Краткий обзор стадии преднауки.
1. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Его основной особенностью был антропоморфизм, то есть очеловечивание окружающей природной среды. В VIII – VI в.в. до нашей эры произошел культурный переворот в древней Греции. Древние греки начинают описывать и объяснять возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей, его составляющих. Эти их представления получили название натурфилософских. Натурфилософия – это умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающейся на некоторые естественнонаучные понятия. Греческое мышление становится рациональным и теоретическим. И основной деятельностью ученого является созерцание и осмысление созерцаемого. В этот период создаются первые модели Космоса, закладываются основы атомизма, развивается стихийная диалектика и, наконец, создается птолемеевская система движения небесных тел с позиции геоцентрического принципа, которая господствовала в науке в течение нескольких столетий.
Таким образом, в античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, а основным недостатком этой стадии в развитии науки является отсутствие экспериментальной базы.
2. Эпоха Средневековья начинается со II века и заканчивается к XIV-XV в.в. На этой стадии в истории науки продолжает преобладать античное стремление к построению всеобщего, всеохватывающего знания. Однако, такое знание доступно только творцу, Богу. Процесс познания полностью попадает под контроль церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии оказывается под запретом. Основным предметом исследования становятся понятия, так как познание носит теологически-текстовой характер, основным методом познания становится дедукция. Однако и в эту эпоху продолжают развиваться некоторые области знания, которые подготавливали возможность рождения науки. Например, алхимия, астрология и т.д.
Основными проблемами средневековой философии становятся проблемы соотношения веры и разума, обоснования бытия Бога и истин откровения. Изучение текстов приводит к развитию науки логики, как одной из основных методологических дисциплин.
Особый вклад в развитие науки того времени был сделан учеными арабского средневековья, которые занимались проблемами математики, медицины, алхимии, астрономии и т.д. Однако в XV веке наступает закат восточной средневековой науки, и центр развития естествознания опять возвращается в Европу.
3. Формирование опытной науки тесно связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек начинает осознавать себя в качестве активного начала в исследовании природы. И это становится основой для развития, в свою очередь, экспериментальной науки Нового времени. В этот период основной проблемой становится проблема создания методов новой формирующейся науки.
Осмысливается различие между двумя такими разновидностями знания как интуитивное и абстрагированное (рациональное) знание. Активно разрабатываются возможности применения в опытной науке математического доказательства.
В эпоху Возрождения в корне переосмысливается роль человека в мире. Зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации, начинающимся в Европе в XV веке. Происходит смена мировоззренческой ориентации: на смену теоцентризму приходит антропоцентризм. Для человека становится значимым посюсторонний мир. Человек сам становится подобен Творцу, поднимаясь почти на один уровень с Богом, так как он сам способен творить, в том числе и свою собственную судьбу. Особый вклад в историю науки того времени внесли такие мыслители, философы, ученые как Николай Кузанский (1401 – 1464), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и т.д.