Семинарско-практические занятия

Тема 1.Миф в художественном сознании ХХ века. Мифологизм романа Джойса «Улисс».

1. Понятие о мифологизме и мифологическом романе в литературе ХХ века.

2. Роль гомеровских параллелей в сюжетно- тематической организации романа. Взаимосвязь сюжетных, тематических и мифологических линий в романе.

3. Основные мифологемы в контексте общей философии, основных идей и мотивов романа. Выявление общечеловеческих начал через миф Идея универсальной повторяемости ролей и ситуаций.

4. Пародийная травестия канонических мифологем и архетипических мотивов - сыновство/отцовство (Блум-Стивен); блудного сына (Стивен Дедал), отчегго дома и возращения (Итака\Дублин/Ирландия), женской природы (Мэрион).

5. Персонажи романа как пародийные вариации архетипических моделей: Блум-Одиссей, Стивен-Телемах; Молли –Пенелопа; Дизи-Нестор; Сарджент – Писистрат; Маллиган – Антиной; Китти – Елена Троянская.

6. Архитектоника романа как реализация парадигмы одиссеи. Роман как совокупность эпициклов. Структура эпизодов. Способы воплощения гомеровских связей внутри эпизодов.

7. Перекодировка отдельных мифологем на различных уровнях. Модификация традиционных символов первобытной мифологии и их семантика (вода, солнце, огонь)

8. Способы мифологизации житейской прозы, современного быта в романе. Роль метаморфоз и аллюзивных сравнений. Лейтмотив протеизма, метаморфозы идей, слов, вещей.

9. Миф как способ универсальной символизации.

Литература:

1. Бушманова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза) - Ярославль, 1993.

2. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс (188201941).- М., 1967.

3. Днепров В. Идеи времени и формы времени. –Л. 1980.

4. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале //Дж.Джойс. Улисс. – М. 1994.

5. Джеймс Джойс и современный модернизм //Современные проблемы реализма и модернизма. – М. 1965, с. 309-345.

6. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. – М. 1966, стр. 278-298.

Тема 2Метафорический роман Ф.К а ф к и.

I. Характерные черты метафорического романа как жанра.

2. Реальное и ирреалъное в метафорическом романе К а ф к и.

3 Метафорические и иносказательные образы.

Литература:

Ф Кафка Превращение. Замок. Процесс. В исправительной колонии.

Затонский Д. Франк Кафка и проблемы модернизма. М.,1972.

В. Днепров . Идеи времени и формы времени. И., 1980, с.432-487.

В. Днепров. Черты романа XX в. М.-Л., 1985.

А. Гулыга. Франц Кафка и его роман "Замок". В кн.:Ф.Кафка, Замок. М.,1990, серия "Литературные памятники.

Б.Сучков. Франк Кафка. В Собр.соч. в 3-х т.т.,М. 1985,т.2,с.88-159

Г.Гессе. Письмо по кругу. Из серии Зарубежная художественная публицистика и документальная проза. М., Прогресс, 1987, с. 246-256.

В. Краус. З. Фрейд и литература. - "Вопросы философии", №2, 1995, с. 123-133.

Е.Мелетинский. Поэтика мифа. –М. 1982.

В.Набоков «Превращение //Иностр. Литер. № 11 ,1997.

А. Карельский. Лекция о Ф.Кафке. //Иностр. Литер. №8, 1995, стр. 241-249.

Тема 3. Французский экзистенциализм и творчество Камю.

Роман «Посторонний».

1. Художественное своеобразие романа Камю.;

- Композиция и ее особенности; принцип зеркальности.

- Особенности конфликта;

- Смысл названия.

2. Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда.

3. Экзистенциальные мотивы в произведении:

- абсурд и экзистенция;

- проблема свободного выбора;

Литература:

Камю А. Избранное. – М. 1988

Камю А. Бунтующий человек – М. 1990

Ерофеев В. В лабиринте «проклятых вопросов Камю»- М. 1990.

Великовский С. Грани «несчастного» сознания. – М.,1973.

Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня – М. 1966, с. 120-143

Те м а 4. Роман Г.Б ё л л я "Глазами клоуна"

1. Философско-эстетические взгляды Г .Б ё л л я.

2. Проблематика романов Бёлля и место романа "Глазами клоуна" в его творчестве.

3. Своеобразие конфликта в романе.

- Способы построения конфликта в романе.

- Структура романа (роман-диалог, роман-воспоминание).

- Критика общества потребления.

5. Образная система романа. Мастерство Г.Белля в воссоздании психологии героев. Образы-символы; образы-лейтмотивы. Образ Ганса Шнира

6. Образы искусства в романе. «Маска» как средство преодоления отчуждения.

Литература:

Г.Бёлль. Глазами клоуна (любое издание, //Иностр. Лит. №3, 1964 г.

В.Адмони. С позиций человечности. // «Новый мир», 1964 № 12

В. Млечина. Немецкий роман 60-70-х годов. М, «Наука», 1982

Т.Сильман Структура абзаца в романе Белля «Галазами клоуна» //«Иностранный язык в школе» 1973, № 4 стр. 226-231

С. В. Рожновский Генрих Бёлль. - М .: Высш. Школа, 1965

Хейзинга. «Человек играющий». «Прогресс», 1989.

Т.Мотылева Зарубежный роман сегодня. – М. 1966, стр. 298-320.

Те м а .№ 5: Жанровая природа новеллы Э. Хемингуэя "Старик и море".

1. Жанровая специфика новеллы-притчи, новеллы-параболы.

2. Проблематика новеллы "Старик и море".

3. Реальное и метафорическое в новелле; пространственно-временные связи в новелле.

4. Образы-символы, образы-лейтмотивы.

5. Образ старика Сантьяго.

6. Характерные черты стиля Хемингуэя ( «подводное течение» ,"монтаж", "принцип айсберга" и др.).

Литература:

ЭХемингуэй Старик и море.

Р.И. Самарин Зарубежная литература;. Сб.ст. М. ,1978, с.430-445

Е. Мелетинский. Поэтика новеллы. М., 1989.

Тема 6 : Жанр лирического романа в творчестве Хемингуэя. «Прощай, оружие!»

1. Мировая война в новеллах и романах. Война как способ самопознания

2. «Потерянность» и экзистенциалистское мироощущение: трагизм, бытие у предела, индивидуалистическая мораль стоицизма.

3. Особенности сюжета и композиции.

4. Тип героя, средства создания образа. Фредерик Генри и морально-этический кодекс Хемингуэя. Сепаратный мир как форма протеста против войны.

5. Концепция любви в контексте современного трагического мира.. Иллюзия и ее крах. Художественная манера романа: лаконизм прозы, подтекст, внутренний монолог, принцип айсберга, монтаж.

Литература:

Рымарь Н. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы.- Воронеж, 1978.

Палиевский П. Пути реализма. Литература и теория. – М.1974.

Анастасьев Творчество Хемингуэя. –М. 1981.

Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов.- М.1982.

Американская литература ХХ века. Проблема героя. Опыт типологического исследования. – МГУ, 1980

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. –МГУ, 1998

Затонский Д. Роман и ХХ век. – М. 1979

Петрушкин А. В поисках идеала и героя. –Саратов, 1986.

Тема 7: Жанр антиутопии в современной литературе Роман Оруэлла «1984».

1. Политический смысл романа «1984». Структура оруэлловского Ангсоца: внутренняя партия, Внешняя партия, пролы. Исторические аналогии.

2. Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война – это мир, Свобода- это рабство, Незнание – сила). Образ Старшего бората как метафора режима.

3. Социальные, идеологические и политические функции войны в тоталитарном государстве.

4. Социальный мир романа. Тип нового человека –«человек-функция». Детерминированность поведения героев языком и типом мышления.

5. Основной конфликт романа – столкновение У. Смита и системы и его разрешение.

6. Концепция любви в романе. Любовь-ненависть. Диалектика взаимоотношений: О.Брайен - У.Смит - Джулия.. Любовь сакральная и земная.

7. Принципы и способы подавления личности на уровне мышления, эмоций и способы выражения (новояз)

8. Лингвистическая утопия и ее функции. Идеология «новояза» как языка тоталитаризма. Власть «масс-медиа» и способы манипуляции сознанием.

9. Особенности поэтики романа. Приемы сатиры.

Литература:

Белов С. Бойня номер Х. Литература Англии США о войне и военной идеологии. –М.1991.

Кузнецов С. 1994. Юбилей не случившегося года. –ИЛ,1994.№ 11.

Оруэлл Дж. Англия. Ваша Англия! –ИЛ,1992, № 7

Чаликова В. Неизвестный Оруэлл –ИЛ, 1992,№2.

Чаликова В. Утопия и свобода. – М.,1994.

Тема 8: Немецкие писатели против фашизма.

1. Германия в 30-е годы.

2. Романы-свидетельства (Фаллада, Верфель.)

3. Романы- предупреждения (Л. Фейхтвангер. «Упех»)

- проблематика романа;

- изображение Баварской республики;

- Мартин Крюгер и борьба вокруг его «дела»;

- Приемы сатирической типизации.

4. Исторический роман как средство осознания проблем современности. Г. Манн Дилогия о короле Генрихе Наваррском.

- Концепция истории;

- образ положительного героя.

- средства типизации.

5. Роман А. Зегерс «Седьмой крест». Проблема вины. Тема обыкновенного фашизма.

Литература:

Гуляев Н.А. Шибанов И.П. и др. История немецкой литературы - . М., 1975.

Затонский Д. Художественные ориентиры Хх века. – 1988.

Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945. Эволюция жанра. –Пермь. 1975.

Вопросы для зачета

1. Своеобразие литературной эпохи. Первая мировая война в литературе.

2. Модернизм и реализм в литературе первой половине ХХ века как литературные явления и теоретические понятия.

3. Английская литература 1910-1950-х г. Основные характеристики эпохи. Философские идеи и литература. Литературные направления и их представители.

4. Творчество Дж. Джойса. Общая характеристика.

5. «Улисс» ключевое явление в литературе ХХ века.

6. Художественный мир В.Вульф.

7. Творчество Ремарка.

8. Творчество Хемингуэя. Новеллистика . Романы. Художественное новаторство.

9. М. Пруст . В поисках утраченного времени. Как эпопея. Структура. Культура мыслей, эмоций. Структура образа Марселя и приемы его создания.

10. Антифашистская немецкая литература.

11. Интеллектуальный роман Т.Манна.

12. Жанр исторического романа и творчество Фейхтвангера.

13. Творчество Кафки…

14. Романы Фолкнера 20-30-х годов.

Контрольные работы.

Ф. Кафка. Процесс.

1. Семантика названия.

2. Проблема вины и наказания.

3. Философско-этический смысл романа.

4. Сон и его функция в романе.

5. Мифологема «жизнь есть сон».Концепция жизни-сна.

6. Семантика имени героя. И ее соотнесоенность с идейной установкой романа.

Антуан де Сен-Экзюпери . Маленький принц.

1. Идейно-композиционная роль посвящения.

2. Основной конфликт и его философско-этическое звучание.

3…Истинные и мнимые ценности в сказке.

4.. Библейские образы и их содержание.

5. Роль и место рисунков в сказке.

7. Сущность противопоставления двух мироощущений(детского и взрослого) для выявления авторского понимания.

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

1. Основные лейтмотивы романа.

2. Образ земли обетованно – Макондо.

3. Родовые о общечеловеческие закономерности в хронике шести поколений Буэндиа.

4. Биологическое, социальное, духовное в развитии личности.

5. Своеобразие поэтики Маркеса. Комическое и трагическое в романе

Темы выпускных квалификацонных работ :

1. Особенности сатиры в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»

2. Функции литературных аллюзий в романе А.Деблина «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу»

3. Аллюзивный код Д. Фаулза в романе «Волхв».

4. Организация художественного времени и пространства в современной философской фантастике (Дж.Толкиен «Повелитель колец»).

5. Антиколониальная тема в романе Г.Грина «Тихий американец».

Терминологический минимум:

Актуализация – оживление внутренней формы слова, использование выразительных и изобразительных средств языка таким образом, что они выступают в функции остранения, деавтоматизируются: овеществление детали, превращение мимолетной сценки в развернутую картину, порождающую цепь ассоциаций и эмоций.

Ассоциативность – прием композиционного связывания элементов художественного текста на основе их сходства, смежности или контраста. Предполагает неожиданное соотнесение разнородных явлений, выявление неочевидных семантических связей.

Авторская маска – структурирующий принцип повествовательной манеры постмодернизма, главный повествовательный центр постмодернистского дискурса, средство поддержания коммуникации, средство создания эффекта преднамеренного хаоса, фрагментарного дискурса. Автор выступает в роли своеобразного «трикстера», высмеивающего условности классической, массовой литературы, стереотипы мышления.

Архетип – символическая формула, первообраз, пра-форма. Основной элемент коллективного бессознательного (К.Юнг), несущий в себе глубинный человеческий опыт, который реализуется и постигается в художественном творчестве посредством «архетипических» образов, архетипов, имеющих общечеловеческое, трансисторическое, вневременное содержание. Архетип, видоизменяясь, проявляет себя на новых исторических этапах, являясь бессознательным средством передачи ценного и важного человеческого опыта из поколения в поколение. Идеальным проявлением коллективного бессознательного являются мифы, образы которых превратились в архетипы и стали основой для художественного творчества.

Аллюзия – прием преднамеренного использования в тексте определенных слов, словосочетаний, поэтических фраз, косвенно соотносящихся с известными фактами культуры, особый способ передачи дополнительной информации. При декодировании аллюзий подразумевается определенная степень знания связей между описываемыми явлениями, так как аллюзии вводятся в текст без дополнительных ссылок и объяснений.. Традиционными источниками аллюзий служат мифологические, библейские, литературные , исторические факты.. Они могут быть построены по принципу, сходства, полярности, несоизмеримости сравниваемых объектов, быть доминантными, локальными, служить средством создания аллюзивной иронии.

Дискурс – (речь, слово), семиотический процесс, специфический способ, специфические правила организации речевой деятельности (письменной или устной). Каждая научная дисциплина обладает особым дискурсом, выступающим в специфической для данной дисциплины «форме знания» – понятийного аппарата и тезаурусными взаимосвязями. Дискурс – это культурно-речевой контекст, или экологическая среда сознания (индивидуального, общественного), фиксирующая конкретно-историческое пространство «языка» данной социо-культурной системы речевого общения. Дискурс, таким образом, оказывается «медиумом», речевой связкой между различными областями культурного творчества, между литературой и другими формами общественного сознания.

Интертекстуальность – литературный прием и термин, используемый для анализа художественных произведений постмодернизма, диалог между текстами разных культур, способ включения в традицию, ее осмысления и создание на этой почве оригинального произведения. Формы литературной интертекстуальности могут быть различными (переработка тем и сюжетов, использование аллюзий, реминисценций, явная и скрытая цитация, парафраза, пародия, стилизация и т.д.) Для создания нового текста используются отрывки культурных кодов, формул, ритмических фигур, фрагменты социальных идиом.

Код – совокупность условных символов и их комбинаций, каждому из которых присвоено определенное значение; система устойчивых признаков, предпочтительного выбора тех или иных семантических и синтаксических средств; ассоциативные поля, сверхтекстовая организация значений, которые вызывают представление об определенной, уже сложившейся структуре. Коды, на которые ориентируются писатели, - лингвистический код, общелитературный код, жанровый код, идиолект.

Маргинальный – находящийся вне основных тенденций своего времени по социально-политическим, экономическим, морально-этическим, религиозным или духовным мотивам, периферийный по отношению по отношению к доминирующим тенденциям своего времени или бросающий вызов миру обыденности с его эстетическими стандартами, этическими нормами,, мыслительными стереотипами, аутсайдер по отношению к существующей Эпистеме.

Мифологема – трансформированный в мифе и ритуале архетип. На базе архетипических связей образуются мифологемы внешнего и внутреннего пространства, модели бинарных оппозиций, культура стихий, определенные фигуры и ситуации. Мифологемы принадлежат к вторичным языкам культуры, выполняют функции знаков-символов, заместителей целостных сюжетов и ситуаций. Заимствованный у мифа мотив, тема или часть мотива и воспроизведение его в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологемы – основная составляющая часть мифопоэтического мышления, которая реализуется в системе символов и других поэтических категориях. Часто используются мифологемы «мирового древа», жизни и смерти, тени, судьбы, природных стихий, суточных циклов, дома, дороги, леса, горы, различных животных и т.д.

Парабола – принцип художественной образности, иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначительному иносказанию. Близка к притче и аллегории, но в отличие от их однозначности и однонаправленности отличается многоплановой незавершенностью. Парабола сохраняет соответствие предметному, ситуативному плану.

Постмодернизм – термин для характеристики современной литературной и общекультурной ситуации, сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций. Ориентируется на концепцию мира как хаоса, лишенного логики и причинно-следственных связей. В литературе эта концепция спроецирована на стилистику.. Постмодернисты используют прием игры, многоуровневой организации текста, всевозможные временные сдвиги, используют пласты предшествующих времен в качестве опорного материала для своих произведений, что приводит к внешней хаотичности, тотальной цитации, интертекстуальности.

Эпистема – комплекс эпистемологических (познавательных) представлений, характерных для определенного периода развития культуры.

(См. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. –М., 1999, стр.113-120).

В О П Р О С Ы к экзамену

по Зарубежной литературе ХХ века (1914-45; 1945-1980-е годы)

1. Особенности литературного развития западноевропейской литературы 1 половины ХХ века.

2. Первая мировая война в творчестве А.Барбюса; роман «Огонь»; коллективный образ солдатской массы.

3. Модернизм в литературе ХХ века. М.Пруст. Эпопея «В поисках утраченного времени».

4. Французская поэзия 10-20-х годов. (Г.Аполлинер, П.Элюар). Поиски нового поэтического языка и новой образности.

5. Французский экзистенциализм и его главные представители в литературе 30-х годов (Ж.-П.Сартр, А.Камю).

6. А.Камю «Миф о Сизифе» и романы «Посторонний», «Чума». Особенности его прозы («нулевая степень» письма).

7. Французская литература 40-50-х годов. Творчество А.де Сент-Экзюпери («Планета людей», «Маленький принц»).

8. Французская литература 60-70-х годов. Многообразие жанров (исторические романы, семейные хроники, романы-параболы).

9. «Новый роман» во французской литературе 50-60-х годов (Н.Саррот, А.-Роб-Грийе, М.Бютор).

10. «Новая драма» во французской литературе 50-60-х годов (Э.Ионеско, С.Беккет, Ж.Жене).

11. Драматургия Ж.-П.Сартра («Мухи», «Затворники Альтоны»). Статья «Экзистенциализм – это гуманизм».

12. Модернизм в английской литературе 20-х годов (Дж.Джойс, В.Вульф, Д.Г.Лоуренс).

13. Роман-миф Джойса «Улисс». Основные черты мифологизма Джойса. Анализ 2 эпизодов романа.

14. Книга новелл «Дублинцы». Мастерство Джойса в создании образов, особенности новеллистики писателя. Анализ 2-х новелл.

15. Стихотворения и поэмы Т.Стернза Элиота. Анализ 2-3 произведений.

16. Роман-сатира Р.Олдингтона «Смерть героя».

17. Традиции реалистической прозы в творчестве Г.Уэллса, Д.Голсуорси.

18. театр Бернарда Шоу. Жанр пьесы-экстраваганцы «Тележка с яблоками».

19. Английская литература 60-х годов и творчество А.Мердок. Анализ 2-х романов писательницы.

20. Английская драма и творчество Д.Осборна. «Оглянись во гневе».

21. Жанр романа-притчи в творчестве У.Голдинга «Повелитель мух». Образная система романа. Смысл названия.

22. Жанр антиутопии в английской литературе 30-40-х годов. О.Хаксли «О дивный, новый мир». Д.Оруэлл «1984».

23. Особенности английской литературы 1 половины ХХ века. (Борьба литературных школ и направлений, основные представители, жанры).

24. Поэзия экспрессионизма в немецкой литературе 20-х ХХ века.

25. Притчи Франца Кафки. Анализ новеллы «Превращение».

26. Метафорический роман Кафки («Замок», «Процесс»). Особенности эстетики модернизма.

27. Жанр романа в немецкой литературе. Сатира Г.Манна. «Верноподданный».

28. Жанр философского романа в немецкой литературе (Г.Гессе «Степной волк», «Сиддхартха»; Т.Манн «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»).

29. «Успех» Л.Фейхтвангера – широкая панорама Германии 20-х годов. Мастерство писателя.

30. Немецкие писатели в борьбе с фашизмом (А.Зегерс «Седьмой крест», В.Бредель «Испытание», Г.Фаллада «Маленький человек, что же дальше?»).

31. Жанр исторического романа в немецкой литературе. Романы Л.Фейхтвангера («Безобразная герцогиня», «Мудрость чудака», «Гойя», «Эссе», «Дом Дездемоны»).

32. Концепция истории. Историческая дилогия Г.Манна «Молодые и зрелые годы Генриха Наваррского». Поиски положительного героя.

33. Немецкий роман после Второй мировой войны. Творчество Г.Белля («Глазами клоуна», «Бильярд в половине десятого», «Групповой портрет с дамой», «Женщины на берегу Рейна»).

34. Своеобразие развития немецкой литературы в 1-й половине ХХ века.

35. Первая мировая война в творчестве Э.М.Ремарка. «На Западном фронте без перемен». Спор о методе писателя.

36. Ремарк в годы эмиграции: «Триумфальная арка», «Черный обелиск».

37. Эволюция творчества Б.Брехта. («Мамаша Кураж», «Добрый человек из Сычуани», «Галилей»).

38. Хемингуэй – новеллист. «В наше время». Мастерство писателя («принцип айсберга», монтаж, показ и др.).

39. Новелла-притча Хемингуэя «Старик и море».

40. Романы Э.Хемингуэя 20-х годов («Фиеста», «Прощай, оружие!»).

41. Новаторство У,Фолкнера в романе «Шум и ярость».

42. Тема американского юга в трилогии У.Фолкнера «Деревушка», «Город», «Особняк».

43. Американская драма в ХХ веке. Ю.О'Нил, Т.Уильямс.

44. Социальный роман Д.Стенбека «Гроздья гнева». Особенности поэтики.

45. Американская литература 30-40-х годов (Фицджеральд, Фолкнер, Р.Пенн Уоррен).

46. Американская поэзия 20-40-х годов (Ли Мастерс, К.Сэндберг, Р.Фрост).

47. Американский роман 60-70-х годов (Дж.Гарднер, У.Стайрон, К.Воннегут, Дж.Апдайк).

48. Своеобразие литературного развития в американской литературе 1 половины ХХ века.

49. Вторая мировая война в западноевропейской литературе ( 2-3 имени на выбор).

50. Особенности литературного развития после Второй мировой войны. Проблема постмодернизма (творчество У.Эко «Имя розы», Д.Фаулза «Женщина французского лейтенанта», «Волхв» и др.).

Наши рекомендации