Формы государственного устройства
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.
На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:
1) Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.
2) Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
3) Конфедерация - временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.
47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
Политический режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Основными политическими режимами являются:
1.Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.
2.Авторитаризм - означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами.
3.Тоталитаризм - означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом ,волюнтаризмом , культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную).
Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается
1. господство права;
2. реализуются права и свободы человека;
3. равенство всех перед законом;
4. принцип разделения властей;
5. разрешение конфликтов через справедливый суд.
48. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
Сущность как главное и необходимое, как качественная определенность морали: регулятивность, социальность, историчность, социальная неоднородность. Мораль, право, политика – род социальных регуляторов. Цели и средства регуляции – определители единства и различий видов социальной регуляции.
Функции морали:
1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.
2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим.
3. Познавательная функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
4. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.
5. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.
6. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.
49. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.
Основные этические категории
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло.
Основные проблемы этики:
- Проблема критериев добра и зла
- Проблема смысла жизни и назначения человека
- Проблема справедливости
- Проблема должного
50. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции религии. Место и роль религии в современном обществе.
Религия - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".
О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений.
Религия - коллективный невроз навязчивости, массовая иллюзия (Фрейд)
Религия – отражение человеческого бытия (Фейербах)
Религия - фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними (Марксизм)
Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания.
Функции религии:
1. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.
2. Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
3. Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
4. Нравственно-воспитательная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
Виды религиозного отношения к действительности
Политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами.
Монотеизм - это вера в то, что существует только один Бог. Возможно, самой древней монотеистической религией является иудаизм.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.
Атеизм - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии.
Многие критики атеизма утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. Утверждение «Атеизм есть вера», основывают на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.
Сведение атеизма к религии атеисты опровергают исходя из определения религии как веры в сверхъестественные силы: атеист не имеет веры в сверхъестественное. Религия же требует веры в существование сверхъестественного.
52. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
Наука является важнейшим видом духовного производства. Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленной на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные свойства и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему.
Наука выполняет след. функции:
1. Познавательная
2. Объяснительная
3. Практически-действенная
4. Прогностическая
5. Мировоззренческая
6. Социальная память.
Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Общее что роднит философию и религию - это решение мировоззренческих проблем, но пути и подходы решения этих проблем у них сильно отличаются.
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.
53. Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.
Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории эстетическое.
Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души человека, вызывает ощущение эстетической радости.