Задачи и упражнения по философии

1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?

Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.

Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.

2. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

3. Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую.

Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?

4. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).

Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).

5. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).

Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).

6. Прокомментируйте

“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р.Киплинг)

7. Что хотел сказать автор?

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).

8. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? — Прокомментируйте.

9. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д.И.Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. — Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)

Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

10. Прокомментируйте слова М.В.Ломоносова:

“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.

11. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]

Б. “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)

12. Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У нас особенная стать

В Россию можно только верить

Прокомментируйте.

13. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

14. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).

Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

15. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы?

“Сила женщины — в ее слабости”.

16. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Правда хорошо, а счастье лучше.

Б. Платон мне друг, но истина дороже.

17. Как Вы оцениваете утверждение:

“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.

18. Существуют пять состояний знания и незнания:

1. когда мы знаем, что знаем

2. когда мы знаем, что не знаем

3. когда мы не знаем, что знаем

4. когда мы не знаем, что не знаем

5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

19. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

20. Создан ли мир Богом? Да или нет? — Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?

21. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?

Дайте развернутый ответ.

22. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте:

В суде разводится пожилая пара.

Судья спрашивает у мужа о причинах развода.

Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.

В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

23. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

24. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым? (“не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”).

25. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.

1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).

2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).

3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).

4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

26. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

27. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.

28. Прокомментируйте следующее утверждение:

“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.

29. Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте.

30. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Один ум хорошо, а два лучше.

Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

31. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).

32. В чем изъян следующего утверждения:

“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

33. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

34. Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы — русские» (Телепередача «Русский дом», 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.

35. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

36. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

37. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?

“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

38. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:

"Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

39. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

40. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

41. Что есть истина? — Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

42. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." — Оцените и прокомментируйте.

43. Что (чего) Вы ждете от жизни? — Дайте развернутый ответ.

44. Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ.

45. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ.

46. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине».

Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.

— Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

47. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

48. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Всё познается в сравнении.

Б. Сравнение всегда хромает.

49. Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" – его призыв.

На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

50. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?

— Дайте развернутый ответ.

51. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

52. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развернутый ответ.

53. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

— Дайте развернутый ответ.

54. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?

Дайте развернутый ответ.

55. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?

— Попробуйте реконструировать ход его мысли.

56. Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо?

Дайте развернутый ответ.

57. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?

Дайте развернутый ответ.

58. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? — Дайте развернутый ответ.

59. Рассудите:

Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: “Человека образуют обстоятельства”.

Балашов Л.Е.: “Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств”.

60. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

61. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.

62. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

63. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).

64. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?*

Дайте развернутый ответ.

65. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г. *

Дайте развернутый ответ.

66. В чем сущность дилеммы «сциентизм — антисциентизм», возможно ли ее решение? *

Дайте развернутый ответ.

67. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*

Дайте развернутый ответ.

68. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».*

69. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?

Дайте развернутый ответ.

70. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).

Дайте развернутый ответ.

71. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за следствие.

Приведите примеры этой ошибки.

72. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных.

А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

73. Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])».

Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

74. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

Дайте развернутый ответ.

ПОЯСНЕНИЯ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.

2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).

3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.

4. Критерии оценки ответа:

1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);

2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);

3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).

5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.

Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.

6. Следует предоставить право студенту выбирать как минимум из двух вариантов задач.


Литература

К разделу «Что такое философия»

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М.: Идея-Пресс, 2001.

К разделу «Краткий очерк истории философии»

Гегель. Лекции по истории философии.

Рассел Б. История западной философии.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. — М.: Высш. школа, 1999.

История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.

Гулыга А. Кант.

Гулыга А. Гегель.

К разделу «Философская картина мира»

Аристотель. Категории.

Аристотель. Метафизика.

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.

Поппер К. Лекция “Об облаках и часах” — К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 596-557.

Растригин Л. А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М., 1974.

Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.

Категории «закон» и «хаос». Киев, 1987.

Книгин А. Н. Учение о категориях. Учебное пособие. М., 2002.

К разделу «Философия человека»

Платон. Диалоги «Пир», «Федон», «Государство»

Аристотель. Никомахова этика.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

Монтень М. Опыты.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.

Соловьев В. С. Оправдание добра.

Поппер К. Открытое общество и его враги.

Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985.

Куртц Пол. Искушение потусторонним. М., 1999.

Куртц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М., 2000.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству. — журн. «Вопросы философии, 1990, №№ 10, 11, 12.

Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.

Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

К разделу «Философия деятельности»

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы.

Поппер К. Логика научного исследования.

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Пер. с англ. М., 1984.

Ко всем разделам

Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН; Предс. науч.-ред. совета В.С.Степин. М.: Мысль, 2000-2001.

Тейчмен Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М., 1997.

Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1973.

Книги автора

1. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. — 96 с.

2. Как мы думаем? М., 1996. — 60 с.

3. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997. — 293 с.

4. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997. — 69 с.

5. Золотое правило поведения. М., 1996. — 20 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. — 23 с.)

6. Что такое философия? М., 1998. — 33 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. — 33 с.)

7. Соответствия и антисоответствия между категориями. Проблемы категориальной логики. М., 1998. — 51 с.

8. Либерализм и свобода. М., 1999. — 19 с.

9. О любви. М., 2000. — 48 с. (2-е изд., расшир.: М., 2001. — 56 с.)

10. Гуманистический манифест. М., 2000. — 15 с.

11. Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (что было и что будет). М., 2001-2001. — 28 с.

12. Практическая философия. М.: МЗ Пресс, 2001. — 320 с.

13. Философия для жизни. Пособие по практической философии. М.: МЗ Пресс, 2001. — 56 с.

14. Об опасности наркотиков и прелестях жизни без них. Заметки философа. М., 2001. — 30 с.

15. Мысли о религии. М., 2001. — 28 с.

16. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М.: ACADEMIA, 2002. — 39 с.

17.Человек среди людей. (Как вести себя в обществе?). М.: ACADEMIA, 2002. — 61.

18. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: МЗ-Пресс, 2002. — 137 с.

19.Глупость философов (самоирония). М., 2003. — 34 с.

20.Мысли и изречения. (Составитель и автор — Л. Е. Балашов). М.: МЗ Пресс, 2003. — 214 с. (Выходит из печати в 2003 г.)

На сайте «balashov44.narod.ru» размещены электронные тексты большинства указанных книг автора

Указатель имен



Абчук В.А.

Августин Блаженный

Аверинцев С.С.

Александр Македонский

Александр Север

Алексеев В.П.

Алешин С.

Алкиной (Альбин)

Амундсен Р.

Анджеевский

Аристотель

Арсан Э.

Архимед

Бальзак О.

Беккерель А.

Белинский В.Г.

Бердяев Н.А.

Беркли Д.

Берне

Бетховен Л.

Биант

Бомбар Ален

Бор Н.

Боуви

Боэций

Бруно Дж.

Буаст П.

Бунге М.

Бунин И.А.

Буридан Ж.

Быкова С.В.

Бычко И.В.

Бэкон Ф.

Васильева Т.В.

Виндельбанд В.

Вишневский Вс.

Вольтер Ф.

Вольф Х.

Вудберри

Галилей Г.

Галлай М.Л.

Гартман Н.

Гаусс

Гегель

Гекатон, стоик

Гераклит

Гердер И.Г.

Геродот

Герцен А.И.

Гесиод

Гёльдерлин

Гёте И.

Гитлер

Гоббс Т.

Голсуорси Д.

Гольбах П.

Гольденвейзер А.Б.

Гомер

Гораций

Горбовский А.

Горький М.

Грасиан Б.

Грин Александр

Гук Р.

Гулыга А.В.

Гумбольдт А.

Гурьев В.

Гусейнов А.А.

Давыдов Ю.Н.

Декарт Р.

Демидов В.И.

Державин Г.Р.

Джалиль Муса

Джеймс У.

Дидро Д.

Диксон Р.

Дильман В.М.

Диоген Лаэртский (Лаэрций)

Дробницкий О.Г.

Екатерина Вторая

Ерофеев Виктор

Жуков Ю.М.

Зинченко В.П.

Иоанн, евангелист

Кант И.

Кантор Г.

Карнеги Д.

Кейзер К. Дж.

Кинди, аль-Кинди

Киплинг Р.

Клайн М.

Кликс Ф.

Клини С.

Коган Л.Н.

Колнаи О.

Колупаев Г.П.

Конфуций (Кун-цзы)

Копнин П.В.

Короленко Ц.П.

Корчак Я.

Коши

Крантор

Кузанский Николай

Курсель П.

Кюри Е.

Кюри М.

Лабрюйер Ж.

Лавров П.Л.

Ламонт К.

Лао-цзы

Ларошфуко

Латышев А.Г.

Леви В.

Леви-Брюль Л. 249

Лейбниц Г.

Ленин В.И.

Лигачев Е.К.

Лихтенберг

Локк Д.

Лондон Джек

Лосев А.Ф.

Лука, евангелист

Луллий Р.

Людовик XV

Майер Р.

Майоров Г.Г.

Макаренко А.С.

Мамин-Сибиряк Д.

Манн Томас

Марк Аврелий

Маркс К.

Маршак С.Я.

Матфей, евангелист

Мелия М.

Менделеев Д.И.

Мечников И.И.

Михаленко Ю.П.

Мицкевич А.

Монтень М.

Мо-цзы

Мэзия Д.

Мюллер Герберт Дж.

Набоков В.

Наполеон

Наумов Л.

Нерсесянц В.С.

Ницше Ф.

Ньютон И.

Окен

Олджер

Оуэн Р.

Ошеров С.

Папазов Д.

Папазова Ю.

Парандовский Ян

Парнюк М.А.

Паскаль Б.

Пастер Л.

Пекелис В.

Пенн Т.

Песталоцци И.Г.

Петровская М.А.

Петр Великий

Пико делла Мирандола

Пирогов Н.И.

Писарев Д.И.

Питтак

Платон

Пономарев А.Я.

Поппер К.

Потебня А.А.

Протагор

Пуанкаре А.

Пушкин А.С.

Пэрриш Энн

Рассел Б.

Рахманинов С.В.

Рентген

Рескин Д.

Роллан Ромэн

Рубцов В.

Рузавин Г.Л.

Руссо Ж.-Ж.

Рюриков Ю.

Рязанцев С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Сенека

Симанов А.Л.

Скотт Р.

Скрипник А.П.

Согомонов Ю.В.

Соколов А.В.

Сократ

Соловьев В.С.

Соловьев Э.Ю.

Солон

Спиноза Б.

Сталин И.В.

Суворов А.В.

Тахо-Годи А.А.

Толстой

Томасиус Х.

Троцкий Л.Д.

Трубников Н.Н.

Ученова В.

Фалес

Фейербах Л.

Фердинанд I, император

Фома Аквинский

Франс А.

Фролов И.Т.

Фролова Г.В.

Фурье Ш.

Хайдеггер М.

Хейз

Хилон

Цицерон

Чаадаев П.Я.

Чайковский П.И.

Чапек К.

Чехов А.П.

Чуковский К.И.

Шаповалов В.

Шамфор

Шекспир У.

Шляпентох В.Э.

Шопенгауэр А.

Шоу Б.

Штофф В.А.

Шуман Р.

Эмерсон Р.У.

Энгельс Ф.

Эпиктет

Эсхил

Ювенал

Юдин Б.Г.

Юм

Ямвлих

Ясперс К.

Corey G.

— у древних

Лев Евдокимович Балашов

Ф и л о с о ф и я

Систематический курс

Лев Евдокимович Балашов, философ-писатель, автор 20-и книг, родился в 1944 г., окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета, доцент, преподает философию и логику в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и в Московском государственном университете инженерной экологии, член редколлегии Вестника Российского философского общества.

[1] Рационализм — это когда утверждается верховенство разума в жизни человека, когда разум объявляется или признается последней инстанцией, которая может разрешить те или иные вопросы. См. ниже, п. 1.3, стр. 16.

[2] От греч. empeiria — опыт.

[3] Абсолютизация — преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее.

[4] Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями.

[5] Теоцентризм — представление, согласно которому Бог является главным предметом внимания и забот (почитания, поклонения, умилостивления). Мир и человек вторичны, производны от Бога и управляются им.

[6] Теизм (от греч. theos – бог) — вера в Бога, согласно которой он существует вне и над миром, является сверхъестественным личным существом, творцом и властителем мира.

[7] Сенсуализм (от лат. слова sensus – чувство, ощущение) – учение, признающее ощущение единственным источником знания.

[8] Средневековый тезис, восходящий к Аристотелю.

[9] Tabula rasa (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии. — См. Краткая философская энциклопедия, стр. 574.

[10] На это Вольтер язвительно замечал: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

[11] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

[12] Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

[13] См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 201.

[14] См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 422.

[15] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 149.

[16] Пьер Симон Лаплас — выдающийся французский ученый-математик. Он полагал, что устройство мира подобно часовому механизму.

[17] Примером нормы применительно к поведению человека в обществе является золотое правило поведения. См. о нем ниже, п. 15.10, стр. 410.

[18] См.: Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 474.

[19] 3десь и далее речь будет идти о реальных, объективных, одним словом, диалектических противоречиях. В тех случаях, когда нужно провести различие между понятием реального противоречия и понятием (формально)логического противоречия, будут употребляться соответственно выражения "реальное, объективное, диалектическое противоречие" или "логическое, формальнологическое противоречие".

[20] Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 12, 16.

[21] Под противоположностью в том и другом случае мы имеем в виду противоположность обладания и необладания (лишенности). Еще Аристотель говорил об этой противоположности как основной противоположности бытия.

[22] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 291.

[23] "Единство" берется здесь лишь в одном из значений — как цельность многоразличного, сплоченность, сложная гармоническая связь противоположного (например, единомыслие, единство действий, любовь, единство семьи, единство народа, нации).

[24] Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

[25] Подробнее о свободе см. ниже, п. 4.3 «Свобода», стр. 368.

[26] См. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 1991).

[27] Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 161-162.

[28] При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая «комбинация» причинности и законосообразности: целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 16.2 «Целесообразность, целеполагание, целенаправленность».

[29] См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 8.

[30] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 290 (§ 125).

[31] Мне представляется, феномен человеческой духовности стал формироваться сравнительно недавно, лишь с возникновением письменности. Это где-то 6-9 тысяч лет назад.

[32] См.: В.П.Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.

[33] “Смысл” очень близок по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”.

[34] Оба значения выражения “смысл жизни” вытекают из значения слова “смысл”. В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: “Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом”

[35] О любви как одной из форм «делания» бессмертия см. выше, п. 13.4, стр. 315.

[36] От лат. liberalis — свободный.

[37] Здесь стратификация (лат. stratum слой + facere делать) — разделение общества на страты, слои.

[38] Т. Гоббс. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

[39] Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г. о золотых приисках в бассейне Амазонки.

[40] П. Гольбах. Избр. произведения в 2-х т.т. Т. 1, 1963. С. 237.

[41] П. Гольбах. Система природы. М., 1940. С. 105.

[42] Г. Дж. Мюллер. О свободе. — Журн. «Америка», № 89. С. 24

[43] См.: Философский словарь (Г. Шмидт. Штутгарт, 1957). Пер. с нем., М., 1961. С. 523.

[44] “Свобода — возможность поступать так, как хочется”. — Это скорее определение не свободы, а своеволия. Тацит по этому поводу хлестко сказал: “Лишь глупцы называют своеволие свободой”. Ср. Хейз: “Возможность делать все, что нам угодно — не вольность и не свобода, скорее это оскорбительное злоупотребление истинной свободой” (См.: Афоризмы. (По иностр. источникам. М., 1966. С. 61).

[45] Гегель. Соч. Т. 1. С. 44. См. также ниже, п. “О так называемом парадоксе свободы”.

[46] См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 70.

[47] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1, М., 1992. С. 328. Примечание К. Поппера: “См. “Государство”, 562 b-565 с. См. также “Государство”, 565 c-d: ...)”

[48] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 56. См. также: С. 145.

[49] Гегель. Энцикл. филос. наук. Т. 3, М., 1977. С. 353-354 [§ 539].

[50] Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

[51] Выражение “случайность хотения” встречается у Гегеля (см. его “Энциклопедию философских наук”, т. 1, § 145). Так он определял содержание понятия “произвол”.

[52] Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С. 69 (Метаф. 982b 25).

[53] Гегель. Энцик. филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 153 (§ 138).

[54] См.: Воробьев. Земля, до востребования.

[55] Лейбниц. Соч. в 4-х т.т. Т. 2, М., 1983. С. 175.

[56] Степени свободы объекта — независимые характеристики, необходимые для однозначного определения положения объекта. В ньютоновской механике для описания состояния материальной точки имеем три степени свободы: пространственные координаты Х, Y, Z.

[57] А. И.Герцен. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

[58] Коррупция — взяточничество, мздоимство и т. п.

[59] Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 290.

[60] См.: В.С. Соловьев. Русская идея. — В: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 246.

[61] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

[62] См.: Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982. С. 330.

[63] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

[64] Там же. С. 278.

[65] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.

[66] Парандовский Ян. Алхимия слова, М., 1972. С. 55-56.

[67] Там же. С. 56.

[68] Под человеком здесь имеется в виду и отдельный человек, и разные общности людей, и человечество в целом.

[69] Не следует путать этот термин с термином «контркультура». Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.

[70] Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.

[71] Примерно так назвал первую главу своей книги “Здравый смысл войны и мира” Г. Уэллс: “Взрослым людям не требуются вожди”.

[72] Логическая диверсия — разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом.

[73] Презумпция невиновности — положение, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке, т. е. в суде.

[74] Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.

[75] О становлении-прогрессе см. выше, п. 11.11 “Эволюция и революция”, стр. 279.

[76] “Великая Октябрьская революция” —идеологический миф.

[77] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86.

[78] Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно — как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т. п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т. п., с другой.

[79] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С. 151.

[80] Близким по смыслу к этому понятию является понятие «целеустремленность».

[81] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.

2 Там же. С. 96.

[82] Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

[83] Дистинкция — различие, разделение.

[84] Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.

[85] Основными правилами логического мышления являются так называемые законы логики: тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

[86] Разновидностью такого мышления является мистическое мышление (умонастроение).

[87] См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.216.

[88] Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в формальнологическом смысле, а в значении “диалектическое противоречие”.

[89] М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.

[90]Указанному критерию близок по смыслу принцип соответствия, выдвинутый Н. Бором в 1913 году. Согласно этому принципу новая теория не может быть истинной, если она не согласуется со старой теорией, где та была справедлива, где содержание старой теории было подтверждено опытом.

[91] В естественном языке слово «практика» употребляется главным образом в значении «деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт» (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).

[92] См., например: С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991; Словарь иностранных слов. М., 1982.

* Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.

[LB1] Очень необъятная философия Древнего мира. То что предшествовало философии – это предфилософия. Люди философствовали уже тогда, когда начали говорить. Сегодняшние фразы используют как крылатые выражения. Мифологическое мышление (время – человек по имени Хронос) было во главе всего. Многие олицетворяли настоящее с мифами. Мифология Древней Греции наиболее развита, более осмыслена и была почти готовой философией. Одиссея – собрание мифов с философским подтекстом. Отдельные мудрецы (7 – 6 в. до н. э.) – Фалес – первый философ в истории.

Греция. Фалес. Милетская школа. Был разносторонним ученым. Легенды (маслобойни, оливки). Известно, что он предсказал затмение. «Все – есть вода!» – утверждал Фалес. Современная наука установила, что во вселенной до 90% вещества водород. Где-то Фалес прав. Основной мыслью он выдвинул идею без мифологии. Начало всего существующего – аперон (по гречески «архе»). Из воздуха все происходит – сгущаясь воздух превращается в землю, воду.

[Л.Б.2] Такая философия несколько напоминает буддизм, в котором главная идея — нирвана (угасание, успокоение, исчезновение).

[Л.Б.3] Эта формула говорит о том, что свобода сама себя внутри себя ограничивает, что она имеет пределы. Сама по себе свобода, как сущностное качество человека, его жизни, имеет ограничения. Свобода – это возможность выбора. Не все, что хочет или может человек, находится внутри свободы, как возможности выбора. Свобода отрицает такую возможность, как, например, лишение себя жизни, т. к. в данном случае человек лишает себя свободы, отсюда и возникает противоречие. Свободу нельзя понимать как своеволие.

[LB4]

Написать эту часть трилогии на основе следующих книг:

Жизнь, смерть, бессмертие. — 100 с.

Критика марксизма и коммунизма. 80 с.

Золотое правило поведения. — 22 с.

Либерализм и свобода. — 19 с.

О любви

Из “Новой метафизики”:

ПРОЕКТ КНИГИ

Предисловие

1. Человек, общество, природа.

2. Учение о человеке.

2.1. Жизнь, смерть, бессмертие.

2.2. Либерализм и свобода.

2.3. Гуманизм.

3. Учение об обществе.

3.2. Золотое правило поведения.

4. Критика марксистской концепции человека и общества.

5. Прошлое и будущее человечества. Исторический прогресс.

План

1. Человек-общество-природа.

2. Учение о человеке.

3. Учение об обществе.

4. Будущее человечества

[LB5] Человек — малая Вселенная, микрокосм... Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться потому только, что в человеке есть состав Вселенной, все ее силы и качества, что человек — не дробная часть Вселенной, а цельная малая Вселенная... Человек познавательно проникает в смысл Вселенной как в большого человека... Вселенная входит в человека, поддается его творческому усилию как малой Вселенной, как микрокосму. Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана... Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру.

Н. А. Бердяев

Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Пусть лучше он прогнется под нас.

Андрей Макаревич

(Из песни группы “Машина времени”)

[LB6] Ю. Рюриков: “Есть много видов счастья: детское и родительское, любовное и супружеское, счастье победы, преодоления преград, счастье творчества, открытия, счастье путешествий, узнаваний нового... Есть счастье “седьмого неба” и счастье долгого пути по земле.

В семье, в сердечных отношениях людей чаще всего встречаются два счастья — одно бурное, другое спокойное.

Бурное — это счастье любви, счастье взмывающих взлетов, когда в человеке как бы вспыхивает внутреннее солнце и озаряет всю его жизнь. Спокойное — это счастье теплого домашнего климата, добрых человеческих отношений. Его дают радости материнства, уверенность в спутнике жизни, супружеские симпатии. Это счастье домашней дружбы, домашнего очага.” — Его “Два счастья”, журн. “Работница”, 1976, № 8. С. 21.

Здоровье — 90 процентов счастья.

[LB7] Интересную творческую ситуацию описывает Л. Толстой на страницах «Анны Карениной», посвященных художнику Михайлову:

«Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.

— Так, так! — проговорил он и тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу...

Эта новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергетической силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна».

[LB8] План

Исторические формы общества: род, племя, племенной союз, государство.

Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация, раса и т. п.).

Формы регулирования отношений между людьми: мораль, право, политика.

Формы культуры: наука, искусство, философия, религия, изобретательство.

Экономика, производство, потребление.

Философия истории.

Исторический прогресс.

Философская футурология.

[LB9] ПРАВО, ЗАКОН, ГОСУДАРСТВО

Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.

Г.У. Бичер 12, 95

Теория Монтескье о разделении власти основывается на признании того, что каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотребить и для того, чтобы властью нельзя было злоупотреблять, нужно, чтобы власть ограничивала власть. Принцип разделения власти нигде в мире не был осуществлен неукоснительно, но имел большое и позитивное влияние на формирование современных государственных организаций и политическое мышление. Он создал идею и практику конституционности. А для судопроизводства создал принцип судебной независимости и организационные условия его осуществления.

“Венгерские новости”, 1988, № 10

Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.

Вольтер

Законы обязаны своей силой нравам.

К. Гельвеций 12, 136

“Что говорят обо мне и моем правительстве?” — спросил один китайский император Конфуция. “Все молчат, — ответил философ, — все хранят угрюмое молчание”. “Вот это-то и желательно мне”, — сказал император. “А этого Вы и должны были бы бояться, — возразил философ. — Больной, которому льстят, погиб, его конец близок. Перед монархом следует вскрывать недостатки его духа, как и болезни его тела. Без этой свободы государство и государь погибают”. Этот ответ не понравился императору: он ждал похвалы.

К. Гельвеций (“О человеке”)

Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие.

Давнее политико-юридическое правило

Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные.

Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.

Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия.

Ф.Р. Ламенэ 12, 164

Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей.

Дж.Ст. Милль

Свобода есть право делать то, что дозволено законами.

Ш.Л. Монтескье 12, 216

Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно.

Неизвестный автор

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть.

Б. Шоу

Власть должна поощрять делающих добро и наказывать делающих зло.

Апостол Петр

Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости.

Ж.П. Прудон 12, 95

Строгий закон виновных творит.

Русская пословица 12, 95

Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.

Сенека 12, 203

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

В.С. Соловьев 12, 191

Можно быть формально правым, но это не обязательно соответствует принципам демократии.

Ирвин Стоун

Жизнь в энгельсовском народном государстве была бы правильной, ровной, как хорошо заведенные часы. Однако есть в этом понимании некоторые вещи, которые пробуждают серьезные сомнения.

Прежде всего всемогущее государство легло бы страшной тяжестью на каждого отдельного человека. Собственная воля и собственная мысль каждого человека должны были бы исчезнуть, замереть, а то вдруг государство признает их враждебными, непотребными. Воспитание, имея в виду воспитание не свободных людей, а благопристойных членов государства, сделалось бы мертвящей духовной муштрой, казенщиной. Люди вырастали и жили бы в такой зависимости, под таким присмотром государства, о каком теперь в наиабсолютнейших полицейских государствах нет и речи. Народное государство стало бы огромнейшей народной тюрьмой.

А кто же был бы ее сторожем? Кто держал бы в руках руль такого государства? Этого социал-демократы не говорят открыто, но во всяком случае эти люди имели бы в своих руках такую огромную власть над жизнью и судьбой миллионов своих товарищей, какую никогда не имели самые большие деспоты, и старая беда — неравенство, изгнанное в дверь, вернулось бы через окно: не было бы эксплуатации работников капиталистами, но было бы всевластие управляющих — все равно, прирожденных или выбранных — над миллионами членов народного государства. А имея в руках такую неограниченную власть хотя бы на короткое время, как легко могли бы управляющие захватить ее навсегда! И как легко при таких порядках подорвать среди людей корень всякого прогресса и развития и, доведя весь люд до полной степени всеобщего застоя, остановить его на этой ступени на долгие века, подавляя всякие такие силы в обществе, что толкают вперед... будят неудовлетворенность тем, что есть, и ищут чего-то нового. Нет, социал-демократическое “народное государство”, если бы было можно когда-то построить его, не создало бы рая на Земле, а было бы в лучшем случае великим препятствием для действительного прогресса.

Иван Франко (1903 г.)

* * *

Право в самом глубоком смысле — это взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека. Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека.

Строгий закон плодит виновных, а нестрогий — преступников.

[LB10]Ч. Айтматов, советский писатель перестроечной поры, вынужден был констатировать: “Все время думаю о парадоксе: созидая социализм, отдавая предпочтение всему, что идет от коллектива, от коллективизма, мы много утратили из того, что касается индивидуальности, личности, если можно так выразиться, самости, человека. Надо исходить из того, что если есть сам, то все остальное есть мир. Как сказывается сегодня эта утрата! На многом, во многом. На качестве труда, На отношениях человека к человеку. На оценке его творческой потенции. Ценность самой личности у нас не выверена, не определена... И мы игнорируем эти проблемы... Хватит догматов, заранее представленных формул. Много их уже было, догматов и формул, тормозящих движение вперед, и мы должны уйти от нивелирования, обезличивания, стандарта. Всеобщая стандартизация во имя коллектива убийственна”. (1987 г.)

[LB11] Прогресс веры: переход от местных и национальных верований к мировым религиям, от детализированной, рецептурной религиозности к обобщенной вере.

Наши рекомендации