Происхождение и сущность сознания

Выбрать правильный ответ

1. Сознание – часть психической жизни, им обладают, с точки зрения материализма:

А. Все живые организмы

Б. Все живые организмы, имеющие нервную систему

В. Только человек – существо биосоциальное

2 . Сознание – рефлексия, рассуждение – промежуточное состояние «между жизнью духа в Боге» и «бессознательной жизнью нашего тела» – это идея:

А. Религии

Б. Материализма

В. Идеализма

3 . «Я мыслю, значит, существую» – идея:

А. Нового времени

Б. Средневековья

В. Материализма ХХ в.

4 . Сознание – единственная неопровержимая реальность, а мир существует в соответствии с правилами логики – положение:

А. Нового времени

Б. Средневековья

В. Материализма ХХ в.

5 . Сознание – это высшая форма психического отражения действительности, оно проявляется через нейрофизиологическую активность мозга человека:

А. Материализм ХХ в.

Б. Вульгарный материализм XIX в.

В. Идеализм

6 . Сознание идеально, без материи существовать не может, оно является ее свойством:

А. Гилозоизм

Б. Идеализм

В. Материализм

7. «Бытие определяет сознание» – положение:

А. Марксизма

Б. Религии

В. Идеализма

8 . «Сознание – функция души» – утверждает:

А. Религия

Б. Материализм

В. Гилозоизм

9 . Представления, восприятия, ощущения – это способность (материализм):

А. Человека

Б. Человека и животных

В. Всей природы

10 . Понятия, суждения, умозаключения – это способность:

А. Человека

Б. Человека и животных

В. Всей природы

11 . Создал учение о второй сигнальной системе:

А. Павлов

Б. Сеченов

В. Мечников

12 . Материализм утверждает, что решающим фактором превращения мозга обезьяны в мозг человека стал:

А. Труд

Б. Климат

В. Солнечная активность

Дополнить

13. Мышление – это отражение действительности в понятиях, умозаключениях, ______________ .

Выбрать правильный ответ

14. Язык и мышление возникли:

А. Одновременно

Б. Язык возник раньше

В. Мышление возникло раньше

Установить соответствие

Происхождение и сущность сознания - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Вопросы для обсуждения

1. В чем трудности решения проблемы сознания.

2. Проведите сравнительный анализ понимания сознания в Античности, Средневековье, Новом времени.

3. Материализм о природе сознания.

4. Сознание как высшая форма отражения.

5. Социальная природа сознания.

6. Язык и мышление.

7. Сознательное и бессознательное в поведении человека.

Темы рефератов и докладов

1. Философия Античности о природе сознания.

2. Религиозное сознание, его формы.

3. Р. Декарт о сущности сознания.

4. Теория отражения.

5. Сознание и мозг.

6. Природа бессознательного.

7. За кем будущее? Человек или компьютер.

8. Психика и сознание.

9. И. Павлов. Учение о рефлексах.

10. Опережающее отражение.

11. Язык и мышление.

Объясните понятия: мышление, отражение, инстинкт, бессознательное.

Тема 11

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

11.1. Проблема познаваемости мира – основная проблема гносеологии

Психика человека – субъективный образ объективного мира. Она включает три компонента: познание (отражение объективной действительности), эмоции, воля.

Познание – правильное отражение внешнего мира. Оно социально опосредовано. Выделяют два уровня познания:

– чувственное (ощущение, восприятие, представление);

– рациональное (мышление: понятия, суждения, умозаключения). О вопросе познаваемости мира много споров. Материалисты утверждают, что мир материален, следовательно, познаваем.

Представители других школ или сомневаются, или полностью отрицают познаваемость мира. «Вещь – это комплекс наших ощущений» (Беркли), или понятие «вещь в себе» (И. Кант).

Сложности познания в его противоречивости. Существует мнение, что человек не способен познать мир, так как у него недостаточно органов чувств. Однако Л. Фейербах утверждает, что их достаточно. По данным дефектологии, отсутствие того или иного органа чувств не есть непреодолимое препятствие к познанию мира.

В медицине существует врачебный нигилизм – якобы непознаваемости отдельных болезней.

Некоторые философы говорят об ограниченных возможностях мозга (существует какая-то максимальная пропускная способность). Материалистическая теория познания выдвигает три основных принципа.

Вещи существуют объективно , независимо от нашего сознания, ощущения, вне нас.

Нет разницы между явлением и «вещью в себе» . Различие есть между тем, что познано и не познано.

В теории познания надо рассуждать диалектически , в единстве чувственного и рационального уровней.

В основе их единства лежит человеческая деятельность – цель и источник познания. В теории познания имеются проблемы отношений субъекта и объекта познания. До Канта субъект – отдельный человек. Объект – предмет его познания.

После Канта субъект – духовное образование, с его априорными знаниями и моралью – волевыми качествами. В основе наших знаний лежит форма сознания (пространство – время, добро – зло), которая предшествует всем другим знаниям. А объект – продукт деятельности этого субъекта.

Субъект – надындивидуальная система, сущность которой в активной деятельности.

У Канта эта деятельность, прежде всего, духовная. У Маркса она имеет практический, материально-чувственный характер. Субъектом познания является человеческое общество. Но и Кант и Маркс видели источник знания в активной, творческой деятельности человека.

Наши рекомендации