Комментарии к выполнению работы

Выполнение этой работы потребует от вас работы не столько разума, сколько сердца и души и способности к самоанализу. Подумайте над предложенными вам вопросами и откровенно на них ответьте.

Таблица 1 - Образец выполнения задания № 1

Таблица «Система нравственных ценностей»

Девиз: «_________________»

пороки Я ДРУГ ДРУГ Я добродетели
Ненависть         Любовь
Предательство         Преданность
хамство         Вежливость
Лживость         Правдивость
Гордыня         Гордость
Жадность         Щедрость
Себялюбие         Самолюбие
Упрямство         Гибкость ума
Сплетничество         Умение хранить тайну
Лень         трудолюбие
Зависть         Независтливость
Эгоизм         Альтруизм
Равнодушие         Неравнодушие к близким
Цинизм         Признание базовых нравственных ценностей
Агрессивность         Спокойствие
Трусливость         Смелость
Безответственность         Ответственность
Черствость         Милосердие
Тщеславие         Достоинство
Неблагодарность         Благодарность
Половая распущенность         Целомудрие
Корыстолюбие         Порядочность
Жестокость         Доброта
Бесчестность         Честность
Склонность к вредным привычкам         Здоровый образ жизни
Лицемерие         открытость
И.т.д.         И т.д.
           
ИТОГО          

Анализ результатов: оценить себя баллами от 0 до 5. Потом попросить друга сделать то же.

Р1=дя - пя = (+) - добродетельный человек, (-) – порочный человек

Р2= дд - пд = (+) - добродетельный человек, (-) – порочный человек (по мнению друга)

Р2 > Р1 - заниженная самооценка

Р2 < Р1 – завышенная самооценка

Р2 = Р1 – адекватная самооценка

! В систему нравственных ценностей входит еще и система жизненных принципов:

Например:

· Никого никогда не обманывать.

· Уважать старших.

· Не обижать слабых.

· Верить в лучшее и т.д.

Вывод (примерный): Так как сумма графы «Добродетели» больше, чем сумма графы «пороки», я добродетельный человек.

Мнение моего друга и мнение самого о себе совпали, так как, по его мнению, я тоже более добродетельный человек, нежели порочный. Но его показатель выше, следовательно, я слишком плохо к себе отношусь, слишком самокритичен. Мне надо больше любить себя. Ваш список пороков и добродетелей и пороков может быть гораздо более распространенным.

Задание № 2

Комментарии к выполнению задания:

1) внимательно прочитайте список нравственных проблем совре-менности;

2) определите степень важности каждой проблемы и перепишите их, нумеруя по порядку, в свой список. Например:

1. проблема терроризма;

2. проблема духовной деградации общества;

3. проблема насилия и т.д.;

3) обязательно допишите несколько своих проблем, то, что важно для вас сегодня.

Задание № 3

Сочинение следует писать на тему, которую вы обозначили № 1 в задании № 2.Тескт сочинения должен быть небольшим (объем-1 лист от руки). Тип текста: рассуждение. Озаглавить сочинение следует так, как названа проблема №1 в списке. Например: «Проблема терроризма - основная нравственная проблема современности».

Справочные материалы (словарь)

патриотизм – это любовь к Родине.

деградация – это движение назад, утрата качеств , когда-то имеющихся.

эвтаназия – это добровольный уход из жизни при помощи другого человека.(Просьба неизлечимого больного к врачу – сделать ему смертельную инъекцию, отключить аппарат ,поддерживающий дыхание и т.д.)

СМИ– средства массовой информации.

аномия – девальвация морально-нравственных ценностей.

Контрольные вопросы для защиты практической работы №2

1. Что такое нравственность?

2. Какова структура нравственности?

3. Какие нравственные проблемы современности кажутся вам наиболее

4. актуальными?

5. Что такое мораль?

6. Какова структура морали?

7. Каковы функции морали?

8. Назовите факторы формирования нравственности в человеке.

9. Охарактеризуйте макросреду развития человеческой личности.

10. Охарактеризуйте микросреду развития человеческой личности.

Задание к практической работе № 3

Тема: Проблемы нравственного выбора

Цель работы: ознакомиться с ситуациями, в которых человек вынужден совершать нравственный выбор. Попытаться спроецировать ситуации на себя и ответить на вопрос о своем поведении в данных ситуациях.

Ход работы:

1. Познакомьтесь с несколькими жизненными ситуациями.

2. Сформулируйте ответы на вопросы, поставленные в конце каждой ситуации.

3. Приведите примеры из своей жизни, когда вы находились в ситуации нравственного выбора.

Проблема нравственного выбора стоит перед человечеством с момента осознания себя как человека разумного. «Быть или не быть»,- самая хрестоматийная трактовка данной проблемы.

Любая жизненная ситуация имеет несколько вариантов решений. Любая медаль имеет две стороны – лицевую и тыльную. Поэтому иногда, поступая по совести, мы вступаем в конфликт с законом или общественным мнением, а, поступая по закону, мы вступаем в конфликт со своей совестью.

Раскольников, убивая старуху-процентщицу, чувствовал себя «благодетелем человечества», избавляющим его от «вредной старушонки». Хотя на самом деле, он оказался убийцей, по его же собственным словам убившим «не старушонку, а самого себя».

В современном мире нравственный выбор склоняется зачастую не в сторону моральных ценностей. Сегодня аборт стал обыденным явлением и не считается убийством, называется регуляцией рождаемости. За распространение и изготовление порнографической продукции, в том числе и с участием детей, наказание весьма условное. За жестокое обращение с детьми уголовная ответственность вообще не предусмотрена, насилие в семье становится нормой. Практически нормой стало взяточничество, казнокрадство, использование в личных целях служебного положения. Налицо девальвация *(обесценивание) морально-нравственных ценностей.

Анализируя ситуации, приведенные ниже, попробуйте разрешить их по совести, согласно с нормами морали и нравственности, а не так, как они решаются сегодня в реальности.

Ситуация №1

Ваша близкая подруга рассказала вам о том, что беременна. Она просит вас молчать, ничего никому не рассказывать. Беременность первая, но явно нежелательная. Девушка несовершеннолетняя.

По всей видимости, она хочет избавиться от беременности. Как вы поведете себя?

- Поговорите с подругой о возможных последствиях аборта и предложите помощь в урегулировании этой ситуации.

- Поможете ей сделать аборт.

- Послушаете и ничего никому не скажете, ничего не будете предпринимать, подвергнув тем самым подругу опасности криминального или легального аборта? (помните, что прерванная 1 беременность – 90% будущего бесплодия)

- Расскажите её родителям, взяв на себя «первый удар их гнева», но спасая тем самым и подругу от убийства ребенка, и возможных осложнений и последствий.

- Поведете себя как-то еще… (аргументируйте и сформулируйте).

Ситуация №2

Вы узнали о том, что ваш друг (подруга) употребляют наркотики (разновидность значения не имеет). Как вы поведете себя:

- Срочно сообщите об этом его родителям

- Посочувствуете и никому ничего не скажете.

- Посчитаете, что это его личное дело и пропустите мимо ушей.

- Сообщите в правоохранительные органы.

- Поведете себя как-то по-иному.

!! Мотивируйте свой ответ

Ситуация №3

Вы попали в компанию, где вам предложили выпить спиртное, мотивируя это тем, что все это уже делают, а вы нет. Как вы себя поведете? Считаете ли вы, что употребление спиртных напитков должно быть нормой жизни?

Ситуация № 4

Можно ли продвигаться по служебной линии «по головам людей», предавая друзей, «подсиживая коллег» (например, постоянно указывая начальству на недостатки в работе своего коллеги)?

Ситуация №5

Вам предстоит важное совещание, на котором вместе с вами будет выступать ваш коллега. Комиссия будет решать, чей бизнес-проект лучше. Пойдете ли вы на то, чтобы всеми возможными путями «убрать конкурента с пути» (например, позвонить и сказать, что совещание переносится на более поздний срок).

№6 Ваша ситуация и её решение

Блиц-опрос:

- Этично ли обсуждать людей «за глаза»?

- Этично ли «в глаза» говорить одно, А «за глаза» – другое? Как называется этот порок?

- Существует ли «горькая» правда и «сладкая» ложь?

- Нужно ли покрывать друга, совершившего преступление?

- Что такое милосердие?

- Что такое система двойных стандартов? (В жизни, политике, спорте и т д.).

- Существует ли грань, за которую не должен переступать человек? Или ради достижения цели человек может пожертвовать моралью?

Контрольные вопросы для защиты практической работы №2

1. Что такое нравственный выбор?

2. Какого человека мы можем назвать высоконравственным?

3. Какого человека мы можем безнравственной (аморальной) личностью?

4. Что такое мораль, и какова её функция в воспитании?

5. Смоделируйте свою ситуацию нравственного выбора.

Наши рекомендации