Материал для самостоятельной работы
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Нищий»
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М.Ю.Лермонтов «Нищий»)
В8Назовите литературное направление, к которому можно отнести представленное стихотворение
В9Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору
В10Каким понятием характеризуется носитель авторских переживаний в лирике?
В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения?1) гипербола2) инверсия3) эпитет4) градация5) риторическое восклицание Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Какую форму выражения авторского сознания использует Лермонтов в данном стихотворении для передачи переживаний лирического героя?
С4 Каким еще поэтам свойственна подобная трактовка любовного чувства?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!
(М.Ю.Лермонтов «Нет, я не Байрон, я другой…»)
В8Назовите литературный род, к которому принято относить подобные произведения
В9Назовите литературное направление, на принадлежность к которому указывает имя Байрона в начале стихотворения
В10Каким определением характеризуются вопросы и восклицания (прилагательное в им.п., мн.ч.), завершающие представленное стихотворение?В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в данном стихотворении?1) гипербола2) сравнение3) эпитет4) метафора5) оксюморонВпишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Каким вам представляется лирический герой данного стихотворения?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов представлен лирический герой, переживающий сходные чувства?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(М.Ю.Лермонтов «Парус»)
В8Назовите основную тему данного стихотворения
В9Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой не использована анафора
В10Каким термином определяется созвучие поэтических строк?В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения?1) гипербола2) эпитет3) метафора4) риторический вопрос5) оксюморон Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Черты какого литературного направления представлены в данном стихотворении?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов столь же пронзительно звучит тема одиночества лирического героя?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Бородино»
-Скажи-ка, дядя, ведь недаром
-Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
-Да, были люди в наше время,
-Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы?
на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими - хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось.
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
(М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
В8Каким понятием называется носитель авторского переживания в лирике?
В9Как называется форма построения речи, использованная автором в первой строфе?
В10Укажите прием, к которому прибегает автор в строчках:Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения?1) гипербола2) эпитет3) антитеза4) сравнение5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 В чем, с точки зрения М.Ю.Лермонтова, проявляется истинный патриотизм?
С4 Какие еще поэты XIX - XX вв. затрагивали в своем творчестве вопросы патриотизма?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Смерть поэта»
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
(М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»)
В8Черты какого литературного жанра прослеживаются в последней строфе приведенного стихотворения?
В9Каким понятием определяется слово или выражение, предваряющее произведение и в лаконичной форме заключающее в себе основную идею произведения?
В10Укажите прием, использованный автором в приведенном отрывке:Погиб Поэт! - невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения?1) гипербола2) эпитет3) риторический вопрос4) сравнение5) литота Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Как решается в данном стихотворении тема поэта и толпы?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов звучит тема поэта и толпы?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
(М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»)
В8К какой тематической разновидности лирики (любовная, пейзажная, философская) принято относить подобные произведения?
В9Укажите номера строф через запятую (порядковое числительное в именительном падеже), в которых использована анафора
В10Как называется прием, использованный в третьей строфе данного стихотворения:
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения?1) гипербола2) эпитет3) метафора4) олицетворение5) литота Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Какие чувства переживает лирический герой, соприкасаясь с гармонией природы?
С4 В каких еще стихотворениях лирический герой переживает сходные ощущения, соприкасаясь с гармонией природы?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
(М.Ю.Лермонтов «Дума»)
В8К какой тематической разновидности лирики (любовная, пейзажная, философская) принято относить подобные произведения?
В9Укажите названиехудожественного приема, использованного автором в следующем примере:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
В10Укажите название литературного рода, к которому принято относить подобные произведения?В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения?1) гипербола2) метафора3) эпитет4) антитеза5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Почему лирический герой Лермонтова, вынося приговор современному поколению, называет его «наше»?
С4 В каких еще стихотворениях авторы размышляют о судьбах своего поколения?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Поэт»
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал,
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене -
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает...
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
(М.Ю.Лермонтов «Дума»)
В8 Назовите литературное направление, в рамках которого традиционно рассматривают лирику М.Ю.Лермонтова
В9 Укажите слово, которое в первой части стихотворения символизирует поэта и поэзию в целом
В10 Укажите название художественного приема, который использует автор в следующем примере:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения:
1) гипербола2) сравнение3) эпитет4) инверсия5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Какую роль в раскрытии авторского замысла играет композиция данного стихотворения?
С4 Какие еще поэты XIX – XX вв. размышляли в своих произведениях о высокой роли поэзии?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сияньи голубом...Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я,И не жаль мне прошлого ничуть;Я ищу свободы и покоя!Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы...Я б желал навеки так заснуть,Чтоб в груди дремали жизни силы,Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,Про любовь мне сладкий голос пел,Надо мной чтоб вечно зеленеяТёмный дуб склонялся и шумел.(М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»)
В8 Укажите название литературного направления, к которому традиционно относят лермонтовское творчество
В9 Укажите номера строф через запятую (порядковое числительное в именительном падеже), в которых использована анафора
В10 Укажите название художественного приема, который связывает между собой по смыслу третью и четвертую строфу
В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения:
1) гипербола2) эпитет3) олицетворение4) риторический вопрос5) литота Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Какие чувства переполняют душу лирического героя, соприкоснувшегося с гармонией природы?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой испытывает сходные чувства?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Пророк»
С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока. Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу,Из городов бежал я нищий,И вот в пустыне я живу,Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня,Мне тварь покорна там земная;И звезды слушают меня,Лучами радостно играя. Когда же через шумный градЯ пробираюсь торопливо,То старцы детям говорятС улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас!Он горд был, не ужился с нами:Глупец, хотел уверить нас,Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него:Как он угрюм, и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден,Как презирают все его!»(М.Ю.Лермонтов «Пророк»)
В8 Укажите название литературного рода, к которому принято относить подобные произведения
В9 Укажите название литературного направления, для которого характерен герой-изгнанник, странник, переживающий конфликт с миром?
В10 Укажите название художественного приема, использованного автором в следующем примере:
И вот в пустыне я живу,Как птицы, даром божьей пищи;В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения:
1) гипербола2) эпитет3) инверсия4) метафора5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 В чем своеобразие решения темы поэта-пророка в приведенном стихотворении М.Ю.Лермонтова?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. встречается тема непонятого, осмеянного поэта-пророка?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье;Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю,В твои глаза вникая долгим взором:Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней,В твоих чертах ищу черты другие,В устах живых уста давно немые,В глазах огонь угаснувших очей.(М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…»)
В8 К какой тематической разновидности лирики (пейзажная, философская, вольнолюбивая, любовная) можно отнести данное стихотворение?
В9 Укажите номера строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой использована анафора
В10 Укажите название художественного приема, использованного автором в следующем примере:
В устах живых уста давно немые,В глазах огонь угаснувших очей.В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения:
1) гипербола2) эпитет3) метафора4) антитеза5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Согласны ли вы с утверждением, что в в приведенном стихотворении представлена романтическая концепция любви?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. тема любви получает сходное решение?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
Из-под таинственной, холодной полумаскиЗвучал мне голос твой отрадный, как мечта.Светили мне твои пленительные глазкиИ улыбалися лукавые уста. Сквозь дымку легкую заметил я невольноИ девственных ланит, и шеи белизну.Счастливец! видел я и локон своевольный,Родных кудрей покинувший волну!.. И создал я тогда в моем воображеньеПо легким признакам красавицу мою;И с той поры бесплотное виденьеНошу в душе моей, ласкаю и люблю. И все мне кажется: живые эти речиВ года минувшие слыхал когда-то я;И кто-то шепчет мне, что после этой встречиМы вновь увидимся, как старые друзья.(М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»)
В8 Укажите название литературного направления, к которому традиционно относят лермонтовское творчество
В9 Укажите номера строф (порядковое числительное в именительном падеже), в которых использована анафора
В10 Укажите название художественного приема, использованного автором в следующем примере:
Из-под таинственной, холодной полумаскиЗвучал мне голос твой отрадный, как мечта.В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения:
1) гипербола2) эпитет3) сравнение4) инверсия5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Согласны ли вы с утверждением одного из критиков, что лермонтовская любовь – это «любовь миража»?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой переживает сходные чувства?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
(М.Ю.Лермонтов «Родина»)
В8 Назовите литературный род, к которому можно отнести данное стихотворение
В9 Укажите название приема, который использован автором в приведенном ниже примере:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
В10 Укажите название приема, который использован автором в приведенном ниже примере:
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Почему лирический герой данного стихотворения называет свою любовь к родине «странной»?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирическому герою свойственно подобное понимание чувства любви к родине?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные...Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.(М.Ю.Лермонтов «Тучи»)
В8 Укажите название литературного направления, для которого свойственны тема странничества, изгнанничества
В9 Назовите литературный род, к которому можно отнести данное стихотворение
В10Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в котором не использована анафора
В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения:1) гипербола2) эпитет3) риторическое обращение4) сравнение5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Почему лирический герой данного стихотворения чувствует себя, как и вечно странствующие тучи, человеком без родины?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой переживает сходное чувство бесприютности, изгойства, одиночества?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«И скучно и грустно»
И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…Желанья!...что пользы напрасно и вечно желать?..А годы проходят – все лучшие годы! Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:И радость, и муки, и все там ничтожно… Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недугИсчезнет при слове рассудка;И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка…(М.Ю.Лермонтов «И скучно и грустно»)
В8 Назовите одним словом (в именительном падеже) основную тему данного стихотворения
В9 Назовите литературное направление, к которому можно отнести данное стихотворение
В10Укажите названиехудожественного определения, подчеркивающего какое-либо качество или свойство предмета («сладкий недуг», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»)
В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения:1) гипербола2) риторический вопрос3) эллипсис4) эпитет5) риторическое восклицание Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Почему жизнь представляется лирическому герою «пустой и глупой шуткой»?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой переживает сходные ощущения?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
1-е январяКак часто, пестрою толпою окружен,Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски,При диком шепоте затверженных речей,Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моихС небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки,-Наружно погружась в их блеск и суету,Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мнеЗабыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;И вижу я себя ребенком, и кругомРодные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,А за прудом село дымится - и встают Вдали туманы над полями.В аллею темную вхожу я; сквозь кустыГлядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою;Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданьеС глазами, полными лазурного огня,С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин -Я долгие часы просиживал один, И память их жива понынеПод бурей тягостных сомнений и страстей,Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаюИ шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью,О, как мне хочется смутить веселость ихИ дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..(М.Ю.Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен»)
В8 Укажите название литературного направления, к которому можно отнести данное стихотворение
В9 Назовите литературный род, к которому традиционно относят подобные произведения
В10Укажите названиехудожественного приема, использованного автором в следующем примере:
И если как-нибудь на миг удастся мнеЗабыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения:1) гипербола2) метафора3) эпитет4) градация5) риторическое восклицание Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Как раскрывается в данном стихотворении образ мира-маскарада?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой чувствует себя столь же одиноким, чужим в мире фальшивых чувств и отношений?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Молитва»
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко...(М.Ю.Лермонтов «Молитва»)
В8 Назовите литературный род, к которому можно отнести данное стихотворение
В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору
В10Укажите названиехудожественного определения, подчеркивающего какое-либо качество или свойство предмета («молитва чудная», «слов живых», «святая прелесть»)
В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения:1) гипербола2) сравнение3) антитеза4) градация5) риторическое восклицание Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Почему автор данного стихотворения для выражения переживаний избирает именно форму молитвы?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. герой ищет спасение в молитве?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Три пальмы»
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!» И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки. Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой: И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караваи: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.(М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»)
В8На принадлежность к какому литературному направлению указывает выбор автором места действия стихотворения?
В9Укажите название художественного приема, использованного автором в приведенном примере:
И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой: И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку.В10Каким понятием характеризуется носитель авторских переживаний в лирике?
В11Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения:1) гипербола2) эпитет3) олицетворение4) антитеза5) риторическое восклицание Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Почему свое стихотворени М.Ю.Лермонтов предваряет подзаголовком «восточное сказание»?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов поднимаются проблемы смысла жизни, судьбы?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Сон»
В полдневный жар в долине ДагестанаС свинцом в груди лежал недвижим я;Глубокая еще дымилась рана,По капле кровь точилася моя. Лежал один я на песке долины;Уступы скал теснилися кругом,И солнце жгло их желтые вершиныИ жгло меня - но спал я мертвым сном. И снился мне сияющий огнямиВечерний пир в родимой стороне.Меж юных жен, увенчанных цветами,Шел разговор веселый обо мне. Но в разговор веселый не вступая,Сидела там задумчиво одна,И в грустный сон душа ее младаяБог знает чем была погружена; И снилась ей долина Дагестана;Знакомый труп лежал в долине той;В его груди, дымясь, чернела рана,И кровь лилась хладеющей струей.(М.Ю.Лермонтов «Сон»)
В8 Укажите название литературного направления, к которому традиционно относят лермонтовское творчество
В9 Укажите название литературного рода, в рамках которого следует анализировать данное произведение
В10 Укажите название художественного приема, использованного автором в следующем примере:
И солнце жгло их желтые вершиныИ жгло меня - но спал я мертвым сном.В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в пятой строфе данного стихотворения:
1) гипербола2) эпитет3) инверсия4) сравнение5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Какую роль в раскрытии авторского замысла играет мотив сна?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. прослеживается данный мотив?
Задание 1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3-С4.
«Валерик»
Я к вам пишу случайно; правоНе знаю как и для чего.Я потерял уж это право.И что скажу вам? - ничего!Что помню вас? - но, Боже правый,Вы это знаете давно;И вам, конечно, все равно. И знать вам также нету нужды,Где я? что я? в какой глуши?Душою мы друг другу чужды,Да вряд ли есть родство души.Страницы прошлого читая,Их по порядку разбираяТеперь остынувшим умом,Разуверяюсь я во всем.Смешно же сердцем лицемеритьПеред собою столько лет;Добро б еще морочить свет!Да и при том, что пользы веритьТому, чего уж больше нет?..Безумно ждать любви заочной?В наш век все чувства лишь на срок;Но я вас помню - да и точно,Я вас никак забыть не мог! Во-первых, потому, что много,И долго, долго вас любил,Потом страданьем и тревогойЗа дни блаженства заплатил;Потом в раскаянье бесплодномВлачил я цепь тяжелых лет;И размышлением холоднымУбил последний жизни цвет.С людьми сближаясь осторожно,Забыл я шум младых проказ,Любовь, поэзию, - но васЗабыть мне было невозможно. И к мысли этой я привык,Мой крест несу я без роптанья:То иль другое наказанье?Не все ль одно. Я жизнь постиг;Судьбе как турок иль татарин,За все я ровно благодарен;У Бога счастья не прошуИ молча зло переношу.Быть может, небеса востокаМеня с ученьем их пророкаНевольно сблизили. ПритомИ жизнь всечасно кочевая,Труды, заботы ночь и днем,Все, размышлению мешая,Приводит в первобытный видБольную душу: сердце спит,Простора нет воображенью...И нет работы голове...Зато лежишь в густой траве,И дремлешь под широкой теньюЧинар иль виноградных лоз,Кругом белеются палатки;Казачьи тощие лошадкиСтоят рядком, повеся нос;У медных пушек спит прислуга,Едва дымятся фитили;Попарно цепь стоит вдали;Штыки горят под солнцем юга.Вот разговор о старинеВ палатке ближней слышен мне;Как при Ермолове ходилиВ Чечню, в Аварию, к горам;Как там дрались, как мы их били,Как доставалося и нам;И вижу я неподалекуУ речки, следуя пророку,Мирной татарин свой намазТворит, не подымая глаз;А вот кружком сидят другие.Люблю я цвет их желтых лиц,Подобный цвету наговиц,Их шапки, рукава худые,Их темный и лукавый взорИ их гортанный разговор.Чу - дальний выстрел! прожужжалаШальная пуля... славный звук...Вот крик - и снова все вокругЗатихло... но жара уж спала,Ведут коней на водопой,Зашевелилася пехота;Вот проскакал один, другой!Шум, говор. Где вторая рота?Что, вьючить?— что же капитан?Повозки выдвигайте живо!«Савельич!» - «Ой ли!» - «Дай огниво!»Подъем ударил барабан -Гудит музыка полковая;Между колоннами въезжая,Звенят орудья. ГенералВперед со свитой поскакал...Рассыпались в широком поле,Как пчелы, с гиком казаки;Уж показалися значкиТам на опушке - два, и боле.А вот в чалме один мюридВ черкеске красной ездит важно,Конь светло-серый весь кипит,Он машет, кличет - где отважный?Кто выйдет с ним на смертный бой!..Сейчас, смотрите: в шапке чернойКазак пустился гребенской;Винтовку выхватил проворно,Уж близко... выстрел... легкий дым...Эй вы, станичники, за ним...Что? ранен!..- Ничего, безделка...-И завязалась перестрелка... Но в этих сшибках удалыхЗабавы много, толку мало;Прохладным вечером, бывало,Мы любовалися на них,Без кровожадного волненья,Как на трагический балет;Зато видал я представленья,Каких у вас на сцене нет... Раз - это было под Гихами -Мы проходили темный лес;Огнем дыша, пылал над намиЛазурно-яркий свод небес. Нам был обещан бой жестокий.Из гор Ичкерии далекойУже в Чечню на братний зовТолпы стекались удальцов.Над допотопными лесамиМелькали маяки кругом;И дым их то вился столпом,То расстилался облаками;И оживилися леса;Скликались дико голосаПод их зелеными шатрами.Едва лишь выбрался обозВ поляну, дело началось;Чу! в арьергард орудья просят;Вот ружья из кустов выносят,Вот тащат за ноги людейИ кличут громко лекарей;А вот и слева, из опушки,Вдруг с гиком кинулись на пушки;И градом пуль с вершин деревОтряд осыпан. Впереди жеВсе тихо - там между кустовБежал поток. Подходим ближе.Пустили несколько гранат;Еще продвинулись; молчат;Но вот над бревнами завалаРужье как будто заблистало;Потом мелькнуло шапки две;И вновь всё спряталось в траве.То было грозное молчанье,Не долго длилося оно,Но в этом странном ожиданьеЗабилось сердце не одно.Вдруг залп... глядим: лежат рядами,Что нужды? здешние полкиНарод испытанный... «В штыки,Дружнее!» - раздалось за нами.Кровь загорелася в груди!Все офицеры впереди...Верхом помчался на завалыКто не успел спрыгнуть с коня...«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,В приклады!» - и пошла резня.И два часа в струях потокаБой длился. Резались жестоко,Как звери, молча, с грудью грудь,Ручей телами запрудили.Хотел воды я зачерпнуть...(И зной и битва утомилиМеня), но мутная волнаБыла тепла, была красна. На берегу, под тенью дуба,Пройдя завалов первый ряд,Стоял кружок. Один солдатБыл на коленах; мрачно, грубоКазалось выраженье лиц,Но слезы капали с ресниц,Покрытых пылью... на шинели,Спиною к дереву, лежалИх капитан. Он умирал;В груди его едва чернелиДве ранки; кровь его чуть-чутьСочилась. Но высоко грудьИ трудно подымалась, взорыБродили страшно, он шептал...«Спасите, братцы. - Тащат в торы.Постойте — ранен генерал...Не слышат...» Долго он стонал,Но все слабей и понемногуЗатих и душу отдал Богу;На ружья опершись, кругомСтояли усачи седые...И тихо плакали... потомЕго остатки боевыеНакрыли бережно плащомИ понесли. Тоской томимый,Им вслед смотрел я недвижимый.Меж тем товарищей, друзейСо вздохом возле называли;Но не нашел в душе моейЯ сожаленья, ни печали.Уже затихло все; телаСтащили в кучу; кровь теклаСтруею дымной по каменьям,Ее тяжелым испареньемБыл полон воздух. ГенералСидел в тени на барабанеИ донесенья принимал.Окрестный лес, как бы в тумане,Синел в дыму пороховом.А там вдали грядой нестройной,Но вечно гордой и спокойной,Тянулись горы - и КазбекСверкал главой остроконечной.И с грустью тайной и сердечнойЯ думал: «Жалкий человек.Чего он хочет!.. небо ясно,Под небом места много всем,Но беспрестанно и напрасноОдин враждует он - зачем?»Галуб прервал мое мечтанье,Ударив по плечу; он былКунак мой: я его спросил,Как месту этому названье?Он отвечал мне: «Валерик,А перевесть на ваш язык,Так будет речка смерти: верно,Дано старинными людьми».«А сколько их дралось примерноСегодня?» - «Тысяч до семи».«А много горцы потеряли?»«Как знать? - зачем вы не считали!»«Да! будет, - кто-то тут сказал, -Им в память этот день кровавый!»Чеченец посмотрел лукавоИ головою покачал. Но я боюся вам наскучить,В забавах света вам смешныТревоги дикие войны;Свой ум вы не привыкли мучитьТяжелой думой о конце;На вашем молодом лицеСледов заботы и печалиНе отыскать, и вы едва лиВблизи когда-нибудь видали,Как умирают. Дай вам БогИ не видать: иных тревогДовольно есть. В самозабвеньеНе лучше ль кончить жизни путь?И беспробудным сном заснутьС мечтой о близком пробужденье? Теперь прощайте: если васМой безыскусственный рассказРазвеселит, займет хоть малость,Я буду счастлив. А не так? -Простите мне его как шалостьИ тихо молвите: чудак!..(М.Ю.Лермонтов «Валерик»В8 Укажите название литературного жанра, в котором написано данное произведение
В9 Как называется носитель авторских переживаний в лирике?
В10 Укажите название художественного приема, использованного автором в следующем примере:
Не лучше ль кончить жизни путь?И беспробудным сном заснутьС мечтой о близком пробужденье?В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в выделенном отрывке данного стихотворения:
1) гипербола2) эпитет3) метафора4) антитеза5) парцелляция Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов №1Для выполнения задания С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С3 Каково отношение лирического героя к войне?
С4 В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. прослеживается сходное неприятие войны?