Задания для самостоятельной работы. 1. Выясните основания выделения сфер общественной жизни и определите их иерархию
1. Выясните основания выделения сфер общественной жизни и определите их иерархию.
2. Проанализируйте основные понятия экономической сферы общества.
3. Определите основные понятия политической сферы общества.
4. Дайте определение основным понятиям социальной сферы общества.
5. Выделите основные элементы духовной сферы общества.
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
Изучение данной темы целесообразно начинать с выявления оснований выделения сфер общественной жизни. Необходимо помнить, что сферы общественной жизни – это структурные элементы общества как саморазвивающейся системы, а, значит, определяются как способы связи между собой. Поэтому необходимо рассмотреть иерархию сфер общественной жизни. Для этого следует воспользоваться понятиями «базис» и «надстройка».
Анализ экономической сферы невозможен без определения таких понятий как: «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «форма собственности». При изучении социальной сферы следует опираться как на классовые, так и на стратификационные теории общества. При исследовании политической сферы особое внимание следует уделить понятию «политическая власть». Кроме того, необходимо раскрыть сущность государства, теории его происхождения, признаки, атрибуты, функции государства. Важно провести различие между формами правления, политическими режимами и формами государственно-территориального устройства. Особое внимание следует уделить вопросам идеологии, после чего целесообразно перейти к рассмотрению духовной сферы общества. Для этого необходимо определить понятия духовности, формы общественного сознания, проанализировать различные формы общественного сознания, выявить диалектику обыденного и теоретического, индивидуального и общественного сознания.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. На каких основаниях выделяют сферы общественной жизни?
2. Какая сфера общественной жизни является базисной и почему?
3. В чем сущность государства, и каковы его основные признаки?
4. Что объединяет и что различает классовый и стратификационный подходы?
5. Почему степень социальной мобильности определяет степень стабильности общества?
6. Чем различаются понятия этнос, национальность, нация?
7. Какой смысл вкладывается в понятие «гражданское общество»?
8. Что такое духовность?
9. Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?
10. В чем состоит диалектика индивидуального и общественного сознания?
11. Что такое форма общественного сознания?
12. Что отличает философию от других форм общественного сознания?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.
Раздел 4. Философская антропология
Тема 4.1. Философское учение о человеке. Личность и общество. Смысл жизни
Человек – главный объект философии. Человек и мир в современной философии. Проблема человека в истории философской мысли. Современная философская антропология о сущности человеческого бытия. Проблемы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Научные представления о природе и сущности человека. Индивидуальное и историческое развитие человека как результат присвоения и воспроизводства социокультурного опыта человечества Природа, общество, человек. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Несостоятельность социал-дарвинистских подходов к сущности человека. Односторонность социологизаторских концепций человека. Общение человека и его деятельность. Деятельный подход к познанию человека. Человек, свобода, творчество.
Жизнь и смерть человека как философско-социологическая проблема. Религия и философия о смертности и бессмертии человека. Альтернативные представления о жизни и смерти человека в биологии и геронтологии.
Понятие смысла жизни, его основные элементы. Смысложизненные идеалы, интересы, ценностные ориентации, нормы и принципы, убеждения. Деятельностная сущность смысла жизни. Счастье в смысле жизни.
Практическое занятие «Философское учение о человеке.
Личность и общество. Смысл жизни»
(форма обучения: очная) – дискуссия
1. Философская антропология. Философско-исторические концепции человека.
2. Антропосоциогенез. Соотношение биологического и социального в человеке.
3. Понятия «природа» и «сущность» человека.
4. Жизнь и смерть как философская проблема.