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы приро­ды в их обособленности друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек — как машина, хотя и мыслящая.Все богатство и разнообразие форм дви­жения материи сводилось, в основном, к механическим процессам. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. Метафизика того вре­мени не только "царствовала" в естествознании, но проникла также в философию и пронизала ее своим духом. В исторических науках идея общественного прогресса и единства мировой истории еще не утверди­лась, за исключением отдельных догадок об этом.

В XIX веке на почве крупных достижений в естествознании {Т.Шванн, Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер и др.) и философс­ких науках {Г.Гегель и др.) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической свя­зи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира. Материи и Духа. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохра­нилась как недиалектический способ мышления человека.

Характерные признаки метафизики как концепции развития и метода мышления состоят, в основном, в следующем.

Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Образно говоря, метафизик за отдельными де­ревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это так­же одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, переоцен­ка роли отдельной личности в истории).

Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная "форма", у Платона — вечная идея. Гегель таковвпсг источником считал таин­ственную "абсолютную идею", а Ньютон — некий "перводвигатель" мироздания. В христианском вероучении внешним (сверхъестествен­ным) источником всего сущего считается Бог. Развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (при­бавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как обычное дви­жение по кругу, не выходящее за его пределы.

Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхожде­нию. На этой основе и возникают такие явления человеческого созна­ния, как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основа­ния") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.

Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана в работе В.И.Ленина "Философские тетради" (раздел "К вопросу о диа­лектике"). По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как она дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития — как саморазвития. Напротив, метафизика, по убеждению Ленина, "не­жизненна", "бледна", "суха" и "мертва", так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количе­ственному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою проти­воположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие.

Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии и политике. Он широко распространен в повседневном познании лю­дей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.

Так, догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий ("за­стывший") тип мышления. Это — мышление догмами, которые, по определению В.И.Ленина, есть "нечто мертвое, застывшее, закостене­лое", якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (на­пример, догмы христианского вероучения, догмы классического мар­ксизма и т.д.). Догматизм в науке, в политике и идеологии, в быту есть противник новизны и реформ, назревших решений.

Напротив, релятивизм выделяет и абсолютизирует момент измен­чивости в развитии и познании. Гераклит, как известно, утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил Пошел дальше, заявив, что в одну и ту же реку нельзя войти даже и один Раз. По его мнению, в силу текучести всего сущего любое событие все-^ превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в кото­ром уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. Он полагал, что всякое высказывание правильно, и по­этому у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий тоже исповедовали принципы релятивизма, считая, что якобы "ничего не существует" и "ничего невозможно знать".

Софистика также считается проявлением метафизического мышле­ния. Она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма явля­ется высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".

Эклектика представляет собой соединение различных, часто проти­воположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на по­чве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемо­го предмета. В своей работе "Еще раз о профсоюзах...". В.И.Ленин по­казывал это на примере обыкновенного стакана, который в быту может, как известно, выполнять много функций. Но не следует все же забывать о том, что основное предназначение стакана — быть прежде всего инст­рументом для питья, а не чем-либо иным.

Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее по­знавательные возможности. Ведь в своей повседневной жизни подавля­ющее большинство людей руководствуется не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. По­этому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, она обслу­живает нужды человека в рамках "четырех стен его дома", и в этом со­стоит основная сфера ее применения. Вот почему метафизический тип сознания и познания совершенно естественен для большинства людей, что "оправдывает" метафизику. Неся в себе определенные "зерна" ис­тины, она вполне может служить дополнением к диалектической кар­тине мира, которая создается средствами теоретического мышления.

Как видим, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение. Разумеется, диалектическое мышление не является прирожденным свой­ством человека. Будучи достижением и достоянием всей истории фило­софской культуры, оно может быть освоено человеком лишь посред­ством весьма тщательного изучения диалектической философии. Ко­нечно. диалектика, как способ теоретического осмысления мира, дале­ко не всесильна. В своей действительности ведь материальный мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие его про­цессы как бы не вписываются в классические схемы диалектики. Суще­ствует лшогооброзие типов движения, и для их описания и объяснения требуется поиск различных теоретических средств и моделей. Необхо­дима многомерная картина единства и развития мира, которая бы ос­новывалась на научном принципе дополнительности. Значение диалек­тики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творчес­кого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обла­дающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.

Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия.—М., 1996. С. 430—499.

2. Андреев И. Д. Диалектическая логика.— М., 1985.

3.Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский ана­лиз).— Киев, 1984.

4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.— М., 1974. З.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:

диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. 1992. № 12. б.Кемеров В.Е. Метафизика — динамика (К вопросу об эволюции ме­тафизики)//Вопросы философии. 1998. № 8.

Р.Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замыс­ла.—М.. 1973.

8.Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания.— М., 1973. О.Ленин В.И. Философские тетради. Раздел "К вопросу о диалекти­ке "//Полн. собр. соч. Т. 29.

10. Марутаев М.А. О гармонии мира/УВопросы философии. 1994. № 6.

11. Материалистическая диалектика. В пяти томах.— М., 1985.

12. Оруджев Б.М. Диалектика как система.— М., 1973.

13. Самбуров В.А. Взаимосвязь категорий диалектики.— М., 1987.

14. Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития//Вопросы философии. 1985. № 7.

15. Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике?// Вопросы фило­софии. 1995. № 1.

16. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.— М. 1983.

17. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.

Наши рекомендации