I.7. западная философия xx века
Феноменология – наука о формах сознания, изначально ему присущих, о созерцании сущности, об истинном и абсолютном бытии вообще. Феноменологический метод (так называемая «феноменологическая редукция») исключает из предмета познания все эмпирическое, т.е. фактическое, конкретное, реально существующее. Главная задача познания – исследование структуры «чистого» сознания, анализ феноменов сознания как такового (Э.Гуссерль).
Экзистенциализм– философское учение, утверждающее примат существования над сущностью. Центральное понятие «экзистенция», обозначающее специфически человеческий способ существовать в мире: человек есть несовпадение с самим собой, постоянное выступание вовне, в мир, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос.
Атеистический экзистенциализм – трактует человека как «приговоренного быть свободным», его выход вовне осуществляется безгарантийно: он осуществляется без отсылок к трансцендентному (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер).
В религиозном экзистенциализме экзистенция устремлена к трансцендентному, сверхличному, выбор человека и аутентичность его существования связываются с актом веры в Бога (К.Ясперс, Т.Марсель, М.Бубер).
Неопозитивизм – философское течение, полагающее, что философия должна заниматься исследованием научного знания, изучать логическую структуру научных теорий, выяснять, как строятся положения науки, какова логическая связь между ними, анализировать язык науки (Л.Витгенштейн, Дж.Э.Мур, Б.Рассел, Р.Карнап, М.Шлик). Логический атомизм – философия Б.Рассела, согласно которой мир является отражением нашего способа говорения о нем. Материю он объявляет «логической конструкцией». Б.Рассел предлагал разложить процесс познания на простейшие, далее неделимые логические атомы. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. Логические атомы у Рассела оказываются непосредственно метафизичесикми атомами, в чем проявляется своеобразное тождество мышления и бытия.
Герменевтика – направление философии, занимающееся разработкой методов истолкования текстов. Первоначально методы герменевтики разрабатывались в теологии, где герменевтика означала учение о правильном истолковании и переводе текстов Библии. Ф.Шлейермахер в нач. XIX в. предпринял попытку создать герменевтику как методологию исторической интерпретации произведений культуры, как искусство перевода философских текстов. В XIX-ХХ вв. ее представителями являлись В.Дильтей, Х.Г.Гадамер. Дильтей в качестве метода познания выдвигал метод «понимания», которое достигается путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношения к культуре прошлого должен применяться метод интерпретации, который Дильтей называет герменевтикой.
Неофрейдизм – поздние модификации фрейдизма. Представлен учениями Э.Фромма, К.Г.Юнга, А.Адлера). Э.Фромм выдвинул учение о «социальном характере» в качестве основы общественной перестройки с помощью просветительских методов «социальной терапии», стремился «соединить» марксизм с фрейдизмом. К.Г.Юнг исследовал коллективное бессознательное, основу которого составляют архетипы – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение.
Постмодернизм – понятие, используемое для обозначения специфических концепций духовной жизни западной цивилизации конца ХХ в. В качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры (Ж.Ф.Лиотар, М.Фуко, Ж.Делез). Как философское понятие возникает благодаря работам Ж.-Ф.Лиотара, который критиковал власть единой последовательной стратегии, парадигмы – научной, философской, художественной. Для постмодернизма характерно скептическое отстранение от установки на преобразование мира, что влечет за собой отказ от попыток его систематизации, так как мир не умещается ни в какие теории или схемы.
Философская антропология – учение о человеке с точки зрения самого бытия человека, особым образом созидающего и воплощающего в себе весь мир. Это система философских взглядов о человеке и его бытии в природе и обществе (М.Шелер, Х.Плеснер, А.Гелен). Человек рассматривается как биосоциокультурная система, воспринимаемая как целостность. Как особое направление философии возникает в 20-х годах ХХ века, что было обусловлено вопросом о преобладающей роли природной или социальной составляющей в родовой сущности человека и его поведении.