Лекция 4. нравственная оценка в научной деятельности
1. Проблема нравственной оценки научной деятельности
Наука как социальный институт строится на основе норм и ценностей и, то, что она социальнокультурно детерминирована, давно не вызывает сомнения. Важно понимать, что эти нормы и ценности никогда не будут заданы навечно, следовательно, любой ученый будет заниматься исследовательской деятельностью, заранее выбирая на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания. Поэтому необходимо проанализировать комплекс нормативно-ценностных положений современной науки.
Бывают и бывали ситуации, когда нормы и ценности науки резко противостоят общественным нормам и ценностям. Например, на сегодняшний день актуальна проблема клонирования. Однако общество еще не готово принять сугубо эмоционально связанные с клонированием нормы и ценности. Ясно одно, что никакие научные результаты не позволят серьезно скорректировать позицию людей, потому что по сути речь идет о личном нравственном выборе.
Знание, которое получается в результате научного исследования, отчуждается путем различного рода формализаций. Одной из причин, по которым в современном обществе возникло недоверие к науке, стало положение, когда людям одно в качестве научного результата декларируется, а в жизни получается совсем другое. Долгое время общественные науки утверждали, что Запад идет по «тупиковому» пути развития, а в результате «тупиковым» оказался социалистический путь. Естественно, что такой факт не прибавит обществу доверительного отношения к науке. Но тем не менее подобная ситуация – это единичный факт. Ее истоки коренятся в природе человеческой деятельности, в том числе и научного познания как вида этой деятельности. Главными нормами научной деятельности являются универсализм, общность научного знания, незаинтересованность исследователя, организованный скептицизм.
Проблемы нравственной оценки научной деятельности являются фундаментальным аспектом науки как особой социальной системы, где профессиональная ответственность ученого – одна из основ подобного рода анализа. Помимо профессиональной ответственности, которая характеризует деятельность ученого, есть еще так называемая социальная ответственность.
История науки приводит к мысли, что нельзя в качестве научного знания получать истинное знание вне учета субъективных особенностей познавательного процесса. Последнее десятилетие актуально осмысление нравственной оценки научной деятельности. Никто за ученого не может определить направленность и качество познавательного результата, никто не может быть ответственным за него. Ведь если человек изобретает «ядерную бомбу», он понимает всю опасность такого изобретения, а, следовательно, не может оставаться в стороне от такого научного результата. В науке невозможно не учитывать ответственности ученого, иначе последствия могут быть катастрофическими.
2. Современная наука и проблема нравственной оценки
Понимание рациональности, которое сложилось с XVII в. и существовало в науке на протяжении нескольких веков, исходило из идеи познания как деятельности в форме отражения, копирования, где субъект играл роль пассивно фиксирующего поступающую информацию существа. Наука, следовательно, утрачивает аксиологический аспект, обретая сугубо механистическую направленность. Торжествует лишь гносеологический аспект, который предполагает развитие знания в его чисто абстрактном виде. В середине ХХ в. появились метафоры «смерть субъекта», «конец науки», «истины нет» и т.д. Формируется любопытный парадокс: чем больше человек познает мир, тем меньше он его понимает. З. Фрейд показал, что разум – это не единственный источник сознательной деятельности человека, а значит, и его познавательных усилий. З. Фрейд выделяет в рамках сознания специальную сферу – сферу бессознательного, функционирующую под влиянием импульсов, исходящих от тела.
Классическая модель рациональности исключает нерациональное понимание подбора оснований для познавательной деятельности, и именно в этом заключается та одна из основных причин кризиса научного познания. Не случайно классическая линия развития науки привела к постмодернизму, где человеку отказывается в праве на самостоятельность, независимость, индивидуальность. Постановка проблемы нравственной оценки – это и есть мост, позволяющий вернуть науке тот гносеологический статус, который она имела и утратила, то есть вернуть доверие к науке как системе наиболее достоверных знаний о действительности. Это основной аспект научных исследований на современном этапе.
Поскольку наука даже при всех своих прогностических способностях, не может однозначно предусмотреть, к чему приведет познание, то важнейшую роль в деятельности ученого, человека, осуществляющего познание, начинают играть нравственные начала. Там, где нет ничего, где человек идет впервые, он может опираться только на те принципы, которые, по его мнению, являются выражением наиболее адекватного проявления собственной доброжелательности и порядочности. Нравственная оценка научной деятельности выступает в понимании современной философии науки в качестве спасательного действия, которое направит познавательный процесс в адекватное русло. Отсюда в науке должно действовать требование: не вмешивайся, если не знаешь прецедентом чего окажется реализация какого-то несомненного содержания – придерживайся формы (нравственной ориентации своего сознания и поведения). Приведем пример, который использует А. Тойнби. В истории человечества он вычленял более 20 цивилизаций, однако до современности дожили лишь четыре из них. Это были именно те цивилизации, которые оказались способными к выработке общечеловеческих этических ценностей, выраженных в мировых религиях. А это значит, что не только наука, но и вообще жизнь существует в рамках нравственных границ. Поэтому нравственностью должны проверяться не только отношения между людьми, но и отношения между человеком и Универсумом и т.д.
3. Актуальность этического аспекта в последние десятилетия лишь возросла. Ведь еще научная революция XVII в. обособила научную истину от нравственности, отчего мир начал сильно страдать (и как ни парадоксально, начал страдать и сам человек). Даже современное научное течение – синергетика – при всех своих акцентах на самоорганизацию, открытость, «жизненность» систем признает, что такое понимание этих объектов, тем не менее, не принесет нам стопроцентную предсказуемость результата познания. Одно из основных понятий синергетики – точки бифуркации – тому свидетельство. Точки бифуркации демонстрируют принципиальную невозможность точно просчитать будущие траектории эволюции системы. А это всегда ведет к проблеме выбора для субъекта. Поэтому исследователь, не отказываясь от объективного исследования систем, характеризующихся синергетическими параметрами, должен применять особые стратегии, учитывающие специфику объекта. К тому же, подобный результат деятельности приводит к основной утрате для человека. Утрачивается уверенность в том, что у человека и человечества есть убежище. И это убежище – вера в непогрешимость науки и в ее безусловную объективность. Теперь же наука видит мир по-другому, через множество разноликих образов, доступных нашему сознанию, через множество оснований, имеющих равнозначный статус и т.д. И все это потому, что следует признать, будто наука давно не приносит знание, а ориентируется на расширяющееся незнание, понимаемое как особый вид знания. Его особенность заключается в не опровергаемости, внекритериальности, специфика незнания в том, что оно всегда только расширяется.
4. Нравственная оценка: ее суть и проблемы.
Понимание того, как выносится нравственная оценка по отношению к деятельности субъекта или какой-либо системы информации, является ключевым моментом экспертизы, основанной на нравственных принципах. И данное умение – это тоже проблема. Основной вопрос нравственной оценки заключается в определении нормальной цели для любого вида человеческой деятельности (особенно, практической), то есть такой цели, которая желательна сама по себе и к которой все остальные моменты относятся как средства. Нравственность ориентирована на поиск такого верховного принципа деятельности, который будет сообразен со всеми аспектами, приводящими к состоянию общего блага.
Наиболее распространенная форма принципа проявляется в наставлении. Основание же - это форма объяснения, интерпретации, почему человеку рекомендуется вести себя так, а не иначе. Если же в поведении ориентироваться на основания нравственных положений, то данный процесс приведет скорее всего к смене нормативной базы.
Жизнь многообразна, поэтому регулятивы человеческой деятельности (в том числе и научной) должны быть предельно четкими, иначе человек подвергается той амбивалентности, в которой находится ситуация его деятельности. Нравственность должна проявляться вне зависимости от эмпирической природы и определяться она должна какой-то естественной склонностью субъекта. Нравственное заключение потому и будет считаться нравственным, что нормальность его позиций определяется исключительно внутренними обязательствами человека.
Выражаясь языком И. Канта, нравственные положения должны носить априорный характер. Если же нравственные оценки имеют другие основания, то тогда они утрачивают характер нравственного закона (канона). Оторванность нравственных положений от реальной жизни приводит к тому, что принципы морали начинают возводиться в ранг обязательного абсолюта. Такое проявление называется морализаторством. Его суть в том, что здесь начинает использоваться внутренняя особенность нравственности.
Предпочтение формальной нравственной системы оценок деятельности человека (в том числе и научного познания) не может гарантировать человеку абсолютной непогрешимости его позиции. Использование этой системы имеет как плюсы, связанные с универсальным принципом реализации ее положений, так и минусы, когда универсальность и теоретичность положений приводит к «нравоучительству», «морализаторству», подменяя желательность нравственных положений их обязательностью. Система «нравственность для человека» также имеет свои негативные стороны. Их суть заключается в том, что нравственный компонент становится вторичным по отношению ко всем остальным факторам человеческого существования.
Нравственная мотивация всегда толкает человека на совершенствование, на признание того, что ему необходимо искать себя в «другом», то есть нравственная мотивация не может быть успокоительной, не может приносить раз и навсегда готовые решения.