Теория управления и менеджмент как предмет философского анализа

Управление- это совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. Наука об управлении (менеджмент) является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта. Философия управления претендует на обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, на выяснение методологических начал концепций менеджмента и эволюции основных парадигм, а также на выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации. Недооценка роли философии заводит частнонаучные теоретические искания в методологический тупик.

На основе сделанных уточнений можно приблизительно наметить специфику "философии управления", т.е. той интеллектуальной сферы, где пересекаются познавательные интересы философии и управления: она изучает концепции о месте и роли человека-субъекта в системе управления, а также формы и способы их реализации в функционировании и развитии систем управления. Как самостоятельная философская дисциплина, "философия управления" зиждется на двояком основании - формального и содержательного характера. Попытка формальной аргументации неизбежно обернется повторением уже изложенных в свое время Фридрихом Шеллингом доводов относительно права на самостоятельное существование другой философской дисциплины - "философии искусства". Известно, замечает он, как "бессовестно злоупотребляют понятием философии". Прибавка слова "философия" к "искусству" кажется соединяет противоположные сути - идеальное, субъектное, с одной стороны, и объективную реальность - с другой, тем не менее, "философия искусства" не перестает быть областью философского познания, поскольку (и пока) нацелена на характерную для философии "безусловную всеобщность"

Обращаясь к истории философской мысли мы выясняем, что

а) глубинная сущность проблем управления неизменна, меняются лишь исторически определенные формы решения той или иной управленческой проблемы;

б) именно философская мысль, до формирования науки (наук) об управлении, сохранила и выкристализовала основополагающие идеи и теоретические обобщения управленческого опыта предыдуших поколений;

в) большинство философов не просто фиксируют состояние управления общества, государства и других социальных конструкций, но и ищут „лучшие" их формы - искание, характерное для философии как активной формы общественного сознания, способа мышления, нацеленного на идеалы;

г) знание и методологическое применение частнонаучными исследованиями и практикой менеджмента философских формулировок полезно и ныне, хотя бы для того, чтобы заново не „изобрести велосипед".

Требование Платона, в переводе на современный язык - необходимость философской подготовки управляющих разных уровней - не вызывает возражений. Разумеется, пониманием важности этого не ограничивается взаимосвязь философии и управления как двух сфер человеческой мысли и деятельности. Философские категории и принципы охватывают все явления природы, человеческого мышления и общественной жизни, в том числе все аспекты управленческой деятельности. Но в прагматическом плане ключевой остается все-таки возможность личностного воплощения философии. Поэтому отметим, что не только в современных условиях, но и в течении всей истории государственного управления успех „платоновского проекта" вполне резонно ставился под сомнение.

Вопросы для повторения к экзамену по курсу «Философия»

Для всех форм обучения.

1. Философия, ее предмет и функции.

2. Мировоззрение и философия. Типы мировоззрений.

3. Традиционная трактовка основных направлений в философии.

4. Роль философии в жизни человека и общества.

5. Философская методология и метод.

6. Характерные черты древнегреческой философии.

7. Средневековая философия: патристика и схоластика.

8. Особенности философии XVII в. Развитие рационализма и эмпиризма.

9. Общая характеристика немецкой классической философии.

10. Основные этапы в развитии русской философии.

11. Характерные черты и направления русской философии XIX в.

12. Общая характеристика философии русского зарубежья XX в.

13. Особенности древнеиндийской философии.

14. Основные черты современной западной философии.

15. Марксистская философия: ее особенности и основные этапы.

16. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

17. Философская традиция древнего Востока.

18. Экзистенциализм как одно из основных направлений современной западной философии.

19. Общая характеристика прагматизма.

20. Познание как предмет философского анализа. Основные принципы познания.

21. Проблема познаваемости мира.

22. Чувственное и рациональное познание, их формы.

23. Понятие истины. Роль практики в познании.

24. Основные принципы диалектики.

25. Основные методы философии: диалектика и метафизика.

26.Философское учение о противоречиях. Закон единства и борьбы противоположностей.

27.Количество и качество как философские категории. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

28. Философский принцип отрицания отрицания.

29. Основные философские категории и их специфика.

30. Философская категория бытия. Основные формы бытия.

31. Картины мира и их специфика.

32. Диалектика природного и социального бытия.

33. Категории «материальное» и «идеальное» в философии.

34. Формы материального бытия и их характеристика.

35. Понятие материи.

36. Движение как способ существования материи.

37. Пространство и время как формы существования материи.

38. Проблема бытия человека в философском измерении.

40. Проблема сознания в философии.

41. Предпосылки и структура сознания.

42. Специфика философского взгляда на культуру.

43. Традиционная трактовка основного вопроса философии.

44. Особенности познания социальной действительности.

45. Социальная философия, ее предмет и метод.

46. Человек как феномен общественной жизни.

47. Философское понимание исторического процесса.

48. Духовная жизнь общества.

49. Общественное сознание и его структура.

50. Формы общественного сознания и их характеристика.

51. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.

52. Основания ценностного сознания в парадигмах классической философии.

53. Ценность и благо.

54. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление.

55. Проблема смысла жизни.

56. Ценностные характеристики современной цивилизации.

57. Свобода воли и социальная ответственность личности.

58. Общество как подсистема объективного мира. Уровни и аспекты системного рассмотрения общества.

59. Исторические типы социально-философских воззрений на общество.

60. Общественные отношения и их структура.

61. Социальная деятельность (общая характеристика).

62. Общество как развивающаяся система.

63. Сущность и критерии исторического прогресса.

64. Система движущих сил исторического процесса.

65. Противоречивость общественного прогресса.

66. Развитие общества как естественноисторический процесс.

67. Предпосылки и направленность исторического процесса.

68. Формационный подход к описанию исторического процесса.

69. Понятие цивилизации. Теория цивилизаций об историческом процессе.

70. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

71. Сущность философского подхода к правовым явлениям.

72. Основные черты философско-правового мировоззрения.

73. Методологические принципы понимания права.

74. Право как продукт исторического развития общества. Происхождение права.

75. Сущность правового сознания.

76. Основные философско-правовые идеи.

77. Мораль и право, их соотношение.

78. Проблема человека в истории философии.

79. Социальное государство и социальные нормы.

80. Философское осмысление правового государства.

81. Роль правосознания в российском государстве.

82. Учение Аристотеля о разграничении общества и государства.

83. Эволюция учения о гражданском обществе.

84. Сущность гражданского общества и его структура.

85. Особенности и противоречия современного гражданского общества.

86. Роль философии в формировании правосознания гражданина.

[1] См. Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987—1989. Т. 1. С. 193- 198.

[2] Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 С. 143

[3] Хаврак А. П. Философия: Учебно-методическое пособие, М., ИМЦ ГУК МВД России, 2003, С. 127

[4] См.: Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X- XVII веков. М., 1990. С. 24.

[5] Е. М. Удовиченко. Философия. Магнитогорск. МГТУ, 2004. С.187

[6] См. Философия права: Учебник. / Под ред. О.Г. Данильяна. – М., 2007. – С. 275-279.

[7] Там же С.275-279.

[8] Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры.// Социально-гуманитарные знания. – 2007.– №4. – С.334.

Наши рекомендации