Проблема, вопрос, задача и гипотеза, их роль в структуре научных исследований

СЛОВАРЬ:

    Проблема — от греч. преграда, трудность, задача — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. — постановка — решение — постановка новых и т.д., — отличие от псевдопроблем — т.е. вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью, — проблемы, относительно которых построено доказательство их неразрешимости (проблема построения вечного двигателя), — камплексные проблемы и способы их решения — системная методология, — проблемы и апории, парадоксы — т.е. проблемы, которые не решаются имеющимися средствами, абсолютизация момента проблемности — скептицизм, релятивизм, — рассмотрение ряда проблем в современной формальной логике — полноты, непротиворечивости, разрешимости, простоты теорий. (О вопросе и задаче статей нет). Гипотеза — от греч. основа, предположение — научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределённо. — Различают: —— а) гипотезу как метод развития научного знания — выдвижение и последующая экспериментальная проврка предположения, —— б) гипотезу как структрный элемент теории. — зарождается на раннем этапе развития античной математики. Научная гипотеза — всегда в контексте решения конкретной проблемы с целью объяснения экспериментальных данных или противоречий теории с отрицательными результатми экспериментов. — замена, выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, — вспомогательные гипотезы, образующие с основной гипотезой и имеющейся теорией единое целое, — Условие приемлемости научной гипотезы: ——— принципиальная проверяемость (фальсифицируемость и верифицируемость), — соперничающие гипотезы и их вероятностная или сравнительная оценка, — гипотетико-дедуктивные теории — дедуктивно организованные системы гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод — метод, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинность которых неизвестна, — Три вида гипотетико-дедуктивного метода: ——— а) из гипотез и эмпирических обобщений, ——— б) из посылок, противоречащих фактам или теоретическим принципам (для опровержения), ——— в) из посылок, противоречащих принятым мнениям и убеждениям. — Ньютон (***«Гипотез не измышляю») — но построил грандиозную гипотетико-дедуктивную систему — «Математические начала натуральной философии». — Служит средством анализа логической структуры сложившейся теории — наверху самые общие, внизу самые близкие, сопоставимые с эмпирической действительностью подтверждение одних косвенно подтверждает и другие гипотезы, связанные с подтверждаемыми. — Разновидноть метода — метод математических гипотез — эвристическое средство для раскрытия содержательных закономерностей. — Метод не выдвигает новых гипотез, а только проверяет.

КОНДАКОВ (ЛОГИЧ,СЛОВАРЬ):

  Вопрос — неизвестная задача, которую необходимо разрешить; предложение, выражающее недостаток информации, наделенное особой формой и интонацией и требующее ответа, объяснения. — не является сам по себе ни истинным, ни ложным, — вопрос может быть — современным или несовременным, осмысленным или неосмысленным, понятным или непонятным, содержательным или бессодержательным и т.д. (Задачи тоже нет). Проблема— от греч. задача, задание — теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить. Гипотеза — греч. основание, предположение — вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности человека. — Еще два значения: ——— 1) в широком смысле — как догадка о чем-либо, ——— 2) в узком смысле — как научная гипотеза, которая всегда выходит за пределы изучаемого круга фактов, объясняет их и предсказывает новые. — Необходима в случаях: ——— 1) фактов недостаточно, ——— 2) факты сложны, ——— 3) причины недоступны опыту, но доступны следствия, действия причин. Стадии образования и применения гипотез: — а) открытие явления, причина которого неизвестна, — б) всестороннее изучение этого явления, — в) формулирование гипотезы, — г) выведение следствия из гипотезы (как будто причина действует), — д) проверка следствия через сопоставление с известными фактами. Решающая проверка гипотезы — опыт, практика. Значение гипотезы.

ОЖЕГОВ:

  Задача — 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Упражнение которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. 3. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. 4. О чем-нибудь трудновыполнимом, сложном (разговорное). Задаться вопросом — поставить перед собой вопрос. Задаться мыслью — начать думать, размышлять о чем-нибудь

УШАКОВ:

  Проблема в обыденной речи— синоним «затруднения», НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — форма представления научного знания; специфическая разновидность вопроса — — принадлежащего к теоретическому контексту науки, — поставленного самой наукой, — осознанного концептуально, — для решения которого не существует разработанного алгоритма, …….. (Косвенно о задаче: Задача — вопрос, для решения которого существует алгоритм). …….. — ответ на который имеет существенную новизну, дает существенный прирост знания, Итоговое определение — научная проблема — это суждение (или система суждений), содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, при этом не существует известного алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну. Не следует смешивать проблему с проблемной ситуацией: — проблема — состояние научного знания, — проблемная ситуация — текущие научно-технические и практические потребности, — далеко не всякая проблемная ситуация претворяется в осознанную научную проблему. Проблема как научное утверждение — С логической точки зрения проблема является особым вопросительным высказыванием. Адекватно сформулированная проблема — четыре условия: — 1) четкое разграничение известного от неизвестного, определены границы знания и незнания, — 2) наличие максимальной конкретизации, — 3) открытость проблемы как концептуальной структуры — пространство для вариаций, трансформируемость, — 4) совместимость с некоторым исследовательским проектом, нацеленность на решение, а не на созерцание. Этапы постановки проблемы: — 1) предварительная постановка — фиксация проблемы, выдвижение пробной формулировки, ориентировочное изложение последующих этапов работы, — 2) анализ проблемы — уточнение цели исследования, границ и структуры исходной проблемы, — 3) оценка проблемы — по параметрам прикладной направленности, степени универсальности, степени срочности, структурно-дисциплинарной специфике, — 4) выдвижение проекта — разработка проекта, планирование, подготовка будущих исследований, обоснование темы, всестороннее обсуждение, окончательная корректировка и принятие проблемы и проекта научным сообществом. Динамика проблем в научном познании — — проблемы ведут свою жизнь в науке,   — серии проблем, преемственность проблем, — проблема принципиальной разрешимости проблем, — связь с социальными потребностями, — расширении научного проблемного горизонта с ростом научных достижений. ГИПОТЕЗА — научное утверждение (систему утверждений), которое: — 1) имеет статус предположения, — 2) представляет собой некоторое новое знание, — 3) нацелено на продвижение научного познания. Классификация гипотез — основание — вид познавательного действия: —1) интерпретационная — на вопрос «что это?», — 2) описательная — «каков этот объект?», дает характеристику, — 3) систематизирующая — спец. Случай описательной — упорядочивает, — 4) объяснительная — «почему это так?» — связана с видом объяснения: причина, закон, генезис, логическая связь, — 5) экстраполяционная — «в какой степени это может иметь значение…?», — 6) методологическая — «как это лучше изучать?». Роль гипотез в познании. Гипотезы как новации. Логико-методологич. требования к науч. гипотезе: — Логические: —— непротиворечивость, —— независимость, — Содержательные: —— принципиальная проверяемость, ——содержательная связность, — Эвристические: —— общность применения, —— фундаментальность. Гипотезы ad hoc (по Дж.Леплину): — для устранения аномалии, — применима только к этим аномалиям, — нет иных независимых оснований, — защищает существенные положения данной теории, — решает проблемы охраны данной теории. Стадии работы над гипотезой: — обнаружение проблемы, — выдвижение гипотезы, — разработка гипотезы, — проверка гипотезы.

СВОЕ:

Наши рекомендации