Контрольные задания, задачи, тексты для анализа к теме
1. Вопрос об источниках сознания "...в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др.".
В чем же суть и особенности каждого из этих подходов в анализе источников сознания? Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.
2. Почему в сознании "я" человека живет раздвоенной жизнью? Почему христианская теология считает, что состояние сознания - следствие греха человека? В чем, с точки зрения экзистенциализма, трагизм и грусть сознания?
"Сознание не только чудо мироздания, но и крест... подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание - это "проклятый дар" Божий человеку и без него человек был бы счастлив. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.п.".
3. Раскройте смысл высказываний:
а) сознание по своей природе имеет общественный характер;
б) сознание предметное;
в) человек мыслит при помощи мозга;
г) сознание - это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга;
д) самосознание выступает в разных формах;
ж) сознание - это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств;
и) при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.
4. Вместо точек вставьте пропущенные слова:
а)Сознание - это продукт не всякой материи, а только ...;
б) сознание не определяется мозгом само по себе. Источник наших знаний—...;
в) но словам К.Маркса, идеальное это ..., пересаженное в ... и преобразованное в ней;
г) сознание — это ... образ объективного ...;
д) появление сознания имеет предпосылкой осознание и ... деятельность;
ж) образ ... по форме, но ... по содержанию и источнику.
5. Раскройте смысл понятий:
"гилозоизм", "витализм", "информация", "отражение", "первая сигнальная система", "вторая сигнальная система", "искусственный язык", "образ и объект внешнего мира", "самосознание", "интуиция".
6. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:
а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него;
б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи;
в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я;
г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи;
д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная "живая сила";
е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;
ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки - мочу;
з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер;
и) материя и сознание - это две равноценные субстанции.
Тема 6. Формы и методы научного познания
1. Научное познание, его специфика.
2. Понятие методов научного исследования.
3. Теория истины. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Критерии истины.
4. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки. Ученый и этика.
Литература
- Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
- Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
- Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
- Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. //ВФ. 2001.№8.
- Лекторский В.А. Теория познания. //ВФ. 1999. №8.
- Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов. //ВФ. 2001. №4.
- Наука и культура. //ВФ. 1998.№10.
- Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
- Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
- Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
- Теория познания. М., 1991.
- Теория познания. Т.3. М., 1993.
- Философия и методология науки. М., 1994.
- Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
- Хазиев В.С. Философское понимание истины. //Философские науки. 1991. №9.
- Хинтика Я. Проблема истины в современной философии. //Вопросы философии. 1996.№ 9.
- Холотон Дж. Что такое антинаука? //ВФ. 1992.№2.
- Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. //ВФ. 1998.№1.
- Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. //ВФ. 2001.№12.
Методические рекомендации
Научный уровень познания – наука – это высшая форма познания и знания. Современную науку называют «большой». Резко возросло количество ученых в мире: на рубеже 8-19 вв. их было около тысячи человек; в середине 19 в. – около 10 тыс. человек, в 1900 г. Около 100 тыс., в конце 20 в. уже свыше 5 млн. Показательно, что 90 % ученых, когда либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука сейчас охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Философия выполняет важную роль в построении научной картины мира, содержанием которой является научная интерпретация таких мировоззренческих понятий, как материя, мироздание, движение, пространство и время и т.д. В первом вопросе семинара необходимо рассмотреть, что такое научное познание, каковы его отличительные признаки. В чем основные отличия науки от обыденного познания? Что собой представляют эмпирический и теоретический уровни научного познания? Каковы их формы?
Одной из особенностей научного познания является наличие методов получения знания. Во втором вопросе следует осветить проблему метода в теории познания. Что такое метод? Расскажите о классификации методов. Следует рассказать о всеобщих методах (философские методы: метафизика, диалектика, синергетика), об общелогических методах (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.п.), о научных методах (эмпирические методы и теоретические методы). Какие из этих методов используются Вами или могут быть использованы в курсовой работе?
Непосредственная цель познания в любой его форме – это истина, путь к которой обычно сложен и противоречив. Категория истины – одна из ключевых в теории познания. При подготовке третьего вопроса семинара необходимо выяснить, что такое истина. Как трактует истину классическая концепция? Какие еще трактовки истины Вы знаете? Объясните, что понимается под объективным и субъективным, абсолютным и относительным в истине. Каков критерии истины?
Наука в лице своих представителей стремится к вершинам человеческого знания. Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, потом водородную бомбу. Вопрос о том, создавать или нет атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее гуманитарных наук. Возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. В четвертом вопросе семинара предполагается обсуждение сложного и противоречивого клубка вопросов. В чем заключаются социальные функции науки? Должен ли ученый в своей научной деятельности руководствоваться этическими нормами? Свободна или нет наука от требований морали?