Объединение противоположностей
Объединение противоположностей используется в ситуациях, когда личность как бы расколота на две отличающиеся части. Сначала эти две части могут быть далеко не очевидны, но можно обнаружить, что у клиента есть то включающийся, то выключающийся способ существования, и это вызывает некоторые проблемы. Или какие-то вещи сгруппированы вместе не лучшим образом. Например, у клиента много энергии только когда он злой, но он не хочет быть злым. Это типичная разделенность на противоположности. Конечно, у него есть часть, которая не злится, у которой есть разнообразные хорошие качества, но не хватает энергии.
Наша задача в том, чтобы поощрить клиента признать, что есть две четко отличающиеся группы, затем поощрить его сблизить их и наладить какой-то взаимообмен. И обычно мы стремимся к их объединению или слиянию, чтобы все их качества были доступны одновременно и не было внутренней борьбы.
Нашей точкой входа в объединение противоположностей может быть то, что клиент предлагает в начале сеанса как проблемное состояние. Обычно нужно немного предварительного диалога, чтобы выяснить, что это разделенность на противоположности, так что мы не знаем этого сразу же.
Еще можно обнаружить противоположности, занимаясь общими темами в модуле. Если эта разделенность вообще главная в данной проблеме, за нее всегда нужно браться. Объединение противоположностей дает одни из самых глубоких изменений, так что не упускайте шанса провести его. С другой стороны не делайте его просто так со всем, что встречается. Оно предназначено для реальных крупных расщепленностей, центральных в жизни человека.
Объединение противоположностей—не механическая процедура, оно может развиваться разными путями. Тем не менее вот общий план:
1. Обнаружьте, что у клиента есть поведение, изолированное от его остального поведения.
2. Начните с расплывчатого названия для этого поведения, но будьте готовы изменить его по мере обнаружения нового материала. Но пусть названия остаются очень широкими и общими. Они предназначены для того, чтобы разделить поведение клиента на две больших группы, так что не будьте слишком точными.
3. Спросите: "У тебя есть часть, которая ___?", и получите подтверждение этого.
4. "Чем занимается (что делает) эта твоя часть?". Узнайте её общее поведение и деятельность. Будьте совершенно беспристрастны и уводите клиента от навешивания отрицательных ярлыков, просто узнайте деятельность.
5. "Есть часть, противоположная ___?". Узнайте обратную сторону. Ее не нужно особо искать, это просто дополняющая часть — та часть, которая не делает того, что делает первая, но делает всё остальное, или делает противоположное.
6. "Чем занимается эта часть?"
7. "Какие хорошие качества (части А)?", "Чего ей не хватает?"
8. "Какие хорошие качества (части Б)?", "Чего ей не хватает?"
9. "Эти части присутствуют одновременно или по очереди?"
10. "Если бы (часть А) могла говорить с (частью Б), что бы она сказала?"
11. "Если бы (часть Б) могла говорить с (частью А), что бы она сказала?"
12. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать, начать обмениваться информацией.
13. "(Часть А) ценит (хорошо относится, восхищается, любит) (часть Б)?", и в обратную сторону.
14. Поощрите их начать больше ценить друг друга, и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.
15. Всегда поддерживайте взаимопонимание с той частью, с которой вы разговариваете. Частям могут потребоваться разные интонации, язык и якоря. Постоянно осознавайте, чем они отличаются друг от друга.
16. "Чему может (часть А) научиться у (части Б)?". Если они еще не поняли этого, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, согласиться работать над достижением этого, и обратите внимание части на другую часть как на источник обучения этому.
17. Договоритесь о том, как они могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга.
18. Побудите их обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают. "Ты можешь увидеть, как они обмениваются информацией и энергией?"
19. Если они после этого не начали быстро сливаться: "Что разделяет их?". Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое клиент получает, когда части сталкиваются вместе. Может быть полезно справиться с этим с помощью прояснения происшествий, а потом вернуться к процессу объединения.
20. Если нужно еще время, если клиент говорит, что это происходит слишком быстро или слишком сильно, то вы можете спланировать с клиентом, как он будет давать этим частям продолжать сотрудничать или объединяться, и проверьте ситуацию в следующем сеансе. Клиент может предпочесть оставить части разделенными, чтобы они просто хорошо общались и сотрудничали друг с другом.
21. Если своевременно полное слияние, продолжайте это поощрять.
22. Способ сделать объединение быстрее и реальнее—попросить клиента вытянуть руки вперед ладонями вверх, вообразить в каждой руке часть, и наблюдать, как они обмениваются энергией. Когда клиент подтвердит, что делает это, неожиданно попросите его свести руки вместе. Одновременно сведите вместе свои руки. Это скорее всего даст толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому.
23. Слияние чаще всего происходит довольно тихо. Вряд ли будут какие-то большие озарения насчет этого. Просто вся болтовня вдруг стихает и клиент переживает новое и непривычное чувство слияния. Он может озадаченно себя чувствовать и не знать, что еще сказать, и это прекрасно. Не анализируйте этого.
24. Как только вы заметили, что части начали сливаться, меняйте вашу речь от разделенной между двумя частями к смешиванию их качеств. Понемногу смешивайте их качества. Описывайте качества одной части в словах и интонации другой. И в конце концов, когда они сливаются, вообще отбросьте разговор о двух частях. Теперь обращайтесь к клиенту как к целостной личности: "Теперь, когда у ТЕБЯ есть все качества ....., и ты можешь ...., как твоя жизнь теперь изменится в будущем?"
25. Обратите внимание клиента на будущее. Подстройте будущее изменений, узнайте подробности того, как дела пойдут по-другому.
Объединение противоположностей—это мягкий процесс, который требует точности в речи и использования якорей. Это не интеллектуальный процесс, а скорее эмоциональный и кинестетический. Его можно проводить с кем угодно на каком угодно уровне.