Следы веков минувших
Примечательной особенностью района в первом тысячелетии нашей эры были огромные дремучие леса, между которыми синели полноводные ленты рек, соединявшие между собой многочисленные озера. В те времена главными путями сообщения в районе были реки Полисть, Льста, Алоль, Сороть. По ним можно было достичь главных рек местности – Великой и Ловати.
На редких лесных полянах кое-где ютились поселения финно-угорских племен – чуди, веси, мери. Местная природа с успехом кормила своих малочисленных обитателей: в лесах было много зверей и птиц, плодов и ягод, в озерах и реках – рыбы.
Начиная с V века сюда, в зону смешанных лесов, стали постепенно переселяться из южных лесостепных мест славянские племена. К VII веку территорию района и его окрестностей заселило славянское племя кривичей. Местное население далеко не безропотно уступало свои места пришельцам, но впоследствии смирилось и сжилось с новоселами, так как вокруг было много неосвоенных земель, невырубленных лесов, не занятых речных пойм.
Кривичи селились здесь на лесных мысах, удобных лесных полянах, неподалеку от воды. Им давно было знакомо земледелие и скотоводство. В новых местах они вырубали лес, сжигали прутья, а выжженные площади использовали под посевы хлебов, на лугах пасли скот, скашивали траву на корм животным, занимались бортничеством, рыболовством, охотой.
Хотя финно-угорские племена были малочисленны, но они оставили свой заметный след на бежаницкой земле…
Уже отмечалось, что для жителей района сейчас привычны, близки и понятны такие названия, как река Алоль, озеро Але, поселок Кудеверь, хотя для русского языка они и необычны. Эти названия наши далекие предки переняли от первожителей здешних мест, финно-угоров. Неславянского происхождения и название реки Сороть.
Не всем заимствованным названиям найден точный перевоз, только некоторые из них переведены на русский язык. Например, кое-кто из лингвистов предполагает, что слово Кудеверь произошло от финского “Кууживера” – еловая кора. Почему? Установлено, что в средние века I – тысячелетия по берегам реки Алоль и соседних с ней озер жили финны-чудь или чухны. Известно, что они в то далекое от нас время занимались дублением кож домашних и диких животных. Еловую кору для дубления добывали в местных лесах, в которых в те времена преобладала ель. Остатки еловой коры здесь часто находят при производстве земляных работ.
Возможно, озеро Кудеверь имело тогда самое непосредственное отношение к процессу дубления. Отсюда и получило такое название.
В древние времена в озере Але с весны уровень воды был значительно выше, чем летом. Местные жители, заметив это явление, назвали его Але – в смысле понижающееся. Очевидно, Алоль (название реки) явилось производным от Але.
Из других названий бесспорный интерес представляет деревня Веряжа, расположенная на берегу самого большого озера Полисто. Согласно историческим и лингвистическим данным название деревни означает просто Варяжская и притом в древней форме, указывая на место поселения варягов на бежаницкой земле. Известно, что IX – XII веках в княжеских дружинах на Руси служило много наемных выходцев из Скандинавии, которые образовывали целые поселения, притом на удобных водных путях. Из деревни Веряжа свободно можно было по озеру Полисто и реке Полисть доплыть до Великого Новгорода, а оттуда и до Скандинавского полуострова.
Бежаницкий район богат древними памятниками, но они мало изучены. До сих пор Бежаницкая земля хранит в себе многие тайны минувших веков. Они ждут своего открытия и детального изучения.
Найденные кое-где на территории района орудия первобытного человека (заостренные камни, каменные топоры, молотки, предметы охоты) свидетельствуют о том, что человек в этих местах поселился в эпоху раннего неолита.
Замечено, что жизнь в районе зародилась прежде всего по берегам рек Алоли и Полисти. Поэтому на западных и восточных землях района расположено больше памятников древности, чем в его центре. Это древние городища и селища, крепостные холмы, валы, рвы, сопки, курганы, могильники.
Для удобства рассмотрим кратко древние достопримечательности, расположенные по берегам этих рек, отдельно, потому что на Алоли они группируются вокруг селений Бардова и Подоржевки, а на Полисти примыкают к дерене Ухошино.
На землях деревень Романово, Тютино, Дыркино Бардовского сельсовета имеется более 50 круглых и длинных курганов, из коих два в виде валов. Расстояние между курганами от 2.3 до 6.4 метра, высота их от 1 до 2 метров, диаметр от 5.3 до 15 метров. Возле крупных курганов имеются кольцеобразные ровики с перемычкою на южной стороне.
Курганы были исследованы археологом В.Н. Глазовым в 1900 году. Во вскрытых 10 курганах у деревни Романово и Тютино найден угольно-пепельный слой и пережженные человеческие кости. У деревни Дыркино было раскопано два круглых и один длинный курган. В одном из них найдены черепки грубой работы, в остальных перегорелые кости.
Судя по полученным данным и собранным от крестьян предметам с распаханных курганов, они относятся к X веку. Тогда у наших предков существовал обряд трупосожжения. Длинные курганы, как установлено В.Н. Глазовым, являются местами коллективных погребений.
В 1893 году помещик Любимов на своей пустоши Горелый Бор (в двух верстах от Подоржевки) обнаружил большое количество курганов и земляных валов, исследовал 10 из них, но ничего не нашел, кроме камней и металлической пряжки, принадлежавшей княжескому ратнику.
Но это не расстроило дальнейшие поиски Любимова. Через археологический комитет он привлек к этой работе археолога Сондоевского, который определил, что курганы и валы непрерывной лентой тянутся здесь с запада на восток более чем на 14 километров. Внешней стороной они обращены на юг, то есть в том направлении, откуда ожидался враг. Сондоевский установил, что эта система валов и курганов представляет собой не могильник, а древнюю систему фортификационных сооружений, возведенных для отражения врага.
Известно, что Бардовский погост в XI – XV веках служил воротами для проникновения на земли Великого Новгорода южных воинственных соседей. В 1021 году полоцкий князь Брячеслав по Бардовскому и Ошевскому погостам ходил “воевать” в Новгород, а затем, с потерей Полоцким княжеством своей самостоятельности, этим путем стали пользоваться литовские воеводы.
C целью защиты своих владений от литовских захватчиков, псковичи и новгородцы вынуждены были в Бардовском погосте в конце XI века построить деревянную крепость Ржеву, которая на протяжении более 250 лет служила им передовым щитом в обороне своих пригородов и посадов от иноземных захватчиков.
Памятники древности на территории района свидетельствуют и о другом важном на Руси историческом событии. Известно, что в конце X века Киевской Русью было принято христианство. Новая религия запретила производить трупосожжение и захоронение в курганах. Появился новый вид погребений – жальники, предусматривавший захоронения умерших и погибших на поверхности земли или в ямах. Ранних жальников в районе нет. Открытые В.Н. Глазовым жальники у Бардова и Гнеталова (Кудеверская волость) относятся к XIII – XIV векам. Могилы этих жальников обложены камнями средней величины в форме круга или овала. Эти жальники свидетельствуют, что курганный обряд погребения здесь держался дольше, чем в других местностях.
Продвигаясь по территории района на восток, у деревни Пожары (Дворицкая волость) можно осмотреть три курганных насыпи, исследованные В.Н. Глазовым, у деревни Дегжа (Махновская волость) круглую сопку в 6.4 метра высоты и 13 метров в диаметре. В дореволюционное время сопка была раскопана местными жителями с утилитарными целями.
Найдены уголь и зола. У деревни Кунавино (Бежаницкая волость) можно осмотреть одинокий, внушительных размеров курган круглой формы. Такие курганы, как у деревень Дегжа и Кунавино, в других местах воздвигались племенным вождя, а здесь их насыпали, по-видимому, члены одной большой семьи и притом постепенно.
Особенно богаты курганами земли деревни Заполье (Бежаницкая волость). Здесь находятся две группы курганов, по десяти насыпей в каждой группе. Курганы у Заполья исследованию не подвергались.
Много в районе памятников древности, связанных с рекой Полисть (бывший Ухошинский сельсовет). Около деревни Ухошино, на правом берегу реки Полисти, находится сопка внушительных размеров: она 5.3 метра высоты и 21.3 метра в окружности. Жители ее называют “Сонной сопкой”. Сопка не исследована, но случайные находки – человеческие кости – свидетельствуют, что это древний могильник.
Неподалеку от Ухошина, по направлению к бывшей деревне Гвездено, на левом берегу реки Полисти находится вал 75 метров длины и 4.3 метра высоты. Вал из чистого речного гравия, определено, что он искусственного происхождения. Вероятнее всего, вал здесь построен для задержания литовских отрядов, часто появлявшихся в пределах новгородских владений.
Значительно больших размеров фортификационное сооружение открыто у деревни Малое Городище (бывший Ухошинский сельсовет). Здесь сооружен вал в виде продолговатого кольца от 70 до 140 см высоты. Предполагается, что вал в свое время был значительно выше, он ограничивает две десятины земли.
Ухошинский край богат и другими памятниками древности – сопками, курганами, кладбищами, но они никем не исследованы.
Из других достопримечательностей, имеющихся в районе, можно указать на камень с отпечатками человеческих следов, находящийся у деревни Ляпино, на каменную гряду, выступающую из воды, проложенную до середины озера у деревни Секирница Кудеверской волости. По бытующей здесь легенде гряда построена литовцами в XIV или XV веках.
Богата бежаницкая земля и различными кладами. Они свидетельствуют о том, что жители района в те далекие от нас времена были связаны торговыми отношениями со многими странами Западной Европы и Арабского Востока.
В дореволюционные времена на одном из огородов деревни Демшино (Туровская волость) был найден клад весом 15 фунтов 70 золотников, состоявший из куфических (арабских) и англосаксонских монет X века. И среди них – серебряные пряжка-фибула и серьги, обе скандинавского производства.
Своим содержанием демшинский клад утверждает, что жители бежаницких селений более тысячи лет назад вели оживленную торговлю с купцами Арабского Востока и Западной Европы (в данном случае с Англией и Скандинавией).
В 1896 году при археологических работах у деревни Подоржевка (Бардовская волость) были найдены искусно изготовленные предметы женских украшений IX – X веков: обломок шейной гривы, бронзовая пряжка и бронзовая булавка с обломанным ушком для подвески. Все предметы свидетельствуют о том, что на рубеже первого и второго тысячелетий на Руси уже имелись искусные мастера по изготовлению металлических украшений, не уступавшие в изяществе отделки заграничным образцам.
К средневековью восходит история названий многих деревень района. Многие из них в былые времена строились как укрепление, которые в то время назывались “городами”, “городцами”, “городищами”. Семь деревень в районе и сейчас в основе своего названия сохраняют слова “городок”, “городец”, “городище”. Это деревня Городок Соколовской волости, Малый городец, Ново-малый городец, Большой городец – Ново-Кузнецовской волости, Большое городище, Малое городище бывшего Ухошинского сельсовета и Городище – Чихачевской волости.
В древние времена жители, как правило, селились по берегам рек и озер; при этом, опасаясь половодья, они выбирали более высокие места. Поэтому названия многих деревень связаны с понятием “гора”, “горка”, “холм”, ”сопка”. Деревень с таким названием в районе насчитывается 15: Гора, Тимонина гора, Рогозина гора, Красная Горка, Козья Горка, Натекинская Горка, Малая Горка, Андро-Холмы, Тур-Холмы, Красная Сопка; некоторые названия деревень связаны с понятием “река”, “речка”, “озеро”. Это Заречье, Поречье, Речки, Ручьи, Замостье, Мостки, Плессы, Бережок, Остров, Озерцы. Такие названия деревень, как Бор, Борок, Дубки, Березки и другие, говорят о том, что эти места в прошлом были богаты лесами (в районе 28 деревень с такими названиями).
В те далекие времена между густыми лесами встречались поляны, удобные для земледелия. Поселения, возникшие на них, назывались Полянка, а расположенные за полем или на краю его – Заполье или Аполье, на давно обрабатываемых полях – Старополье и т.д., в районе несколько деревень носят такие названия. Многие деревни района названы по другим природным признакам, характерным для данной местности: по наличию мхов – Замошье, Новое Замошье, Амшага, Амшанка, Машково: по наличию лугов и болот – Луг, Лужница, Залужье, Болотница, Заболотье, Поженка; по наличию птиц – Гусево, Голубово, Воронино, Соколово, Орлово, Тетерки, Кулики, Малиновка; от преобладающего вида каких-то домашних или диких животных – Баранцево, Бобровец, Быково, Выдрино, Зайцево, Козлово, Медведово, Оленино, Сукино, Турово и по многим другим признакам.
А теперь несколько слов о том, почему поселок Бежаницы получил такое название. Более четырех столетий тому назад на месте сегодняшнего поселка и на десятки километров в окружности простирались леса, перемежавшиеся с обширными болотами. Самое ближайшее из них – Чисть.
Неподалеку от теперешних Бежаниц дороги, идущие к древнему городу Великие Луки, образовывали одну. Этим дорогам в далеком прошлом поселок обязан своим рождением. Лесные дебри на многие километры теснили дорогу с обеих сторон, нависая над узкой лентой ухабистого пути вековыми кронами, образуя над дорогой своеобразный тоннель. По этому тракту русские цари целые столетия гнали по этапу непокорных псковичей и новгородцев в далекую Сибирь на каторгу. Из переполненных тюрем Пскова и Острова, Новоржева и Порхова, конвоируемые вооруженными стражниками, шли на восток, гремя кандалами, царские невольники. Еще находясь в тюремных застенках, узники договаривались о побеге: “Нам только бы до Бежаниц, а там мы на свободе…”.
Зорка конвойная стража, но еще зорче конвоируемые ими каторжники… Вот дорога входит в полосу дремучих лесов. По сторонам шумят вековые деревья. Льет проливной дождь. Темнота – хоть глаз выколи. Медленно движется среди лесной чащи очередная колонна каторжан, звеня кандалами, хлюпая арестантскими колодками по дорожной грязи. В это время по колонне передается осторожный шепот:
- Бежим, братцы!..
Все невольники срываются со своих мест и бегут в лес. Раздается стрельба, крики стражников.
Но тщетно. Невольники быстро рассыпаются по лесу и исчезают, как утренний туман.
Не всегда и не всем ссыльным и каторжникам удавалось бежать и скрыться в лесной чаще или глухом болоте. Но большинство оказывалось на свободе.
С годами в народе крепко устоялось мнение: с этих росстаней можно бежать, а за лесным урочищем прочно закрепилось название Бежаницы.