Общество как развивающееся система. Источник и движущие силы общественного развития. Субъекты истории.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, в отличие СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ, рассматривает общество, как саморазвивающуюся систему. Основными проблемами этого раздела социальной философии являются; проблема источников и движущих сил общественного развития, характер и особенности социальных процессов, направленность развития общества, проблема смысла и назначения человеческой истории.
Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии в целом, и социальной философии в частности. В социальных теориях по этому поводу высказывались различные мнения, где в качестве движущих сил называли как природные факторы (географическая среда и др.), а также и сугубо субъективные - (революции, деятельность групп людей или выдающихся личностей).
В ХIХ веке проблема движущих сил и источников развития получила свое отражение в гегелевско-марксистской концепции. Суть ее состоит в том, что источником движения являются основные противоречия, их борьба и разрешение этих противоречий. Сегодня подобной точки зрения придерживается большинство философов и обществоведов.
Разделяя данную позицию, следует уточнить понятия «источники» и «движущие силы». Разграничение источников и движущих сил связано с тем, что сами причины делятся на: непосредственные и опосредованные.
ИСТОЧНИК – это непосредственная, наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА – это опосредованная причина, действующая как стимулятор, ускоритель, мотив движения. Она как бы движет сам источник развития.
Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, противоречие не ограничивается таким импульсом, а представляет собой, постоянно действующую, силу движения и развития.
К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные общественные явления: 1) социальные противоречия; 2) производительные силы; 3) способ производства и обмена; 4) разделение труда; 5) действия больших масс людей, народов, классов; 6) классовая борьба; 7) революции; 8) потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.
В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности, интересы и цели.
ПОТРЕБНОСТИ – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, индивида, социальной группы или общества в целом, внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества и условий, в которых действует человек. Они являются основой общественного развития и носят объективный характер. Стимулирующая роль потребностей определяется их особенностями. Дело в том, что всякая потребность требует удовлетворения и, в то же время, всякая удовлетворенная потребность порождает новые потребности и т.д. Такую особенность называют законом возвышения потребностей.
ИНТЕРЕСЫ – это осознанные (обществом классами, социальными группами или индивидами) потребности. Социальный интерес – это реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями людей. Социальные интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание, мотивацию.
ЦЕЛИ – это идеальные образования в сознании людей, выражающие предвосхищение результатов своей деятельности. Возникающие до начала или во время деятельности, они выступают в качестве ее непосредственного мотива, инициируют, стимулируют и направляют эту деятельность в заданном направлении. Цели могут быть ближайшими или относится к отдаленной перспективе, служить интересам отдельных личностей, социальных групп или общества в целом. Выражая активную сторону человеческого сознания, цели должны находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями конкретных условий, а также возможностям самого человека. Иначе они останутся лишь благими пожеланиями и несбыточными мечтами.
Субъекты истории.В социальной философии открытым остается вопрос о субъектах истории. Кто является подлинным творцом человеческой истории – общество в целом (народные массы), его меньшинство (классы, партии, элита) или индивиды (выдающиеся личности)? Так называемые, элитарные теории исходят из того, что не все общество, а только ее меньшая, но более активная и творческая часть (элита) является подлинным творцом истории. Народ же представляет собой инертную, пассивную массу, простой материал истории.
Другой крайностью является преувеличение роли отдельных личностей в истории. К таковым относят монархов-правителей, полководцев, духовных и политических лидеров. Однако деятельность отдельной личности, какой бы гениальна она ни была, всегда имеет достаточно определенные рамки возможностей и средств своего воздействия на исторический процесс. Более того, так называемые, выдающиеся личности появляются в «переломные» моменты человеческой истории, в эпохи больших перемен и, если по каким-либо причинам они уходят, то появляется необходимость в их замене. И такая замена находится. Так что, скорее всего, не великие личности творят великие эпохи, наоборот – великие эпохи таврят великих личностей. Действия личности могут придавать историческому процессу определенную «окраску», в результате чего история может иметь личностный отпечаток.