Философия. Рабочая программа по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (для студентов (слушателей) факультета внебюджетного образования)
Рабочая программа
по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция
(для студентов (слушателей) факультета внебюджетного образования)
Вологда – 2014
Философия: Рабочая программа по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (для студентов (слушателей) факультета внебюджетного образования). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 23 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция (утв. в 2010 г.) и на основании рабочего учебного плана от 28.05.2014 г.
Разработчики:
Н.В. Дрянных – доцент кафедры философии ВоГУ, кандидат философских наук;
Ю.В. Соколов – преподаватель кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России
Рецензенты:
Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук;
О.В. Агафонова – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, протокол № 2 от 13 октября 2014 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 3 от 27 ноября 2014 г.
©ВИПЭ ФСИН России
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель изучения философии – формирование у обучающихся представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
– сформировать способности понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
– сформировать представление о специфике философии как способе освоение мира;
– развить навыки критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации;
– развить творческие способности к диалогу, дискуссии, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Философия» входит в число базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – раздел Б-1.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.
Кроме того, курс подразумевает обращение к знаниям по «Профессиональной этике», «Культурологии», «Истории органов юстиции России», «Социологии», «Русскому языку и культуре речи», «Теории государства и права», «Экономике», сформированным при изучении дисциплин этого направления.
Освоение дисциплины «Философии» является необходимой основой для последующего изучения логики, истории государства и права зарубежных стран, политологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– знать основные направления, проблемы, теории и методы философии;
– содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
– уметь формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
– использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
– владеть навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
– владеть навыками анализа фактов в профессиональной деятельности;
– приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 ч).
Учебно-тематический план
Очная форма обучения (ФВО)
Срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Другие виды занятий | ||||
Раздел 1. Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения | ||||||||
1.1 | Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества | – | – | |||||
1.2 | Философия Древнего мира | – | – | |||||
1.3 | Философия средневековья и эпохи Возрождения | – | – | |||||
Раздел 2. Философия Нового и Новейшего времени | ||||||||
2.1 | Философия Нового времени | – | – | |||||
2.2 | Современная западная философия | – | – | – | ||||
2.3 | Русская философия | – | – | |||||
Раздел 3. Философия бытия и познания | ||||||||
3.1 | Учение о бытии (онтология) | – | – | |||||
3.2 | Учение о развитии (диалектика) | – | – | – | ||||
3.3 | Философские проблемы познания (гносеология) | – | – | |||||
Раздел 4. Философская антропология, аксиология и социология | ||||||||
4.1 | Природа человека и смысл его существования (антропология) | – | – | |||||
4.2 | Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) | – | – | |||||
4.3 | Учение об обществе (социальная философия) | – | – | |||||
4.4 | Философия истории | – | – | – | ||||
Форма контроля – экзамен | ||||||||
Всего по курсу | – | – |
Заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Другие виды занятий | ||||||
Раздел 1. Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения | ||||||||||
1.1 | Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества | – | – | – | ||||||
1.2 | Философия Древнего мира | – | – | – | – | – | ||||
1.3 | Философия средневековья и эпохи Возрождения | – | – | – | – | – | ||||
Раздел 2. Философия Нового и Новейшего времени | ||||||||||
2.1 | Философия Нового времени | – | – | – | ||||||
2.2 | Современная западная философия | – | – | – | – | – | ||||
2.3 | Русская философия | – | – | – | – | – | ||||
Раздел 3. Философия бытия и познания | ||||||||||
3.1 | Учение о бытии (онтология) | – | – | – | ||||||
3.2 | Учение о развитии (диалектика) | – | – | – | – | – | ||||
3.3 | Философские проблемы познания (гносеология) | – | – | – | – | – | ||||
Раздел 4. Философская антропология, аксиология и социология | ||||||||||
4.1 | Природа человека и смысл его существования (антропология) | – | – | – | ||||||
4.2 | Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) | – | – | – | ||||||
4.3 | Учение об обществе (социальная философия) | – | – | – | ||||||
4.4 | Философия истории | – | – | – | – | – | ||||
Контрольно-проверочная работа | – | – | – | – | – | – | ||||
Форма контроля – экзамен | ||||||||||
Всего по курсу | – | – | ||||||||
Заочная форма обучения (ФВО), срок обучения – 3 года 6 мес.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Другие виды занятий | ||||
Раздел 1. Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения | ||||||||
1.1 | Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества | – | – | – | ||||
1.2 | Философия Древнего мира | – | – | – | – | – | ||
1.3 | Философия средневековья и эпохи Возрождения | – | – | – | – | – | ||
Раздел 2. Философия Нового и Новейшего времени | ||||||||
2.1 | Философия Нового времени | – | – | – | ||||
2.2 | Современная западная философия | – | – | – | – | – | ||
2.3 | Русская философия | – | – | – | – | – | ||
Раздел 3. Философия бытия и познания | ||||||||
3.1 | Учение о бытии (онтология) | – | – | – | – | – | ||
3.2 | Учение о развитии (диалектика) | – | – | – | – | – | ||
3.3 | Философские проблемы познания (гносеология) | – | – | – | – | – | ||
Раздел 4. Философская антропология, аксиология и социология | ||||||||
4.1 | Природа человека и смысл его существования (антропология) | – | – | – | ||||
4.2 | Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) | – | – | – | – | – | ||
4.3 | Учение об обществе (социальная философия) | – | – | – | ||||
4.4 | Философия истории | – | – | – | – | – | ||
Контрольно-проверочная работа | – | – | – | – | – | – | ||
Форма контроля – экзамен | ||||||||
Всего по курсу | – | – |
5. Содержание дисциплины