Изборники» 1073 и 1076 годов

Важное влияние на процесс формирования русского православия оказала письменность, разработанная в середине 9 века болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. Возможно, что одним из факторов выбора Владимиром православия была языковая свобода византийского христианства, т.е. можно было выполнять церковную службу на национальном языке.

Христианская литература с вводом православия стала частью духовной культуры. Сочинения византийских богословов ходили как на греческом языке, так и переводились ан славянский. В 10-12 веках на территории Киевской Руси было распространено более 100 сочинений византийских авторов. Античные мыслители были известны на Руси по

1. кратким компиляциям, из которых самыми ранними были так называемые «Изборники» (1073 и 1076 годов),

2. многочисленным сборникам афоризмов под общим названием «Пчела» (распространялся в течение нескольких столетий, начиная с 1189 года),

3. по упоминаниям в сочинениях византийских богословов, которые критиковали античную философию.

Популярны труды:

· Иоанна Дамаскина (ок . 675 - ок. 749), византийского богослова, философа и поэта, завершителя и систематизатора греческой патристики. Был ведущим идейным противником иконоборчества. Философско-теологический компендиум[7] "Источник знания". Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия, системы восьми гласов, применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке;

· Иоанна Златоуста(между 344 и 354-407), одного из главных отцов церкви, византийского церковного деятеля, представителя греческого церковного красноречия. Иоанн был епископом Константинополя (с 398). Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью;

· Григория Назианзина (Григория Богослова) (ок . 330 - ок. 390), греческого поэта и прозаика. Григорий - церковный деятель и мыслитель, представитель патристики; епископ г. Назианза (Малая Азия). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души";

· Василия Кессарийского;

· Ефрема Сирина (ок. 306-373), сирийского христианского писателя, диакона. Ефрем возглавлял школу в г. Нисибине; когда в 363 году город отошел к персидской империи Сасанидов, переселился в Эдессу, положив начало знаменитой Эдесской школе. Автор многочисленных церковных гимнов (мадраша, "песен"), дидактико-проповеднического и экзегетического характера, в том числе "Слова о Страшном Суде", влияние которого сказалось в русских духовных стихах. Память в Православной церкви 28 января (10 февраля), в Католической - 9 июня.

· Афанасия Александрийского (ок. 295-373), церковного деятеля и богослова, представителя патристики. Афанасий был епископом г. Александрия. В борьбе с арианством разработал мистическое учение о "единосущии" Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; защищал независимость церкви от императорской власти.

· Иоанна Лествичника (до 579 - ок. 649), византийского религиозного писателя. Аскетико-дидактический трактат "Лествица, возводящая к небесам" был распространен в восточно-христианских странах.

По отношению к эпохе, охватывающей 10-17 века можно говорить только о наличии отдельных элементов философии в богословской, морализаторской, летописной и простонародно-развлекательной литературе.

Ранние сочинения русской православной культуры:

«Слово о законе и благодати» Илариона (в 1051 году стал первым русским киевским митрополитом). В своем сочинении Илларион с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.

«Слово» - торжественная проповедь, обращенная к верующим и убеждающая их в превосходстве христианства над иудаизмом. Илларион противопоставляет эти две религии с точки зрения их представлений об отношении человека и Бога.

иудаизм

Ветхий Завет

Провозглашение верховенства формального закона, полностью подчиняющего себе человека и не оставляющего места его свободе

христианство

Новый Завет

Открывается возможность свободного общения человека с Богом, противопоставляя закону благодать

В «Слове выражается мысль о великом будущем Руси, русского народа, приобщившегося к мировой истории после принятия христианства.

«Поучение» Владимира Мономаха (в 1113 году занял великокняжеский престол в Киеве) – морализаторское сочинение, это наставление главе государства. Сочинение Мономаха имеет явную антицерковную направленность, поэтому его можно рассматривать как одно из первых проявлений гуманистической тенденции в русской мысли, противостоящей аскетически-монашескому направлению, родоначальником которого был Феодосий Печерский (11 век), прославившийся тем, что превратил Печерскую лавру в монастырь с очень строгим уставом. В «Поучении» предпочтение отдается мирским делам человека, мирской сфере жизни в противовес идеалу православного монашества, требующему отречения от земной жизни и аскетического умерщвления плоти.

«Моление» Даниила Заточника (13 век) – тот же жанр, что и «Поучение». Здесь к главе государства обращается обыкновенный человек, болеющий за судьбу своей страны и прекрасно понимающий все одолевающие ее напасти. Даниил говорит о великом значении каждого человека, о ценности земной жизни, о том, что подлинная религиозность и подлинная вера в Бога носит внутренний, а не внешний, показной характер и связана с разумным осмыслением своего положения в мире. Даниил утверждает приоритет разума, мудрости перед внешними характеристиками человека – богатством, высокой должностью или монашеским отречением от мира, тем самым Данил является первым представителем рационалистической традиции в русской мысли.

«Слово о расслабленном» Кирилла Туровского (12 век) (епископ города Турова, около Киева) – за основу взята соответствующая евангельская притча. Кирилл подчеркивает высочайшую ценность земного бытия, сотворенного, по его мнению, Богом ради человека. Он приходи к мысли, что само очеловечение Бога, пришествие Христа, есть акт служения Бога человечеству и направленно на то, чтобы избавить человечество от духовного недуга и открыть путь к истине. Одним из первых Кирилл поставил вопрос о соотношении веры и разума, и утвердил приоритет веры, признавая однако полезность разума не только для мирской жизни, но и для оправдания догматов православия.

[1] Секуляризация (от позднелат . saecularis - мирской, светский) – независимость от религии и церковных институтов.

[2] Павликианство – еретическое движение в христианстве, название которого произошло от имени апостола Павла. Возникло в 7 веке на востоке Византийской империи (в Западной Армении). Религиозно-философское учение павликиан основывалось на дуализме. Павликиане отвергали Ветхий Завет, часть Нового Завета, а также культ Богородицы, пророков и святых, церковь, духовенство и особенно монашество. Павликиане создали в середине 9 века в Малой Азии свое государство, разгромленное византийскими войсками в 878 году. Большая часть павликиан бежала в Армению, где их последователями стали тондракийцы. Догматика павликиан оказала влияние на богомильство

[3] Богомильство - еретическое движение на Балканах в 10-14 веках (затем, до 17 века, секта). Религиозно-философское учение богомилов близко к павликианам и оказало влияние на катаров, альбигойцев.

[4] Альбигойцы - участники еретического движения в Южной Франции 12-13 веках, приверженцы учения катаров. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Осуждены Вселенским собором 1215 года, разгромлены в Альбигойских войнах.

[5] Катары (от греч . katharos - чистый) - приверженцы ереси 11-13 веков, распространившейся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции) преимущественно среди ремесленников и части крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство. Вероучение катаров легло в основу ереси альбигойцев

[6] Эксплицитный (англ . explicit)- открыто, явно выраженный.

[7] Компендиум (от лат . compendium - сбережение, выгода, сокращение) - сжатое, суммарное изложение основных положений какой-либо науки и т. п.

Наши рекомендации