Эволюционизм в юриспруденции
Эволюционизм – методологическая традиция достаточно прочно утверждившаяся в юридических исследованиях. С позиций эволюционизма традиционно изучается, например, правовая культура, которая рассмаривается с точки зрения культурного монизма, как определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, степень приобщенности общества к некоему идеалу правовой жизни.
Одной из разновидностей эволюционизма является формационный подход.
Формационный подход– система положений, принципов, понятийных конструкций, используемых для объяснения социально-исторических процессов. Формационный подход как методологическая традиция базируется на идеях диалектического и исторического материализма, которые выступают как теоретическая основа марксистко-ленинского мировоззрения. Суть формационного подхода заключается в выделении основных ступеней общественного развития, которые именуются формациями. Последовательная смена общественно-экономических формаций объясняется при помощи таких категорий как: базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, способ производства, антагонистическое противоречие, революция. Основателями формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) – немецкий философ, сформулировавший основные положения формационного подхода как разновидности эволюционизма. Концептуальные идеи формационного подхода изложены в работах «К критике политической экономии», «Критика Готской программы», «Капитал», «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с Ф. Энгельсом).
В духе классического эволюционизма Маркс полагал, что социальное развитие подчинено универсальным и неизменным законам, знание которых дает возможность не только понимать прошлое и настоящее, но и предсказывать будущее. Маркс рассматривает общество как систему взаимосвязанных элементов. Для обозначения социальной системы Маркс использует понятие «общественная формация», которое он заимствует из геологии, где оно означает комплекс геологических пород, тесно связанных как в вертикальном, так и в горизонтальном отношении. Согласно эволюционистско-прогрессистской концепции Маркса формации – это стадии развития, которые рано или поздно проходят все без исключения общества. Структура общественной формации, по Марксу, представляет собой многоярусное образование. В основании формации лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема. Способ производства имеет две стороны - производительные силы общества и производственные отношения. Производительные силы - система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. В сущности, производительные силы это все имеющиеся в распоряжении общества естественные и человеческие ресурсы, а также средства производства, включая науку и технологии, обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движении общественного продукта от производства до потребления. Производственные отношения, по Марксу выражаются, в первую очередь, в различных формах собственности на средства производства. Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия; при этом ведущую роль играют производительные силы. Способ производства, в свою очередь, составляет базис общества, он выступает у Маркса как системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Общественные формации, различаются по Марксу, именно способом производства материальных благ. Помимо базиса общественная формация включает также надстройку, в которую входят право политика, идеология, мораль, религия, искусство. Надстройка и базис - взаимозависимые части социальной структуры, однако определяющую роль играет базис. Материалистическое понимание истории как методологическая установка, предполагает, что производственные отношения являются базисом, определяющим надстройку – политику, мораль, право.
Классификация формаций у Маркса представляет собой эволюционный ряд, состоящий из: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, коммунистической формаций. В основу данной классификации положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных связях. Три следующих - рабовладельческая, феодальная, буржуазная – базируются на частной собственности на средства производства, социальные отношения в них носят антагонистический характер. Коммунистическая формация в своей развитой форме характеризуется отсутствием разделения труда, превращением труда в потребность, ростом производительных сил и общественного богатства, реализацией принципа: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Общественные формации, по Марксу, есть ступени общественного прогресса, которые проходят все общества. Определить к какой формации относится общество, значит, определить его возраст.
Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием между, во-первых, развивающимися производительными силами и производственными отношениями, во-вторых, между базисом и надстройкой. Развитие производительных сил, которое Маркс определяет как закон, делает необходимым преобразование производственных отношений. Изменение способа производства, т.е. экономического базиса, в свою очередь, влечет смену надстройки. В результате революции происходит становление новой формации. После социальной революции, как полагает Маркс, некоторые элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.
Суть формационного к государству и праву состоит в понимании этих образований как надстроечных по отношению к экономическому базису общества. Квалификация государства и права как надстройки призвана была доказать их укорененность в «материальных жизненных отношениях». Согласно Марксу, производственные отношения не только составляют основание политической и юридической надстройки, но целиком и полностью ее определяют. Движущей силой всех важных исторических событий Маркс считает экономическое развитие общества. При этом он утверждает, что каждой ступени развития базиса соответствует определенная надстройка, которая является своего рода отражением признаков, присущих базису. В развитии базиса и надстройки существует параллелизм, при этом базис всегда первичен по отношению к надстройке.
Вместе с тем, идея обусловленности надстроечных учреждений экономическим базисом у Маркса неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности надстройки, особенно государства и права. Такого рода самостоятельность проявляется в подчинении существования надстроечных установлений законам, лишь им свойственным, а также в обратном воздействии этих институтов на базис способом, только им одним присущим.
Важнейшая идея формационного подхода – идея классового характера государства и права. Классовая борьба, по Марксу, выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Объяснение тех или иных явлений общественной жизни недостижимо вне контекста классовой борьбы.
Маркс утверждает, что само существование политической и юридической надстройки, а также формы государства и права, методы деятельности госаппарата, способы реализации права обусловлены соотношением классовых сил. При этом классовые противоречия каждой конкретно-исторической формации определяют тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей (если таковые разграничены), принципы построения, комплектования и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества, средства обеспечения соблюдения официальных предписаний.
Согласно Марксу, жизнедеятельность политической и юридической надстройки определяет интерес господствующего класса. Этот интерес пронизывает всю политико-правовую деятельность, от общих дел, вытекающих из природы всякого общества, до сугубо принудительных акций, связанных с подавлением классовых противников. Марксизм позиционирует обе эти функции государства и права как взаимообусловленные. Классовое подавление осуществляется посредством управления общими делами. По мысли Маркса, в классовом обществе не может быть классово нейтрального государства и права.
Таким образом, государственный аппарат превращается в учреждение, осуществляющее насилие в обществе. История цивилизованного общества, в видении, Маркса, есть процесс движимый борьбой противоположностей. Политическая власть рассматривается как организованное насилие одного класса над другим.
Что касается публичной власти, то таковую Маркс рассматривал как функцию управления обществом. Она осуществляет централизованное согласование индивидуальных поведений и придает всей этой бесконечной массе действий ориентацию, целесообразную для данной социальной системы. Средства и способы публичного властвования, по Марксу, меняются от эпохи к эпохе, будучи обусловлены различными формами господствующих производственных отношений, разными типами культуры. Неизменной сохраняется потребность любого общества в публичной власти. Свое понимание власти при коммунизме Маркс развивает, отталкиваясь от этого положения. Он полагает, что исчезновение классовых противоречий при коммунизме приведет к тому, что публичная власть потеряет свой политический характер. Однако этот процесс, в его видении, должен осуществляться поэтапно. Маркс выделяет три периода перехода от капитализма к коммунизму:
- социализм как первую ступень коммунистического общества;
- низшая фаза коммунизма;
- высшая фаза коммунизма.
Переход от капитализма к социализму в политическом плане характерен тем, что государство данного периода является орудием диктатуры пролетариата, призванным преодолевать сопротивление свергнутых классов, искоренять частную собственность, строить социалистическое общество. Государство, сохраняющееся при социализме, полностью отмирает при коммунизме. По убеждению Маркса, государство исчезнет с исчезновением классов: «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». Коммунизм, в видении Маркса, есть гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей». Как никакой другой строй до него, он будет нуждаться в едином и научно обоснованном руководстве важнейшими аспектами общественной жизни. Орудием такого руководства, средством упорядочения и оптимизации данной социальной структуры выступит публичная власть, которая получит должное предметно-материальное и организационно-техническое воплощение в системе соответствующих учреждений, связей и процедур.
Несомненно, ряд идей Маркса не выдержал испытание временем. Тем не менее, марксизм можно рассматривать как важный этап развития юридической мысли.
Поводя итог, можно констатировать, что формационный подход представляет собой целостную, теоретико-методологическую конструкцию, обладающую значительным объяснительным потенциалом. Этот подход выступал как господствующая парадигма советской юридической науки. Современная отечественная юридическая наука во многом сохранила верность этому подходу. Вместе с тем, в пространстве отечественной правовой мысли имеется критическая струя, направленная на развенчание формационного подхода. Однако, как представляется, эвристический потенциал формационного подхода значителен и до конца не исчерпан.
Резюме
Эволюционный, подход - методология юридических исследований, базирующаяся на идее единства и эволюционно-стадиального развития правовой культуры человечества, выдвигающая задачу реконструкции процесса ее эволюции и познания законов ее развития. Разновидность эволюционизма - формационный подход – методология юридических исследований, основанная на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей стадии первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической формаций.
Вопросы для самопроверки
1. Какое положение эволюционизма,на ваш взгляд, является наиболее уязвимым для критики?
2. Чем обусловлены, согласно Марксу, форма государства и права, методы деятельности госаппарата, способы реализации права?
3. Какие явления современной правовой культуры вы могли бы обозначить как «культурные пережитки»?
4. Возможно ли, в представлении К. Маркса, в классовом обществе существование классово нейтрального права?
5. Импонирует ли вам формационный подход как принцип познания правовой сферы жизни общества и почему?
6. Является ли эволюционный подход единственным способом объяснения динамики правовой культуры?
Примечания
1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М., 1989.- С. 40.
2. Там же.- С. 63.
3. Уайт Л.А. Энергия и эволюция культуры//Работы Л.А. Уайта по культурологии (Сборник переводов).- М., 1996.- С.100.
4. Там же.- С. 102.
5. Там же.- С 102.
ГЛАВА 15. СИНЕРГЕТИКА