Бытие как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии
Философия стремится постичь мир в его целостности. Утверждая, что мир есть, что он имеется «здесь» и «теперь», что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется, как относительно стабильное целое мы подходим к постановке проблемы бытия. Бытие исследуется в онтологии – фундаментальной философской дисциплине.
Существует несколько подходов к пониманию бытия:
1) Бытие – это всё, тем или иным образом существующее.
2) Бытие – это всё только подлинно существующее (например, в материализме подлинно существующими признают эмпирические предметы, в большинстве теологических концепций подлинным существованием наделяется лишь Бог).
3) Бытие – это указание на сам процесс существования (например, всё, что существует, имеет бытие).
Открытие категории бытия принадлежит представителям элейской школы (Парменид), которые считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Гераклит рассматривал бытие, как изменчивое и непрерывно становящееся. Платон противопоставил миру чувственных вещей мир идей – мир истинного, подлинного бытия. Опираясь на принцип взаимосвязи материи и формы, Аристотель преодолевает подобное противопоставление и строит учение о различных уровнях бытия (от чувственного до умопостигаемого). Средневековая философия противопоставляла божественное бытие и сотворённое бытие, различая при этом, вслед за Аристотелем, действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенцию). Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил признание культ материального бытия – природы. В концепциях 17-18 вв. бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту. При этом бытие рассматривали как реальность, подчинённую действию законов механики. Для учений о бытии в Новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируется субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и её акциденции (свойства). Для европейской натуралистической философии того времени бытие – предметно сущее, противостоящее и предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия, в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия, при котором оно определяется на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта – «мыслю, следовательно, существую», в субъективно-идеалистическом отождествлении Беркли существования и данности в восприятии («Существовать, значит быть воспринимаемым»). Своё завершение эта интерпретация бытия нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие – это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания. Для природного бытия такой формой является причинность, для нравственно-свободного бытия – цель. Гегель свёл человеческое духовное бытие к логической мысли. Понятие бытия у него оказывается крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие, как нечто абсолютно неопределённое, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа сознания. Идеалистическая установка – понять бытие, исходя из анализа сознания, свойственна и западной философии конца 19 – 20 веков. В философии экзистенциализма бытие в себе противопоставляется бытию для себя, разграничивается материальное и человеческое бытие. Основная характеристика человеческого бытия, в экзистенциализме, это свободный выбор возможностей. В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и её субстанциализма приводит к отрицанию самой проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Диалектический материализм определяет бытие как объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания. Хотя это направление и признаёт несводимость бытия только к предметно-вещественному миру, выделяя ещё общественное бытие и бытие личности, всё же все эти формы бытия характеризуются общим признаком – независимостью от сознания. Этот же признак (независимость от сознания) диалектический материализм признаёт атрибутом материи. Т.о., в данном направлении категории бытия и материи фактически совпадают.
Подводя итог рассмотрению исторического развития онтологической проблематики, можно сделать вывод о том, что проблема бытия до немецкой классической философии была проблемой не о том, что такое существование само по себе, а проблемой о том, чтоподлинно существует. В немецкой классической философии и после неё основной стала проблема о том, что есть подлинно существующее в человеке и какие свойства и особенности человека и его сознания позволяют найти путь к подлинному существованию.
Вопрос 32
Уровни и виды бытия
Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и виды бытия. Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:
1. Материально-предметное бытие. Это мир чувственно воспринимаемых объектов, которые воздействуют на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов в его конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего, в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии – это мир материи, объективной реальности.
2. Объективно-духовное бытие. Это духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, переживаний, мир отношений и пр., реально существующих как общечеловеческая культура, как общественное сознание, как менталитет той или иной нации, общества.
3. Общественно-историческое бытие. Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Это реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, "переселение" народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т.д.
4. Субъективно-личностное бытие. Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но это жизнедеятельность уже конкретного индивида с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящими только с данным человеком, и тем уже отличающимися от общего течения жизни.
Можно структурировать бытие по различию способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум, биосфера и ноосфера.
По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса).
По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.).
С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:
· "Бытие само по себе" (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное.
· "Бытие для нас" (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем. "Бытие само по себе" соотносится с понятием вечности, а "бытие для нас" – с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени.
· Также бытие различается, как бытие действительное, фактическое, актуальное, наличное, проявленное (его можно каким-либо образом удостоверить), и как - бытие потенциальное, возможное, еще не проявленное (его можно только прогнозировать, предполагать). Бытие как акт и потенция (Аристотель, Спиноза).
· Бытие истинное (смысловое, сущностное) – "мир идей" у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) – бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла.
Вопрос 33.