Тема 3. философия древней индии

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

1. Введение (актуальность) темы:

История философской мысли Древней Индии восходит к концу II - началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства, прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма - идеологии, закреплявшей сословное деление среди свободных, освещавшей власть знати и приниженное положение основной массы свободных. Особенностями философии Древней Индии являются: тесная связь с мифологией; связь личности и окружающего мира; обращенность внутрь человека; аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы; абстрактный характер философии, которая решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, вечном круговороте жизни и смерти; учение о карме - сумме злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму очередного перерождения.

2. Цель:Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнеиндийскими мыслителями, и познакомить с категориальным аппаратом индийской философии.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные философские системы древнеиндийской философии;

Студент должен уметь:

· характеризовать особенности развития философии в Индии;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать основные понятия древнеиндийской философии.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Начала философского мышления. Особенности развития философии в Индии.

2. Учение джайнизма и буддизма. Учение материалистов.

3. Философские системы индуизма: санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога, веданта.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Идеология брахманизма. Понятие “брахман” и “атман”.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии.

3. Космологические представления.

4. Понятие кармы, сансары, нирваны, мокши, дхармы.

5. Теория реинкарнации в Индии.

6. Имеет ли нравственный смысл система “йога”?

7. Можно ли рассматривать цивилизации Древнего мира как “золотой век” человеческой истории?

8. В чем суть учения о 4-х элементах?

9. Что такое гедонизм?

10.Почему восьмеричный путь в буддизме называют “срединным”?

11.Что такое закон зависимого происхождения?

12.Почему онтология буддизма называется “негативной”?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Специфика ведийской мифологии.

2. Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

3. Религиозно-философская концепция буддизма.

4. Проблема человека в философии Древней Индии.

5. Концепция миропонимания Рерихов.

6. Понятие кармы в индийской философии.

7. Литература:

Основная:

1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.

2. Древнеиндийская философия. - М., 1972.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

5. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.

Дополнительная:

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. - М., 1980.

2. Буддизм. Проблемы истории, культуры и современности. - М., 1990.

3. Буддизм: Словарь. - М., 1982.

4. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.

5. Глазенапп Х. Буддийские таинства // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.

6. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - М., 1987.

7. История философии. - Т. 1. - М., 1957.

8. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. - СПб., 1993.

9. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. - Спб., 1994.

10.Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования. - 1991. - № 2.

11.Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.

12.Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. - М., 1985.

13.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.

14.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.

15.Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М., 1994.

16.Шохин В.К. Санкхья-йога и традиции гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - №7, 8.

17.Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

Первоисточники по восточной философии:

1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969. –Т. 1.

2. Афоризмы старого Китая. – М., 1991.

3. Буддизм. Четыре благородные истины. – М., Харьков, 2000.

4. Бхагавад-гита. – СПб., 1992.

5. Дао. Гармония мира. – М., Харьков, 1999.

6. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. Книга I, гл. 4-5. – М., 1989.

7. Из книги Мудрецов. Проза древнего Китая. – М., 1969.

8. История китайской философии. – М., 1989.

9. Книга Экклесиаста. // Вопросы философии, 1991, № 8.

10. Конфуций. Изречения. – М., 1994,

11. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1999.

12. Мень А. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н. э. // Звезда Востока, 1991, №№ 8, 10.

13. Рерих Е.И. Письма (1932 – 1955) – Новосибирск, 1995.

14. Рерих Н. О Вечном – М., 1994.

15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения. (Хрестоматия) – М., 1991. – С. 3 – 58.

Дополнительная по восточной философии:

1. Бондаренко Ю.Я. Человек, Судьба, Вселенная глазами древних мудрецов. – М., 1994.

2. Гиндилис И. М., Фролова В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии 2001, №3.

3. Филатов С., Лункин Р. Раздражение – не метод идейной полемики // Вопросы философии. 2002, №3.

4. Кнотт К. Индуизм. – М., 2001.

5. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. – М., 2002.

6. Кожевников В.А. Повести о перевоплощении Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма. // Вопросы философии, 1997, № 2.

7. Майданов А.С. Тайны великой Ригведы – М., 2002.

8. Панфилов Т.Ф., Старостин Б.С. Обсуждение проблем восточной философии. // Вопросы философии, 1998, № 7.

9. Семененко Л.М. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

10. Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском тайном учении. // Вопросы философии, 2000, № 2.

11. Филатов С., Лункин Р. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии 1999, № 12.

12. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. М., 1997.

13. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

9. Рекомендуемые понятия для изучения темы 3:

Джайнизм, буддизм, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса,

йога, веданта. Идеология брахманизма. Брахман, атман. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии. Карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, восьмеричный путь, веды.

Наши рекомендации