Предпосылки зарождения науки в Греции
Лекция №2
Истоки современной науки
(этапы развития естествознания)
Материал лекции отсутствует в учебнике, поэтому его следует хорошо законспектировать
Мифология
Наиболее ранней формой осмысления человеком явлений природы является мифология (IV – I тысячелетия до н.э.).
Мифология (μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) – система сакрального знания, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью и верой в чудесное. Призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.
Мифологическая картина мира на самом деле представляет собой художественную переработку фантазий и общественных форм, в которой реальное не отличается от иллюзорного. Человек не выделяется из мифологической картины, наоборот, окружающий мир одушевляется или очеловечивается.
Примеры мифологической трактовки происхождения космоса
§ Индия: брачное сочетание неба и земли;
§ Китай: рождение из бесформенного мрака мужского духа «ян» (управляет землёй) и женского «инь» (управляет небом).
§ Библейская (ветхий завет основан на мифах семитских племён)
§ Хаос ассоциируется с враждебными человеку силами, а космос – с упорядоченными
Достижения
§ Зачатки знаний по механике (пирамиды в Египте, башни в Вавилоне и т.п.);
§ Наблюдение за движением Луны, Солнца и звёзд;
§ Построение календаря (Египет, IV тысячелетие до н.э.);
§ Начало создания алгебры и геометрии.
Зарождение науки
Зарождение научного знания произошло в Греции в VI-IV веках до н.э.
Предпосылки зарождения науки в Греции
Хозяйственная и политическая жизнь древнегреческого полиса протекала в обстановке состязательности и конкуренции Проявление активности и инициативы способствовало поискам нового в различных сферах деятельности. Нормы поведения и деятельности вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп через борьбу мнений равноправных граждан на собраниях. Преимущество одного мнения над другим выявлялось через доказательство, в ходе которого не принимались во внимание ссылки на авторитет и социальное положение индивида. Результатом этого явилось формирование идеала обоснованного и доказательного знания. В восточных деспотиях (Индия, Китай) знания вырабатывались особой кастой и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению.
Милетская школа:
Фалес (Θαλῆς 624-547 до н.э.): Первым задался вопросом о первооснове; «Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду».
Показательные истории, связанные со славой и именем Фалеса.
Однажды груженый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чем дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Груженый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.
Про Фалеса передавали такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель). Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, еще зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаем по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чем они заботятся. Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям
Анаксимен (585-525 до н.э.): «Главная причина изменения всего сущего состоит в движении беспредельного воздуха».
Анаксимандр (610-546 до н.э.): «Вещи возникают вследствие постоянного движенияапейрона, приводящего к выделению из него противоположностей». Апейрон – вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное начало.
Анаксимандру принадлежит одна из первых в истории геоцентрическая система:В центре мира находится Земля; Земля существует в мире ни на что не опираясь; Землю окружают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное; Кольца покрыты воздушной оболочкой, только при её разрыве человек видит небесные светила.
Атомистическая школа:
Левкипп (V в. до н.э.)
Демокрит (Δημόκριτος, ок.460-ок.370 до н.э.)
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал по свету, изучая философские и натурфилософские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. На эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалось в судебном порядке. На суде вместо своей защиты Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря. Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причине разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище Смеющийся Философ). Сограждане сочли Демокрита умалишенным и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа, который действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров, а его странное поведение объясняется погруженностью в свои мысли.
Идея атомизма (Атом – «неделимый»):
1. Не существует ничего кроме атомов и пустоты
2. Число атомов и их форм бесконечно
3. Из ничего не происходит ничего
4. Ничто не совершается случайно, но только по необходимости.
5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в форме, числе и порядке
Их последователи:
Эпикур Самосский (Επίκουρος342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины)«Душа человека тоже состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов».
Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными
Тит Лукреций Кар – автор книги «О природе вещей». Во многом от него и знаем об идеях атомистов. Вот как у него трактуется идея сохранения:
Из ничего не творится ничто по божественной воле…
Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть
Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим
Наших заданий предмет: и откуда являются вещи,
И каким образом всё происходит без помощи свыше,
Если бы из ничего, в самом деле, являлися вещи,
Всяких пород существа безо всяких семян бы рождались…
Другие представители древней науки
Пифагор Сомосский (Πυθαγόρας, 570—490 гг. до н. э.) – число
«В основе вещей лежит число, познать мир – значит познать управляющие им числа.» Вселенная рассматривалась как гармония чисел и геометрических фигур, им приписывались особые мистические свойства. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
Платон (427-347 до н.э.) – «Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей – идей. Материальный мир – лишь отражение мира идей.
Материалистическое мировоззрение (первична материя ) | Идеалистическое мировоззрение (первично сознание (идея) ) |
Милетская школа, Атомисты | Пифагор, Платон |
Натурфилософия Аристотеля
Результат развития науки в Древней Греции – создание натурфилософии Аристотеля.
Натурфилософия – «философия природы»; единая наука о природе, состоящая из общефилософских положений и высказываний об отдельных явлениях природы:
· имеет умозрительный характер
· не связана с решением практических задач.
По сути – набор догадок. Все перечисленные выше учёные тоже были натурфилософами.
Аристотель
(384 – 322 до н.э., ученик Платона, учитель Александра Македонского).
Некоторые положения натурфилософии Аристотеля:
1. В основе материального бытия лежит первоматерия. Ей присущи две пары противоположных качеств: тепло-холод и влажность-сухость. Попарное сочетание качеств приводит к четырём первоэлементам: Воздух, Вода, Земля, Огонь. Основные качества можно отнимать и прибавлять: если отнять у воды холод и прибавить тепло, она превратится в воздух. Искусство создания новых веществ, таким образом, сводится к определённому соединению качеств (алхимия).
2. Геоцентрическая система. Неподвижная Земля, имеющая форму шара, находится в центре Мира. По положению Полярной звезды и лунным затмениям определил радиус Земли (ошибся в 2 раза). Вокруг Земли – система соприкасающихся и вращающихся 56 сфер, на которых расположены Луна, планеты, и Солнце. Последняя сфера – Звезды. Дальше – мир кончается. Т.о. мир конечен, имеет форму сферы.
3. Вопросы динамики: изучал причины и формы движения.
4. Отрицал атомистическую гипотезу. Считал, что «Природа не терпит пустоты»
4. Период Эллинизма (III в. До н.э. – IV в.н.э)
Эллинизация – процесс распространения достижений греческой культуры и науки на территории государств, побеждённых Александром Македонским. Центром науки становится город Александрия в Египте.
Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э )
§ Вычислил площадь круга, объём цилиндра, шара и конуса
§ Ввёл число «пи»
§ Разработал теорию рычага
§ В работе «О плавающих телах» заложил основы гидростатики
§ Сделал множество инженерных изобретений
Евклид (III в. до н.э.)
§ В книге «Начала» обобщил всё, что сделано до него в математике
§ Его система геометрии почти в неизменном виде просуществовала многие столетия
§ Заложил основы геометрической оптики (законы прямолинейного распространения и отражения света)
Эксперимент Эратосфена по определению радиуса Земли.
Один из самых древних экспериментов – Эратосфена Киренского. Эратосфен, библиотекарь Александрийской библиотеки, живший в третьем веке до н.э., определил радиус земного шара. [Его результат составил примерно 6300 км, что отличается от современного значения меньше, чем на 5%.] В полдень в день летнего солнцестояния в городе Сиен (ныне Асуан) Солнце находилось в зените и предметы не отбрасывали тени. В тот же день и в то же время в городе Александрия, находившемся в 5000 стадиях от Сиена Солнце отклонялось от зенита примерно на 7°. Это составляет примерно 1/50 полного круга (360°), откуда получается, что окружность Земли равна 250 000 стадий.
Клавдий Птолемей(100-165 гг. н.э.)
На основе каталога Гиппарха, собственных наблюдений и физики Аристотеля разработал геоцентрическую систему мира, определявшую космологические представления ученых на протяжение 1500 лет. Его труд «Математическая система" ("Альмагест") – научная энциклопедия древности и средних веков.
Геоцентрическая система Птолемея:
§ Земля неподвижна и находится в центре мира;
§ Планеты вращаются по строго круговым орбитам;
§ Движение планет равномерно