Вопрос 11. «Тихий Дон» Шолохова как роман-эпопея
Роман «Тихий Дон» по праву можно считать эпопеей конца XIX и первых десятилетий XX века.
Герой здесь – народ, казачество, раздираемое противоречиями: с кем быть в годы трагедийной войны. История подчиняет себе человеческие судьбы, политические события проходят через людские жизни, заставляя Григория Мелехова страдать, метаться от красных к белым и, наоборот, колебаться, чью сторону принимать, и, в конце концов, решиться вернуться к домашнему очагу.
В романе свободно перемещается действие из одного пункта в другой. Множество сюжетных линий (Григорий Мелехов – Аксинья Астахова, Вешенское восстание и его поражение, линия Дуняши и Дарьи, мыкания по свету изгнанного из гнезда Пантелея Прокофьича, линия Михаила Кошевого и др.). Всё это позволяет говорить о жанре этого произведения как романа-эпопеи.
Признаки эпопеи в «Тихом Доне»:
1) В центре внимания – исторические события – Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Корниловский мятеж, Гражданская война; введение в произведение исторических деятелей – Корнилова, Деникина, Коледина, Краснова, Богаевского и т.д..
2) Главный герой «Тихого Дона» – народ, донское казачество.
3) Сочетания сцен военных действий и описания мирного существования.
4) Изображение народа и народной жизни, быта донского казачества.
5) Широкий социальный охват русской жизни.
6) В «Тихом Доне» подробно отражены 10 лет истории России (1912-1922), дается краткое описание событий конца XIX века.
Романное начало в «Войне и мире»:
1) Широта проблематики и тематики романа.
2) Изображение частных судеб и личных переживаний героев, их эволюция.
3) В центре произведения – история жизни семей Мелеховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких.
4) Многогранность изображения героев, их поисков (Григорий Мелехов, Аксинья Астахова).
5) Множество героев. В романе 800 персонажей.
6) Динамичное развитие сюжета.
7) История любви героев (Григорий и Наталья; Григорий и Аксинья; Евгений и Аксинья и т.д.).
8) Психологизм.
12 вопрос. Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».
Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб центральных героев романа. писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет, зримый, пластичный, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности. На первом месте среди важнейших фигур романа – Григорий Мелехов. Писатель сразу выделяет из казаков Григория с его редкой, диковатой красивостью, удалью, неукротимостью. Трудно забыть его «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «острые плиты скул», «звероватую» улыбку, грацию его сильного тела.Примечателен он и большим трудолюбием, и чутким вниманием к окружающей природе, и характером, отличительными особенностями которого являются храбрость и вольнолюбие, правдивость и искренность, гордость и жажда справедливости. Но судьба Григория с самого начала складывается трудно: он испытывает страстное чувство к Аксинье, но вынужден жениться на Наталье, жизнь с которой сложилась скверно. он занял какое-то сложное, срединное положение между женщинами. К одной его привязывают дети, желание покоя и собственность, власть отца и общественное мнение, к другой влечёт глубокая, всепоглощающая страсть, которая одолевает всё больше. их связывала не только чувственная страсть, но и общее мироощущение, душевная близость. Однако окончательно соединить свою жизнь с Аксиньей Григорий долго не может, потому что не в силах порвать с собственностью, хозяйством, землей, хутором. Такое же двойственное положение возникает у героя романа в армии, куда он попадает с началом военных событий. Григорий смело сражается в бою и испытывает гнетущую боль, стыд, омерзение от пролитой крови. Промежуточность проявляется и в другом плане: его бросает из одного лагеря в другой, от белых к красным, от офицеров красной армии, вызывающих его ярость и презрение, к большевикам и солдатам. Григорий обретает сомнительную воинскую славу и становится командиром дивизии повстанческой армии. Он оказывается в «серёдке», движется к тупику. Отринув старый мир, он не нашёл нового. Избегая ареста за содеянное, он вынужден малодушно скрываться и примкнуть затем к банде Фомина.Ему удаётся всё же отстать от банды и вместе с Аксиньей собраться в дорогу. И тут Григория постигает самое страшное: от шальной пули погибает Аксинья, и он утрачивает самое дорогое, что было у него на свете и что ещё оставалось в жизни. Григорий прощается с любимой, неся её бережно в яр, подальше от человеческих глаз, чувствуя, «что всё кончено», что случилось в его жизни самое страшное. Он нёс её на руках, на руках у него она и скончалась под утро – его великая любовь, которая выше всех революций и сильнее всех смертей в жизни. Мелехов не сломался, не покорился самой войне, страху смерти, остался жить. Возле птенчика-сыночка, совсем осиротевшего.Правда Мелехова – это правда возвращающегося к родному очагу и сыну для передачи эстафеты из рук своих могучих и сильных в «розовые холодные ручонки сына Мишатки».
Вопрос 13. Тема коллективизации крестьянства в романе «Поднятая целина»
Первоначальное название «С кровью и потом» выражало трагический пафос происходящего в деревне в период коллективизации. Второе название – «Поднятая целина» подсказано словами Сталина о том, что надо осваивать целину в широком смысле. На второе название писатель реагировал отрицательно. Первая книга вышла в 1932 году. Вторая – через 28 лет после неё, в 1960-м. Ныне существует довольно устойчивое мнение об упрощённом решении проблем коллективизации в книге Шолохова, об искажении в ней картины «великого перелома». Такой взгляд укрепился после сравнительно недавнего появления в нашей литературе таких произведений, как «Овраги» С. Антонова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др. Негативное отношение к шолоховскому роману усилилось, когда были опубликованы роман А. Платонова «Котлован» и ранее неизвестные рассказы В. Тендрякова («Хлеб для собаки» и др.). Однако всё же эти произведения не умаляют значения «Поднятой целины». Следует учесть три обстоятельства.
1. Книга была одним из первых отражений процессов, происходивших в деревне на рубеже 20 – 30-х годов.
2. Книга Шолохова не социологический трактат, не экономическое исследование о сельском хозяйстве и не публицистическое произведение, как, например, «Мужики и бабы» Б. Можаева, а высокохудожественное творение, имеющее право на своё видение действительности.
3. Шолоховский роман запечатлел картины жизни отнюдь не облегчённо, как это может показаться.
В основе произведения – живые документы и факты. Многое происходило на Дону в период коллективизации «с кровью и потом», в суровой борьбе, подогреваемой макарами нагульновыми, спешащими быстрее свершить мировую революцию, загнать всех селян в колхозы, научить жить по-новому, в коммуне, отказаться от собственности, как мещанского пережитка. Шолохов показал бескомпромиссность и жестокость борьбы за новую жизнь, трудный процесс «врастания» в неё народа. В этом и заключается первейшая заслуга писателя. Изображение трудного процесса коллективизации – основной его пафос. В романе раскрыты причины народной трагедии в ходе «великого перелома». Это и трагедия Любишкина и его жены, впервые увидевшей приличную одежду, реквизированную у раскулаченных, и примеряющую её на себя. Это убийство Хопрова, в котором принимали участие Яков Лукич Островнов, Половцев. Ужасны страницы, где рассказывается о том, как уморил голодом родную мать Островнов, чтобы она не выдала тайну – в его доме находились белые офицеры.
В «Поднятой целине» есть внешний, запрограммированный и подсказанный сверху (противостояние коммунистов – руководителей затаённым врагам Половцеву и Лятьевскому), и внутренний, который не в действии, а в передаче человеческой психологии реализуется, проходит через души людские, конфликты. И здесь для нас важны переживания Кондрата Майданникова, отводящего в общую конюшню коня, отрывающего от себя нажитое многолетним трудом. Как и переживания Андрея Размётнова, страдающего при виде совершаемого руководителями (и им в том числе) зла. По стилю роман интересен как произведение, устремлённое к синтезу эпического и лирического, трагического и юмористического, общего и частного, документально-публицистического и вымышленного начал. Начинается и заканчивается роман сценами природы – лирическими, элегическими. Великолепны в нём массовые сцены: собраний, стихийного бунта женщин и т.д. Писатель смог создать полифоническое убедительное полотно о трагической странице русской истории.