Космология анаксагора
В центре учения Анаксагора о природе находилась космогоническая концепция – концепция происхождения и эволюции космоса.
По Анаксагору, мир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния, но оно не совпало у него ни с водой, ни с воздухом. Первичное состояние мира представляло собой смесь всех веществ в этом мире (всех «существующих вещей»). Эти вещества были раздроблены на бесконечно малые, не воспринимаемые нашими органами чувств частички (гомеомерии), перемешанные настолько совершенным образом, что ни одно из веществ не преобладало ни в какой точке пространства. По этой причине первичная смесь должна была казаться качественно-неопределенной. Но эта смесь обладала еще одной характерной особенностью: она была лишена движения.
До начала процесса космообразования бесконечно малые частицы бесчисленных «существующих вещей» неподвижно покоились, они не изменялись и не перемещались, ибо не было ничего, что побудило бы их это сделать.
Движение было привнесено неким внешним фактором, который Анаксагор назвал Разумом (nous). Разум выполнял функцию «первичного толчка». В определенный момент времени в каком-то ограниченном участке пространства Разум сообщает первичной смеси мощное круговращательное движение. Это круговращение начинает затем расширяться в силу того, что приведенные в движение частицы смеси увлекают за собой соседние, неподвижные еще, находящиеся на периферии вихря. Захватывая все большие участки пространства, и приводя в движение все большие области первичной смеси, космический вихрь замедляется, он как бы растрачивает свою энергию. Первоначальная же скорость этого круговращения во много раз превосходила любые известные нам скорости.
Основная космобразующая роль кругового движения состоит в том, что это движение приводит к разделению первичной смеси на составляющие ее компоненты. Разделяющиеся таким образом компоненты первичной смеси образуют несколько концентрических слоев или оболочек. При этом в центре скапливаются наиболее плотные, влажные и холодные вещества, из них в дальнейшем уплотняется Земля. Редкие, сухие и горячие компоненты отбрасываются к периферии космоса. По мере дифференциации концентрических оболочек космоса, их движение приобретает все более неравномерный характер. Внешняя, эфирная оболочка продолжает вращаться с большой скоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси, а внутреннее ядро космоса вместе с Землей испытывает значительно большее замедление. Это приводит к тому, что вращающиеся массы эфира воздействуют на края земного диска, отрывают от них выступающие глыбы и камни и увлекают их в своем движении. Солнце – самая большая из этих глыб, Луна – глыба поменьше, она не так раскалена, т.к. движется по орбите более близкой к Земле. Звезды – это более мелкие камни, они удалены от Земли дальше, чем Солнце и Луна, на своих местах они удерживаются центробежной силой.
В отличие от пифагорийцев, для которых мир небесных сфер имел божественную природу, Анаксагор отрицал существенные различия между миром земным и миром небесных светил. Для Анаксагора не существовало принципиальной разницы между Небом и Землей, и поэтому он имеет право претендовать на роль одного из основоположников физической науки. При этом физика столь тесно переплеталась с философией, что создание новых фундаментальных теорий, охватывающих широкий класс физических явлений, требовало поиска новых форм мышления, новых понятий и способов непротиворечивых доказательств. И такой поиск ведет именно философия, обобщая достижения всей предшествующей науки, основоположниками которой являлись греческие мудрецы, а среди них достойное место занимал философ из Клазомен Анаксагор.
29.Демокрит об «атомах» и «пустоте» как бытии и небытии. Движение атомов, его причина.
В отличие от предшествующих мыслителей атомисты (Левкипп и Демокрит) предпринял попытку создания системы, объясняющей мир и разрешающей основные проблемы, поставленные философией данного периода.
В качестве первоначала атомисты вводят два понятия: «атом» и «пустота». Это позволяло решить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами.
Атом – неизменяем, неуничтожим (аналог бытия Парменида); атомов бесконечное множество, а пустота является условием существования этой множественности.
Мир и все вещи, существующие в нем (включая душу человека) - это соединение различных по форме атомов.
Существует Бытие. Небытие тоже существует.
Особенность философии атомистов состоит, кроме всего прочего, в том, что он пытаются объяснить мир, не прибегая к понятию «цель». По Демокриту «все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости», т.е. все имеет необходимую причину. Демокрит отрицает существование случайности, которая трактовалась им как результата незнания причины.
В беспредельной пустоте существует бесконечное количество миров, возникновение которых имеет свои причины – вихревое движение.