КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 2

Задание №1Русский философ Н.А. Бердяев(1874-1948),характеризуя соотношение философии с религией и наукой, писал: «Философия есть самая незащищенная сторона культуры ... Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем».

Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Выберите признаки, наиболее характерные для мифологического (первобытного) мировоззрения:

1) абстрактное (рефлексивное) мышление;

2) образное восприятие действительности;

3) одушевление естественных явлений;

4) вера в сверхчувственный мир;

5) разведение эмпирического и логического уровней мышления;

6) теоретическое миропонимание;

7) нерасчлененность социального и индивидуального;

8) антропоморфизм (очеловечивание природы);

9) ассоциативный язык общения;

10) наличие четких понятий и категорий.

Выберите пять вариантов ответов, которые считаете наиболее верными.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из статьи М.М. Рубинштейна «Жизнепонимание – центральная задача философии» (С. 27-29) и дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается сходство и различие между философией и наукой?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 3 Античная философия: общая характеристика

План

Введение

1. Периодизация и особенности античной философии.

2. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала всего сущего.

3. Проблема бытия в философии Элейской школы

4. Атомистическая трактовка бытия в концепции Демокрита.

5. Философия софистов и Сократа.

6. Философские взгляды Платона.

7. Философия Аристотеля.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. – С. 20 – 30.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 73-76.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 38-104.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 36 – 52.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 34-50.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 3

Задание №1 Гегель характеризовал смерть Сократа как трагедию, в которой гибнет индивид, но не духовный принцип, им утверждаемый.

Дайте развёрнутую характеристику основных принципов жизненной философии Сократа.

Задание №2 Укажите 4 признака, характеризующие идеальное государство по Платону:

1) равенство;

2) свобода;

3) справедливость;

4) участие всех граждан в управлении;

5) контроль государства в сфере духовной жизни;

6) устранение семьи и государственное воспитание детей;

7) единомыслие всех членов общества;

8) наличие частной собственности.

Задание № 3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из диалога Платона «Государство» (С. 73-76) и дайте подробный ответ на вопрос: «Какой смысл вкладывает Платон в образ пещеры?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 4 Философия средневековой Европы:

Общие черты, проблемы, представители

План

Введение

1. Теоцентризм: человек, история, природа как творения Бога.

2. Патристика и схоластика: Августин Аврелий и Фома Аквинский.

3. Проблема универсалий: номинализм и реализм.

4. Человек - образ и подобие Бога. Проблема теодицеи. Память и история.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. – С. 31-37.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 96-97.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 105-133.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 53-62.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 51-54.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 4

Задание №1 Согласно христианскому миропониманию торжество правды и справедливости невозможно в этом мире. «Царство Моё не от мира сего. Мир во зле лежал и лежать будет» - говорил Христос.

Какова же природа зла и путь его преодоления?

Задание №2 Выберите правильное суждение о реализме как философской позиции средневековой схоластики:

1) Реализм - это позиция всякого нормального человека, придерживающегося здравого смысла.

2) Реализм - это стремление к правдивому, истинному пониманию вещей.

3) Реализм - это позиция, исходящая из понимания того, что человеком движут материально-практические интересы.

4) Реализм - это позиция, считающая, что общие понятия существуют в действительности до вещей и вне вещей.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из произведения Фомы Аквинского «Сумма теологии» (С. 96-97) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Какой позиции на проблему соотношения веры и разума придерживается Ф. Аквинский?»

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 5 Философия эпохи Возрождения.

Наши рекомендации