Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 17 страница
Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.
• соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
• соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
8.Мартин Хайдеггер (1889-1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.
Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом "бытие в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:
• "бытия с другими";
• "бытия самого себя".
"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".
"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.
Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.
9.Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.
В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.
Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.
Контрольный тест
1.Термин философия означает:
- Рассуждение.
- Компетентное мнение.
- Профессиональную деятельность.
- Любовь к мудрости.
- Правильное воспитание.
2.Греческое слово «филео» означает любовь:
- Страсть.
- Братскую.
- Божественную.
- Природную.
- Стремление.
3.Что является источником философского знания, согласно Сократу:
- Природа, космос.
- Процесс познания мира.
- Жизнь человека в обществе.
- Знание о неизбежности смерти.
- Постоянная духовная неудовлетворённость.
4.В развитии философии нет:
- Преемственности.
- Устаревших идей.
- Научных достижений.
- Ценностной составляющей.
- Взаимосвязи с точными науками о природе.
5.Философские решения не могут быть:
- Гипотетическими.
- Противоречивыми.
- Окончательными.
- Неоднозначными.
- Сложными.
6.Ответы на философские вопросы ищут в:
- Доводах и умозаключениях разума.
- Религиозных верованиях.
- Мифологических представлениях.
- Научных исследованиях.
- Практическом опыте.
7.Человек философствует, по мнению Людвига Фейербаха:
- По естественной склонности души.
- Во имя реализации своей общественной сущности.
- Для решения стратегических жизненных задач.
- Ради постижения мира в идеях.
- Для собственного удовольствия.
8.Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
- Природных явлений.
- Объективного мира в целом.
- Социальной жизни.
- Судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
- Законов мышления.
9.Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям Иммануила Канта:
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- Что есть моя конечная цель?
- На что я могу надеяться?
10.По мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:
- Естественных наук.
- Истории.
- Математики.
- Физики.
- Религии.
11.Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определённой жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:
- Мировосприятие.
- Миропонимание.
- Мироощущение.
- Миросозерцание.
- Мировоззрение.
12.Совокупность подходов, приёмов, способов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:
- Методология.
- Методика.
- Метод.
- Механизм.
- Парадигма.
13.Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:
- Гносеология.
- Эстетика.
- Онтология.
- Этика.
- Аксиология.
14.«Безымянное и обладающее именем, бестелесное невидимое, неопределённое, лишённое формы, «врата рождения», корень земли и неба, следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
6. Ведизм.
7. Конфуцианство.
8. Натурфилософия.
9. Джайнизм.
10. Даосизм.
15. «Пустота, наличие бесконечного числа неделимых частиц, все они разнообразны по величине и форме, кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю, движение частиц подчинено необходимости» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
- Атомизм.
- Брахманизм.
- Моизм.
- Даосизм.
- Элеаты.
16. «Единое под разными именами, ни сущее, ни не – сущее, существовавшее до мироздания и богов, порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
- Пифагорейцы.
- Милетская школа.
- Элеаты.
- Легисты.
- Буддисты.
17. «Неподвижное, бесконечное, неделимое, постоянно пребывающее, только сущее, сплошное, наполненное, отсутствие небытия» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:
- Элеаты.
- Брахманизм.
- Даосизм.
- Атомизм.
- Конфуцианство.
18. «Бытие природы, в действительности – небытие, «иное», подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее, постигается с помощью размышления» – какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:
- Платону.
- Аристотелю.
- Сократу.
- Карлу Марксу.
- Мо Цзы.
19. «Бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека, оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д., оно включает в себя общественное бытие» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:
- Конфуцию.
- Лао Цзы.
- Будде.
- Платону.
- Карлу Марксу.
20. «Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи, инобытие идеи – природа, понятие есть истина бытия» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:
- Карлу Марксу.
- Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.
- Сократу.
- Платону.
- Аристотелю.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №15.
Тема: Проблемы теории диалектики. Эпистемология
План:
1.Исторические типы диалектики. 2.Диалектика в Древнеиндийской и Древнекитайской философии. 3.Формы диалектики в Древнегреческой философии. 4.Диалектика в классической немецкой философии и в марксизме. 5.Основные варианты диалектики в 20 веке. 6.Современные разработки теории диалектики. 7.Критика механической и органической моделей диалектики. 8.Модель гармонической диалектики (Г. Батищев). 9.Диалектика и диалогика (В.С. Библер). 10.Диалектика как система. 11.Основные принципы и законы диалектики. 12.Единство объективной и субъективной диалектики. 13.Сущность категорий диалектики. 14.Категориальный аппарат диалектики. 15.Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.
1.Специфика познавательного отношения человека к миру. 2.Доопытное знание. 3.Знание и познание. 4.Знание и вера. 5.Структура знания. 6.Чувственное и рациональное познание. 7.Понятие как форма рационального познания. 8.Познание и творчество. 9.Творчество и интуиция. 10.Объяснение и понимание. 11.Истина. 12.Заблуждение и истина. 13.Теория истины. 14.Специфика научного познания. 15.Архитектоника научного знания. 16.Динамика научного знания. 17.Знание – власть. 18.Проблема контаминации знания и власти. 19.Проблема метода. 20.Основные методы познания. 21.Логика и методология. 22.Методы научного познания. 23.Философские методы. 24.Феномен рациональности. 25.Наука и феномен институализации науки. 26.Перспективы развития науки. 27.Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.
Текст лекции
1.Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• принципы.
Главная проблема диалектики - что такое развитие?
Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
2.Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики.
Закон это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
• отрицания отрицания.
3.Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие -
то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4.Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера - единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
5.Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• "эстафета поколений";
• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
• развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
6.Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• генетические и функциональные;
• пространственные и временные;
• случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7.Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
1.Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
• метафизика;
• "негативная" диалектика;
• софистика;
• эклектика;
• догматизм;
• релятивизм.
2.Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
• в системе мышления - если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис – антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
• в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика - однообразно, по принципу "черное - белое";
• в отношении к познанию - согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
3.В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике - так называемая "негативная" диалектика.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).
Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":
• диалектика может быть только "негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
4. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
• эклектика;
• софистика;
• догматизм;
• релятивизм.
Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм - восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
1.Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
2.В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".