Марксистская философия в контексте культуры XX века
ГОсударственный медицинский университет г.семей
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
1. Тема 1Философия, её предмет и функции
2. Цель – раскрыть основное содержание философии как мировоззрения и методология. Исторические типы мировоззрения – мифология, религия, философия. Их связь показать историю культуры и роль и место философии в ней. Типы философствования.
3. Тезисы лекции – Философия есть система знаний, чувств и переписываний о человеке и мире. Основная проблема – человек и мир, которая по – разному раскрывается на разных этапах культуры. Эта система называется мировоззрением. Три исторических типа мировоззрения – мифология, которая раскрывает проблему “человек – мир” через фантазию, вымысел; религия, которая раскрывает эту проблему через веру в сверхъестественное; философия – которая раскрывает эту проблему через доказательство, отсюда вытекает тесная связь с наукой, в том числе и медициной.
Философия – феномен культуры, на каждом этапе культуры появляется определенный тип философии. Выделяют три типа философствования – мифологический, рациональный, художественно – образный.
4. Иллюстрационный материал- схемы по структуре мировоззрения, историческим типам мировоззрения, типология философий и философствования.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К уч-к “История философии” (любое издание).
2. Введение в философию М. 1999. т.1.
3. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. ч. 1гл. “Мир философии”т.1. ст.127-135.
4. Рыманов Д.М. «Курс философии в графиках и таблицах». Семей, 2009 г.
6. Контрольные вопросы:
1) Что такое философия, мировоззрение ?
2) Какие существуют типы мировоззрения?
3) В чем различие этих типов ?
4) Что такое основная проблема мировоззрений?
5) Как связаны философия и медицина. ?
1. Тема:2 Феномен философии в восточной культуре.
2. Цель- раскрыть, как понимали человека и мир в восточной философии (на примере древнеиндийской и древнекитайской философии ). Трактовка человека в древнеиндийской философии (мифологическая, брахманизм, буддизм) и в древнекитайской философии (мифологическая, конфуцианство, даосизм). Их связь с медициной.
3. Тезисы лекций – в VII –VI в до нашей эры одновременно на Востоке и Западе возникает философия. На Востоке особого расцвета эта философия получила в культуре Индии и Китая. В Индии философия зарождается в древнеиндийском мифе, который рассматривал человека и мир как единство Неба и Земля, материального и духовного. Из этой философии возникают брахманизм и ортодоксальные и неортодоксальные направления. Из древнекитайского мифа, который рассматривает человека и мир как единство Ян (духовное) и инь (земное), из этого мифа появляются конфуцианство и даосизм.
4. Иллюстративный материал- используются схемы по типологии древнеиндийской и древнекитайской философии.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.
2. Введение в философию М.1999г.
3. Энциклопедический словарь. М.1998 г. Слова: буддизм, брахманизм, конфуцианство.
6. Контрольные вопросы.
1) В чем особенности древнеиндийского и древнекитайского мифов?
2) Как рассматриваются человек и мир в брахманизме?
3) Назовите течения ортодоксальной философии?
4) Буддизм: что такое нирвана, дхарма, карма?
5) Основные положения конфуцианства?
6) Даосизм: что такое дао, увей?
7)Каково кредо буддизма и даосизма?
1. Тема: 3.Философия в античной культуре.
2. Цель – раскрыть сущность античной культуры и философии, этапы становления античной философии, содержание школ древнегреческой философии, особое внимание уделив афинской школе и её представителям: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Подчеркивается историческое значение данной философии, которая представляя данной философии, которая представляет развитое начало дальнейшей европейской и мировой философии.
3. Тезисы лекции – Основная черта античной философии космоцентризм, античная философия как и восточная возникает в VII-VI в в до.н.э. Выделяются 5 этапов: мифологическая предфилософия, классическая греческая, ранний эллинизм, поздний эллинизм, гибель античности. Лавное внимание уделяется древнегреческой философии, её школам: от милетской до афинской. Древнегреческая философия возникает из мифа, его особенностью, от отличием от восточного выступает наличие кроме неба и земли тартара, подземного мира, своеобразного прообраза христианского рая. Именно в этой философии формируются главные философские понятия – бытие, субстанция, материя, движение, диалектика, душа и др. Аристотель вершина древнегреческой философии – является родоначальником целостного мировоззрения, рассматривающего материальное и духовное в единстве.
Уделяется внимание медицине Гиппократа.
4. Иллюстративный материал – даются такие схемы: 1) по структуре космоса (мира), по этапам античной философии с указанием, как рассматриваются человек и мир, объект и субъект на 5 этапах становления античной философии.
6. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.
2. Введение в философию. М. 1999 г. ч.1.
3. Мультановский М.П. История медицины. М 2004 г.
4. Чикин С.Я. Врачи- философы. М 1990 г. Стр 5-37.
6. Контрольные вопросы:
1) Какие этапы имеет античная философия?
2) В чем особенность милетской школы?
3) В чем заслуга Гераклита?
4) Какую рол в истории философии сыграла Элейская школа
школа? (Парменид и Зенон)?
5) Как Демокрит понимал атом?
6) Почему Сократа называли антропологическим философом?
7) Платон и Аристотель: какие проблемы они поставили?
1.Тема 4: Феномен философии в средневековой культуре.
2. Цель лекции – раскрыть сущность средневековой философии по 2 этапам: патристика и схоластика.. Показать, как на данном этапе понималась проблема человек –мир. Превращение философии в служанку богословия. Проблемы позднего Средневековья, общее и единичное, номинализм и реализм. Место этой философии в рамках мировой культуры.
3. Тезисы лекции – Основная черта средневековой философии –теоцентризм, средневековая философия просуществовала более 1000 лет с IV по века. Господствующей философией становится христианской, следовательно, проблема человек – мир рассматривается через Бога, который понимается как творец, демиург вселенной.
Основные представители: Августин – создатель патристики, Фома Аквинский – создатель – схоластики. Если Августин принимал идею Бога без доказательства (“верить чтобы знать”), то Аквинат дает 5 доказательств бытия Бога. Именно Аквинат поставил проблемы двух истин, подчеркивал, что истины веры выше истин разума, что в познании имеются 3 этапа: чувственный, рациональный, вера. Номинализм и реализм рассматривают проблему и единичного, которая нашла свое развитие в последующем.
4. Иллюстративный материал: используются схемы по этапам средневековой философии по соотношению знания и веры, трем ступеням познания, доказательствам бытия Бога у Аквината.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.
2. Введение в философию. М. 1990 г. ч.1.
3. Августин. О городе божьем / Мир философии. т.1/.
4. Фома Аквинский. Сумма Теологии /Мир философии. т.2 стр 375-377/
5. Философский энциклопедический словарь. М. 1998 г. Слова: теология, патристика, схоластика, номинализм, реализм.
6.. Контрольные вопросы.
1. Что такое теоценризм, чем он отличается от космоцентризма?
2. Что такое патристика и схоластика?
3. В чем состоит доказательства бытия Бога в схоластике Аквината?
4. Как решают проблему общего и единичного номинализм и реализм?
5. Кому принадлежит афоризм – верить, чтобы знать?
1.Тема 5: Арабо –мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры.
Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
2. Цель лекции – рассмотрит арабскую философию VIII-XIII веков, называемую арабским ренессансом. Показать как ислам, став религией всех арабов, способствовал становлению сильного мусульманского халифата, что дало возможность расцвету философии, поэзии, науки, особенно математики и медицины. Особое внимание уделяется таким течениям философии как арабский перипатетизм и суфизм.
Рассмотреть сущность возрожденческой философии, её основные черты пантеизм, гелиоцентризм, антропологизм, гуманизм. Показать, что эта эпоха породила гениев, гигантов мысли и действия, эпоха великих географических открытий. Показать величие Н. Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея. Показать Реформацию возникновения учения о государстве Макиавелы.
3. Тезисы лекции – становление ислама на арабском полуострове сделал арабские народы сплоченным народом с единым государством и единой мусульманской религией. И если на Западе в это время христианство запрещало экспериментальные науки, которые противоречили Библии, то в арабском мире ислам способствовал развитию естествознания. Здесь возникают математика алгебра, информатика. Высокого развития достигает медицина Авиценны, по книге которого “Канон врачебной науки” обучались европейские студенты – медики более 300 лет. Арабский перипатетизм выступающий последователем философии. Аристотеля, отличатся таким чертами, как деизм, пантеизм, эманация. Это говорит о том, что данная философия считается целостным мировоззрением. Представители Аль –Фараби, Ал- Газели, Авиценна и др. Суфизм выступает своеобразной религиозной философией, в которой Бог рассматривается не трансцендентным существом, а находящимся в сердце человека. Калбиеведение суфизма.
Эпоха Ренессанса и Реформации приходится на XV-XVII века. В этот период расцветает философия, которая приобретает пантеистический (растворение в природе), гуманистический характер. Человек рассматривается как активный субъект исторического действия. Появляется новая диалектика Н.Кузанского. Геометрическая система Н.Коперника привела к становлению науки особенно естествознания.
Эпоха реформации поставила проблему соотношения знания и веры. Формирования политическая философия Н.Макиавелли с его учением о сильном государстве. Появляются социальные утопии Т.Кампанелла, Т.Мюнцера и др. проблема идеального государства
4. Иллюстративный материал – схемы: типологии мусульманской философии. Схемы по чертам возрожденческой философии, становлению новой картины мира.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.
2. Аль –Фараби. Трактат о взглядах жителей доброжелательного города. Пр.1-20/ Философские трактаты/ Алма Ата 1972.
3. Введение в философию. М. 1990 г. ч. 1.
4. Энциклопедический словарь. М. 1998 г. Слова: деизм, эманация, пантеизм, суфизм.
6. Контрольные вопросы:
1. Какую роль сыграла арабская мусульманская философия в развитии мировой Философии?
2. Назвать основные черты арабского перипатетизма.
3. Роль и место арабской медицины в развитии медицины как науки.
4. Как рассматривают проблемы Бога и Природы арабские перипатетики ?
5. Что такое суфизм?
6. Каковы черты возрожденческой философии?
7. Чем отличается гелиоцентрическая система. Коперника от геоцентрической Аристотеля.
8. Как понимают Бога и Природу эта философия?
9. Проблема Бога, человека и мира в философии Реформации?
10. Как понимается соотношение веры и знания в философии Реформации?
11. Что такое сильное государство?
1. Тема 6: Западноевропейская философия в культуре Нового времени.
2. Цель лекции- показать, что культура нового времени (XVII-XIX века) отвечает на вызовы этого времени – становление буржуазного общества, что проявляется в бурном развитии производительных сил и науки. Раскрыть сущность западноевропейской философии данного времени и именно – главный задачей становится создание новой методологии науки.
3. Тезисы лекции – Родоначальником этой философии является Ф.Бэкон который подвергает критике старую методологию, созданную схоластикой и предлагает новые методы науки – индукция, анализ, эксперимент. Он является создателем эмпиризма, который проходит через всю дальнейшую европейскую философию. Продолжателем Ф.Бэкона являются Т.Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли,
Д. Юм.
В этом же XVII веке существуют французская философия Рене Декарта, который так же занимается проблемами новой научной методологии, создает рационализм. Декарт и его ученик голландский философ Б. Спиноза занимаются проблемами онтологии, ставят вопросы субстанции и её атрибутов. В XVIII веке появляется философия Просвещения (Вольтер, Руссо).
4. Иллюстративный материал – схемы по английской философии XVII века по онтологии Декарта. Дается сравнение сенсуализма Д.Локка и рационализма Декарта.
5. Литература:
1. Бэкон Ф. Новый орган М. 1972 г.
2. Декарт Р. Рассуждение о методе /Мир философии/ т.1
3. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алма –Ата 2007 г.
4. Введение в философию М 1990 ч 1
5. Спиркин А.Г. Основы философии М.2000 г.
6. Философия, Ростов н/Д 2001 г.
6. Контрольные вопросы:
1. В чем сущность новой методологии науки Ф.Бэкона?
2. В чем сущность сенсуализма Локка?
3. Что такое эмпиризм?
4. Что такое рационализм Декарта?
5. Какие субстанции выделяли Декарт и Спиноза?
1.Тема 7: Западноевропейская философия в культуре XIX века.
2. Цель – показать, что главной проблемой философии XIX века становится создание новой методологии духовно – практической деятельности человека, что есть особенность культуры этого столетия. Поэтому большую роль играет классическая немецкая философия в лице И.Канта –В-Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Они не только раскрыли законы деятельности человеческого разума, но и создали диалектику как науку, сформулировали принципы гуманизма. Философия Маркса и Энгельса является дальнейшим развитием классической – немецкой философии.
3. Тезисы лекции - На вызовы культуры XX в. философия отвечает классической немецкой философией, которая сделала огромный шаг вперед, сформулировав принципы развития диалектики, историзма, прогресса, гуманизма, что нашло свое дальнейшее развитие в философии Маркса и Энгельса, создавшие материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории. Проблема отчуждения.
Идея развития приводит к появлению философии жизни. Философия А. Шопенгауэра делает субстанцией мира не разум (отказ от идеи просвещения романтизма), а Мировую Волю. В дальнейшем это находит свое воплощение в философии Ф.Ницше.
4. Иллюстративный материал – схемы по проблеме вещи –в-себе И.Канта, этапы развития абсолютной идеи Гегеля, Формы отчуждения в философии Маркса, Мировая Воля и её трансформация у А. Шопенгауэра, проблема субстанции в философии Ницше.
5. Литература:
1. Гегель Энциклопедия философских наук /Мир философии/ т.1.с
2. Маркс К. Тезисы о Фейрбахе /Маркс и Энгельс/ собр.соч.т.21
3. Ницше Ф. антихристианин /Сумерки богов/ М. 1989г.
4. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алма –Ата 2007 г.
5. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.
6. Философия. Ростов н/Д 2001 г.
6 Контрольные вопросы:
1. В чем историческая заслуга классической немецкой философии?
2. Как называется диалектика Гегеля?
3. Чем отличается диалектика Маркса от диалектики Гегеля?
4. Что А. Шопенгауэр делает субстанцией мира и человека?
5. Назовите основные понятия в философии Ницше.
1. Тема 8: Русская философия в контексте российской культуры XIX – начала XXвв.
2. Цель – показать русскую философию как квинтэссенцию культуры России на рубеже двух столетий. Отменить её гуманистический характер, актуальность её проблем – будущее России, проблема человека и общества. В то же время эта философия испытывает влияние немецкой классической философии, в том числе и марксистской. Особое место занимает религиозная философия. Характерный чертой является космизм, послуживший прообразом космических полетов человека в XX веке.
3. Тезисы лекции – в русской философии выделяются три направления – западничество, славянофильство, евразийство. Основные черты русской философии XIX в. проблем будущего России, человека и общества, влияние немецкой классической философии. Основные направления – материализм и религиозная философия. Первое представлено материализмом русских революционных демократов и материализмом Плеханова и Ленина. Религиозная философия – Соловьев В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.
В XX веке основные направления – религиозная философия (Бердяев., Федоров Н., Флоренский П., Ильин И. др), символизм (Белый, Блок , Иванов В.). Особое место занимает русский космизм выступающий в двух формах – философской и естественнонаучной.
4.Иллюстративный материал – используются схемы по чертам русской философии XIX века, по религиозной философии XX века, по русскому космизму.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алма –Ата 2007 г.
2. Введение в философию М. 1990 г. ч 1
3. Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.
4. Философия . ростов н/Д 2001 г.
5. Бердяев Н.А. Русская идея /вопросы философии/ 1999 г. № 1-2.
6. Контрольные вопросы:
1) В чем особенность русской философии XIX в.
2) Каковы основные направления русской культуры и философии, в частности.?
3) В чем состоит материализм русских революционных демократов XIXвека?
4) В чем сущность философии всеединства В.Соловьева
В. Соловьева?
5)Что такое эсхатология?
6) Кто представители русского космизма?
1. Тема:9 Феномен философии в казахской культуре.
Марксистская философия в контексте культуры XX века.
2. Цель – раскрыть основные черты казахской философии, которая, с момента своего появления и в настоящее время выступает как форма целостного, холистского мировоззрения, понимающего мир и человека как органическое единство духовного и материального, как единство человека и природы космоса. Космос рассматривается не столько средой, в которой живет человек, а внутренним миром человека. Это положение составило основу казахской национальной идеи, дошедшей до наших дней.
Показать триумф и трагедию философии Маркса и Энгельса в реалиях XX века. Восточный или советский марксизм развивался в направлении разработки проблем диалектики как логика и методологии научного познания. Однако партийный, классовый характер этого философии привел в конечном итоге к антигуманизму данной философии.
Западная марксистская философия развивалась как поливариантная, что позволило ей сохранить гуманистически , антропологический характер данной философии.
3. Тезисы лекции – показать этапы становления казахской философии. В 1тысячелетии до н.эры. существовала предфилософия протоказахов, для которой характерны такие черты, космосцентризм, открытость мира и человека друг други, отношение к миру и природе по принципу не навреди.
2 этап мусульманская философии (XIII-XVII вв). Представителями этой философии были Аль- Фараби и Кожа- Ахмет Яссауи. Большое развитие в это время получило поэтическое творчество, рассматривавшие философские проблемы в стихотворной форме.
3 этап- казахское просвещение которое приходится на XX веке, отличающееся отношением к разуму как онтологической категории. Это – Ч. Валиханов, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев.
4 этап- XX-XXI век, который отличается становлением диалектического и исторического материализма в Советском Казахстане. В 60-70 годы XX в создается казахская школа диалектической логики ( Ж. Абдильдин, А.Абашев, А. Нысанбаев и др.). С 90-х годов и по настоящее время уделяется внимание казахской философии.
Выделяют две разновидности марксисткой философии: восточную и западную. Восточная марксистская философия проходит этапы своего становления (с 20годов по XXI в.) имеет ярко выраженный партийный характер – материализм, мировоззрение рабочего класса. Достижением этого этапа было создание диалектики как логики и методологии научного познания. “трагедией” выступает антигуманизм данной философии.
Западная философия имела многовариантный характер, имелись направления, связанные с наукой (технологическое течение, историзм и др. ) и гуманистические – философия, связанная с журналом “Праксис”, Фрейдо – Марксизм Э.Фромма
4. Иллюстрационный материал – используются схемы по этапам казахской философии, их характеристики. Схемы по эволюции марксистской философии в Советском Союзе, варианты западной марксистской философии.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. – История философии. Алма- Ата 2007 г. ч.1.
2. Бегалинова К.К. Суфизм как религиозно- философская концепция мира и человека. Алматы 1999 г.гл.4.
3. Злобин В.И. Евразийская философия. Алматы 2001 г.
4. Диалектическая логика, в 5 томах. Алматы 1976 г. Под.ред. Абдильдина Ж.М.
6. Контрольные вопросы:
1. В чем специфика 1 этапа казахской философии.
2. Почему философия Абая и Шакарима называется философиеи просвещения?
3. Что такое диалектическая логика?
4. Что такое целостное мировоззрение?
5. Почему Аль-Фараби называют тюркским философом?
6. В чем состоит “триумф” марксистской философии?
7. В чем состоит “трагедия” марксистской философии
8. Как развивается марксистская философия в XXI веке?
9. Что такое Фрейдо- марксизм Э.Фромма?
10. Диалектика Маркса и современность.