Эволюционизм в юриспруденции

Эволюционизм – методологическая традиция достаточно прочно утверждившаяся в юридических исследованиях. С позиций эволюционизма традиционно изучается, например, правовая культура, которая рассмаривается с точки зрения культурного монизма, как определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, степень приобщенности общества к некоему идеалу правовой жизни.

Одной из разновидностей эволюционизма является формационный под­ход.

Формационный подход– система положений, принципов, понятийных конструкций, используемых для объяснения социально-исторических процес­сов. Формационный подход как методологическая традиция базируется на идеях диалектического и исторического материализма, которые выступают как теоретическая основа марксистко-ленинского мировоззрения. Суть формаци­онного подхода заключается в выделении основных ступеней общественного развития, которые именуются формациями. Последовательная смена общест­венно-экономических формаций объясняется при помощи таких категорий как: базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, способ производства, антагонистическое противоречие, революция. Основате­лями формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) – немецкий философ, сформулировав­ший основные положения формационного подхода как разновидности эволю­ционизма. Концептуальные идеи формационного подхода изложены в работах «К критике политической экономии», «Критика Готской программы», «Капи­тал», «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с Ф. Энгельсом).

В духе классического эволюционизма Маркс полагал, что социальное развитие подчинено универсальным и неизменным законам, знание которых дает возможность не только понимать прошлое и настоящее, но и предсказы­вать будущее. Маркс рассматривает общество как систему взаимосвязанных элементов. Для обозначения социальной системы Маркс использует понятие «общественная формация», которое он заимствует из геологии, где оно озна­чает комплекс геологических пород, тесно связанных как в вертикальном, так и в горизонтальном отношении. Согласно эволюционистско-прогрессистской концепции Маркса формации – это стадии развития, которые рано или поздно проходят все без исключения общества. Структура общественной формации, по Марксу, представляет собой многоярусное образование. В основании форма­ции лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсис­тема. Способ производства имеет две стороны - производительные силы обще­ства и производственные отношения. Производительные силы - система субъ­ективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен ве­ществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. В сущности, производительные силы это все имеющиеся в распоряжении об­щества естественные и человеческие ресурсы, а также средства производства, включая науку и технологии, обеспечивающие процесс производства. Произ­водственные отношения – совокупность материальных экономических отноше­ний между людьми в процессе общественного производства и движении обще­ственного продукта от производства до потребления. Производственные отно­шения, по Марксу выражаются, в первую очередь, в различных формах собст­венности на средства производства. Обе стороны способа производства нахо­дятся в состоянии соответствия и взаимодействия; при этом ведущую роль иг­рают производительные силы. Способ производства, в свою очередь, состав­ляет базис общества, он выступает у Маркса как системообразующий компо­нент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Общест­венные формации, различаются по Марксу, именно способом производства ма­териальных благ. Помимо базиса общественная формация включает также над­стройку, в которую входят право политика, идеология, мораль, религия, искус­ство. Надстройка и базис - взаимозависимые части социальной структуры, од­нако определяющую роль играет базис. Материалистическое понимание исто­рии как методологическая установка, предполагает, что производственные от­ношения являются базисом, определяющим надстройку – политику, мораль, право.

Классификация формаций у Маркса представляет собой эволюционный ряд, состоящий из: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, коммунистической формаций. В основу данной классификации положены раз­личия в способе производства. Первобытная формация основана на коллектив­ной общинной собственности и кровно-родственных связях. Три следующих - рабовладельческая, феодальная, буржуазная – базируются на частной собст­венности на средства производства, социальные отношения в них носят антаго­нистический характер. Коммунистическая формация в своей развитой форме характеризуется отсутствием разделения труда, превращением труда в потреб­ность, ростом производительных сил и общественного богатства, реализацией принципа: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Обществен­ные формации, по Марксу, есть ступени общественного прогресса, которые проходят все общества. Определить к какой формации относится общество, значит, определить его возраст.

Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием между, во-первых, развивающимися производительными си­лами и производственными отношениями, во-вторых, между базисом и над­стройкой. Развитие производительных сил, которое Маркс определяет как за­кон, делает необходимым преобразование производственных отношений. Из­менение способа производства, т.е. экономического базиса, в свою очередь, влечет смену надстройки. В результате революции происходит становление но­вой формации. После социальной революции, как полагает Маркс, некоторые элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве по­степенно отмирающих пережитков.

Суть формационного к государству и праву состоит в понимании этих образований как надстроечных по отношению к экономическому базису обще­ства. Квалификация государства и права как надстройки призвана была дока­зать их укорененность в «материальных жизненных отношениях». Согласно Марксу, производственные отношения не только составляют основание поли­тической и юридической надстройки, но целиком и полностью ее определяют. Движущей силой всех важных исторических событий Маркс считает экономи­ческое развитие общества. При этом он утверждает, что каждой ступени разви­тия базиса соответствует определенная надстройка, которая является своего рода отражением признаков, присущих базису. В развитии базиса и надстройки существует параллелизм, при этом базис всегда первичен по отношению к над­стройке.

Вместе с тем, идея обусловленности надстроечных учреждений экономи­ческим базисом у Маркса неразрывно связана с идеей относительной самостоя­тельности надстройки, особенно государства и права. Такого рода самостоя­тельность проявляется в подчинении существования надстроечных установле­ний законам, лишь им свойственным, а также в обратном воздействии этих ин­ститутов на базис способом, только им одним присущим.

Важнейшая идея формационного подхода – идея классового характера государства и права. Классовая борьба, по Марксу, выступает одной из важ­нейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Объяснение тех или иных явлений общественной жизни недостижимо вне контекста классовой борьбы.

Маркс утверждает, что само существование политической и юридической надстройки, а также формы государства и права, методы деятельности госаппа­рата, способы реализации права обусловлены соотношением классовых сил. При этом классовые противоречия каждой конкретно-исторической формации определяют тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей (если таковые разграничены), принципы построения, комплектования и функ­ционирования аппарата государства, порядок нормотворчества, средства обес­печения соблюдения официальных предписаний.

Согласно Марксу, жизнедеятельность политической и юридической над­стройки определяет интерес господствующего класса. Этот интерес пронизы­вает всю политико-правовую деятельность, от общих дел, вытекающих из при­роды всякого общества, до сугубо принудительных акций, связанных с подав­лением классовых противников. Марксизм позиционирует обе эти функции го­сударства и права как взаимообусловленные. Классовое подавление осуществ­ляется посредством управления общими делами. По мысли Маркса, в классо­вом обществе не может быть классово нейтрального государства и права.

Таким образом, государственный аппарат превращается в учреждение, осуществляющее насилие в обществе. История цивилизованного общества, в видении, Маркса, есть процесс движимый борьбой противоположностей. По­литическая власть рассматривается как организованное насилие одного класса над другим.

Что касается публичной власти, то таковую Маркс рассматривал как функцию управления обществом. Она осуществляет централизованное согла­сование индивидуальных поведений и придает всей этой бесконечной массе действий ориентацию, целесообразную для данной социальной системы. Сред­ства и способы публичного властвования, по Марксу, меняются от эпохи к эпохе, будучи обусловлены различными формами господствующих производ­ственных отношений, разными типами культуры. Неизменной сохраняется по­требность любого общества в публичной власти. Свое понимание власти при коммунизме Маркс развивает, отталкиваясь от этого положения. Он полагает, что исчезновение классовых противоречий при коммунизме приведет к тому, что публичная власть потеряет свой политический характер. Однако этот про­цесс, в его видении, должен осуществляться поэтапно. Маркс выделяет три пе­риода перехода от капитализма к коммунизму:

- социализм как первую ступень коммунистического общества;

- низшая фаза коммунизма;

- высшая фаза коммунизма.

Переход от капитализма к социализму в политическом плане характерен тем, что государство данного периода является орудием диктатуры пролета­риата, призванным преодолевать сопротивление свергнутых классов, искоре­нять частную собственность, строить социалистическое общество. Государ­ство, сохраняющееся при социализме, полностью отмирает при коммунизме. По убеждению Маркса, государство исчезнет с исчезновением классов: «Обще­ство, которое по-новому организует производство на основе свободной и рав­ной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». Коммунизм, в видении Маркса, есть гармоничный и пла­номерно развивающийся «союз свободных людей». Как никакой другой строй до него, он будет нуждаться в едином и научно обоснованном руководстве важнейшими аспектами общественной жизни. Орудием такого руководства, средством упорядочения и оптимизации данной социальной структуры высту­пит публичная власть, которая получит должное предметно-материальное и ор­ганизационно-техническое воплощение в системе соответствующих учрежде­ний, связей и процедур.

Несомненно, ряд идей Маркса не выдержал испытание временем. Тем не менее, марксизм можно рассматривать как важный этап развития юридической мысли.

Поводя итог, можно констатировать, что формационный подход пред­ставляет собой целостную, теоретико-методологическую конструкцию, обла­дающую значительным объяснительным потенциалом. Этот подход выступал как господствующая парадигма советской юридической науки. Современная отечественная юридическая наука во многом сохранила верность этому под­ходу. Вместе с тем, в пространстве отечественной правовой мысли имеется критическая струя, направленная на развенчание формационного подхода. Од­нако, как представляется, эвристический потенциал формационного подхода значителен и до конца не исчерпан.

Резюме

Эволюционный, подход - методология юридических исследований, бази­рующаяся на идее единства и эволюционно-стадиального развития правовой культуры человечества, выдвигающая задачу реконструкции процесса ее эво­люции и познания законов ее развития. Разновидность эволюционизма - фор­мационный подход – методология юридических исследований, основанная на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволю­ционно развивающейся и проходящей стадии первобытнообщинной, рабовла­дельческой, феодальной, капиталистической и социалистической формаций.

Вопросы для самопроверки

1. Какое положение эволюционизма,на ваш взгляд, является наиболее уязвимым для критики?

2. Чем обусловлены, согласно Марксу, форма государства и права, ме­тоды деятельности госаппарата, способы реализации права?

3. Какие явления современной правовой культуры вы могли бы обозна­чить как «культурные пережитки»?

4. Возможно ли, в представлении К. Маркса, в классовом обществе суще­ствование классово нейтрального права?

5. Импонирует ли вам формационный подход как принцип познания пра­вовой сферы жизни общества и почему?

6. Является ли эволюционный подход единственным способом объясне­ния динамики правовой культуры?

Примечания

1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М., 1989.- С. 40.

2. Там же.- С. 63.

3. Уайт Л.А. Энергия и эволюция культуры//Работы Л.А. Уайта по культурологии (Сборник переводов).- М., 1996.- С.100.

4. Там же.- С. 102.

5. Там же.- С 102.

ГЛАВА 15. СИНЕРГЕТИКА

Наши рекомендации