Происхождение и сущность сознания

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, диалектики - метафизике, естествознания - религии. Так, уже на заре человеческого об­щества, люди задумались над природой своей собственной духовной деятель­ности. Наивная идея о бессмертии души (Платон), стала основой идеалисти­ческих и религиозных воззрений.
В 18 в. в философии шел острый спор по поводу того, возможно ли со­знание без материи, интеллект без материального носителя и, если нет, откуда берется сознание. Возражая против утверждений английского епископа Дж. Беркли о том, что внешний материальный мир - это только комбинация наших ощущений и существует лишь в нашем воображении, французский материа­лист Д. Дидро сравнивал субъективных идеалистов с «сумасшедшим фортепиано». Фортепиано (человек) издает звуки и вос­производит гармоничную музыку (ощущения и мышление), когда по его клави­шам ( органы чувств) ударяет пианист (воздействует природа). Сумасшедшее фортепиано (те субъективный идеалист) считает, что все звуки, вся музыка порождены им самим. Отвечая на вопрос субъективных идеалистов, откуда же берется сознание, если материя неодушевленна Дидро высказал догадку, что в самом фундаменте материи есть особое свойство, по существу сходное с ощущениями - отражение. Из него-то и возникает способность к ощущениям, а затем и к мышлению. Для подтверждения своей догадки он приводил пример с куриным яйцом и цыпленком. Яйцо не обладает способностью к ощущению и восприятию мира, тогда как живой цыпленок ею обладает. Следовательно, рассуждал Дидро, способность к ощущениям возникает из неодушевленной материи. Так как наука того времени располагала очень незначительным объ­емом сведений о происхождении жизни и сознания, то Дидро не мог создать обоснованную философскую теорию о связи материи и сознания.
Анализ этой проблемы еще затруднен неоднозначностью термина «созна­ние». Под сознанием понимается то, что противоположно материи: в гносео­логическом аспекте - чувственный образ объекта внешнего мира и сознание вообще, соответствующее материи вообще, в онтологическом же плане созна­ние является свойством мозга ( материи), трактуемой как единство общего и единичного, как объективная реальность, как то, что существует само по себе, вне познания.
Трудность решения проблемы сознания усугубляется невозможностью обнаружить психические явления с помощью органов чувств. Оно реально су­ществует, но как нематериальное.
Имеются два взаимодополняющих метода изучения сознания: объектив­ный, когда о наличии и содержании психических процессов человека судят по его поступкам, жестам, по тому, что он говорит или пишет, и метод интрос­пекции ( самоанализа, самонаблюдения), своеобразной рефлексии над своим собственным сознанием.
В последние три десятилетия для изучения мозга широко применяют ме­тод электрофизиологии. предполагающий вживление в мозг микроэлектродов Однако в электроэнцефалограмме записывается не содержание наших мыслей, а фиксируется лишь электрическая активность мозга.
Невозможность обнаружить психические явления с помощью органов чувств оказалась причиной сомнений в возможности познать сознание. Так, известный естествоиспытатель 19 в. Дюбуа - Реймон среди самых неразрешенных мировых загадок назвал и проблему психики. Человек принципиально не может познать свое собственное созна­ние, как не может вытащить себя за волосы из болота.
Изучением сознания занимаются многие науки, каждая из которых рас­сматривает его под своим углом зрения, вносит свой вклад в выяснение этого феномена. Анализом же сознания в целом, в контексте других видов деятель­ности человека и общества занимается философия.
Как же определяется это понятие? С учетом достижении философии и современной науки можно сказать, что сознание есть продукт общественно- исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отобра­жение действительности, регулятор деятельности человека. В этой далеко не единственной и неполной дефиниции фиксируются четыре аспекта отноше­ния сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
Различают также социальный, аксиологический, кибернетический и дру­гие аспекты сознания, анализ которых позволяют полнее характеризовать со­знание.

Понятие отражения. Эволюция форм отражения.

Все материальное, по мнению материалистов, обладает всеобщим свойством, названным ими «отражением». «Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире»

Наши рекомендации