Для студентов ф-т анимации и мультимедиа
- Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология.
- Эпос Гомера. Герои, особенности композиции, эпический стиль.
- Греческая лирика 8 в до н.э. Авторы, темы, особенности.
- Устройство греческого театра и театральных представлений. Происхождения драмы, особенности структуры комедии и трагедии. Роль хора.
- Интерпретация мифа об Атридах в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Своеобразие творческой манеры авторов.
- «Эдип-царь» Софокла. Тема рока и человека в трагедии и ее художественное решение.
- Своеобразие драматургии Еврипида (на примере «Медеи» или «Ипполита»).
- Древнеаттическая комедия Аристофана (на примере одной драмы «Облака», «Лягушки», «Всадники»)
- Эллинистическая литература. Общая характеристика исторической ситуации и ее влияние на развитие литературы, появление новых жанров.
- Новоаттическая и римская комедия. Особенности, влияние (на примере комедий Менандра и Плавта).
- Традиция греческого романа. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя» в контексте традиции.
- Римская поэзия: Катулл, Гораций, Овидий. Темы, идеи, особенности поэтического стиля.
- Своеобразие римского романа (на одном из романов «Золотой осел» Апулея или «Сатирикон» Петрония)
- «Энеида» Вергилия. Эней как «человек судьбы» (В. Топоров). Своеобразие эпического стиля Вергилия. Тема исторической миссии Рима и образ Августа в поэме.
- Определение понятия “средние века”. Общая характеристика эпохи: периодизация, «нисходящая» и «восходящая» ветви литературы.
- Эпос раннего и зрелого средневековья на примере одного-двух памятников по выбору студента (уладский цикл ирландского эпоса, «Беовульф», «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»).
- Литература высокого средневековья. Три потока литературы. Особенности поэзии трубадуров и рыцарского романа на примере «Романа о Тристане и Изольде».
- Клерикальная литература и городская литература средневековья: жанры, темы, мотивы. два доминирующих мотива, основные жанры.
- Проторенессанс в Европе. Творчество Данте. «Божественная комедия» как памятник Проторенессанса.
- «Декамерон» Боккаччо: признаки жанра классической новеллы, структура новелл, особенности рамки, психологизм. Концепция мира и человека.
- Общая характеристика Возрождения в Германии и Нидерландах. Сущность Реформации. Роль Мартина Лютера в развитии гуманизма.
- Возрождение во Франции. Особенности книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Возрождение в Англии. Творчество Шекспира и его главные темы.
- Возрождение в Испании и Португалии. Драматургия Лопе де Веги (на примере 2-4 пьес).
- Художественный мир романа Сервантеса “Дон Кихот”.
26. Барокко как направление в искусстве. Пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон» и ее барочные особенности.
27. Инвариант классицистической трагедии и его варианты: на материале творчества Корнеля и Расина.
28. Творчество Мольера. Жанровые особенности его произведений. Традиция и новаторство.
29. Английское просвещение: идейная концепция и ее воплощение в литературе (на материале романов Дефо и Свифта).
30. Французское просвещение и его особенности. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.
31. Просвещение в Германии: его национальный отличительные особенности. Развитие литературы в 18 веке. Место «Фауста» в творчестве И.В. Гёте. Какова философская концепция, связанная с образом героя? Раскройте ее, анализируя произведение.
32. Литература «Бури и натиска». «Разбойники» Ф. Шиллера как произведения указанного периода.
33. Особенности сентиментализма на материале романов «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо и «Страдания юного Вертера» Гёте.
34. Романтизм как литературное направление и его особенности. Особенности немецкого романтизма и творчество Гофмана.
35. Английский романтизм и творчество Байрона.
36. Французский романтизм и его особенности. «Собор Парижской Богоматери» как новая форма исторического романа.
37. Американский романтизм и творчество Э. По. Жанровое новаторство автора (на материале 3-5 новелл).
38. Развитие французского реализма: от Стендаля к Флоберу.
39. Романтическое и реалистическое начало в романе «Домби и сын» Диккенса.
40. Особенности развития литературы на рубеже 19-20 веков: направления и представители. Декаданс и его предтеча.
41. Натурализм в западноевропейской литературе. Особенности и идеи направления проиллюстрировать на романе Золя «Жерминаль».
42. «Новая драма»: от Ибсена к Метерлинку.
43. Концепция эстетизма и ее преломление в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея».
44. Литература модернизма и ее особенности на материале прозведений «В сторону Свана» М. Пруста и «Превращения» Ф.Кафки
45. Американская литература 1-ой половины 20 века. Особенности построения романа Фолкнера «Шум и ярость».
46. Литература экзистенциализма (на материале драмы Сартра «Мухи» и новеллы «Стена», драмы Камю «Калигула» и романа «Посторонний»).
47. Немецкий интеллектуальный роман (на материале романа Т. Манна «Доктор Фаустус»)
48. Особенности театра абсурда: истоки, представители, особенности драматической структуры.
49. Литература «магического реализма». Организация времени в романе Маркеса «Сто лет одиночества».
50. Философская концепция литературы постмодернизма, основные понятия постструктурального дискурса. Приемы поэтики постмодернизма в романе У. Эко «Имя розы».