Вольнолюбивая лирика а.с.пушкина
Дополнительный материал для выполнения заданий типа 15-16
1. «Деревня» (1819) - элегия, ямб
15. Какова основная тема элегии «Деревня»?
Основная тема элегии «Деревня» - резкое отрицание крепостного права как бесчеловечного, антигуманного явления, нарушающего природное равенство людей, противоречащего естественной гармонии природы.
Композиционно она делится на три части. Первая открывается почти идиллическим описанием «пустынного уголка», приюта «спокойствия, трудов и вдохновенья», где лирический герой скрывается от порочной, светской суеты, от роскошных пиров, забав, заблуждений. Сначала он воспринимает деревенскую жизнь со стороны: любуется тихими рощами, голубыми озерами, вдыхает аромат скошенного сена. Идиллические картины природы совмещаются с описанием трудовых будней селян. Лирический герой видит крылатые мельницы, тучные стада и понимает, что «везде следы довольства и труда». Однако его мысль «омрачается» наблюдением за «барством диким» и «рабством тощим». Лирический герой не может принять того, что один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца». В финале звучит мысль о необходимости отмены крепостного права, причем это должно произойти «по манию царя», то есть именно просвещенный монарх, руководствуясь принципами гуманности, человечности должен восстановить справедливость.
Использование в заключительной части стихотворения приемов ораторского стиля, особое выделение таких понятий, как Барство, Закон, Труд, Собственность, Время и другие, позволяет не только передать авторскую позицию неприятия происходящего, но и осмыслить эти трагические противоречия русской действительности в контексте мировой истории.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. звучит столь же резкое неприятие крепостного права?
Печальные размышления о крепостной крестьянской России, задавленной нищетой, деспотизмом власти вслед за Пушкиным стремились передать в своей лирике М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов.
Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» М.Ю.Лермонтова звучит мотив враждебности к родине и мечта о чужбине. Лирический герой называет Россию «страной рабов», «страной господ». Как и в элегии Пушкина присутствует настроение разочарования, презрения не только к имперскому произволу, но и к рабской покорности народа.
Еще одним показательным примером является стихотворение Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…», в котором представлена удручающая картина тысячелетней нищеты: селенья бедны, природа скудна и сурова. Главная национальная добродетель, с точки зрения поэта, - долготерпенье. Народ удручен тяжестью рабства, нищеты и невежества, но он ожидает своего часа. Вместе с тем в этой неяркой, смиренной жизни светит огонек веры, который и является единственным спасением для народа.
Если первые два стихотворения написаны еще до отмены крепостного права, то известная «Элегия» Некрасова относится уже к 1874 году, когда, казалось бы, должны были уже в определенной мере проявиться результаты реформы об отмене крепостного права. Однако надежды на освобождение крестьян, на улучшение их жизни не оправдались: уничтожение крепостного рабства во-многом оказалось формальным. В стихотворении Н.А.Некрасова сочетаются две интонации. С одной стороны, страстная вера в свой народ, готовность отдать все свои силы, с другой – горестное признание тщетности своих попыток пробудить его ото сна.
1. «Узник» (1822) - амфибрахий
15. Какие черты позволяют рассматривать данное стихотворение как образец романтической лирики?
Стихотворение «Узник» написано А.С.Пушкиным в южной ссылке, в период, когда поэт переживает сильнейшее увлечение романтизмом. В связи с этим неудивительно, что ключевым в произведении становится образ узника, томящегося в неволе. Это, действительно, типично романтическое стихотворение, главная тема которого – свобода. В основе произведения – романтическая концепция двоемирия: атмосфере «темницы сырой» противопоставлена воображаемая картина моря и гор, традиционно символизирующих волю и свободу, а символом мечты лирического героя о свободе служит образ птицы («орел молодой»). Лирический герой чувствует свое кровное родство как с «братом» - орлом, так и со свободной стихией. Все перечисленные черты, на мой взгляд, позволяют рассматривать стихотворение «Узник» как типично романтическое произведение.
16. В стихотворениях каких еще поэтов или писателей XIX – XX вв. столь же значим образ птицы, символизирующий свободу?
Образ птицы, символизирующий мечту о свободе, довольно часто возникает в литературе. При этом его значение может значительно расширяться, приобретать многочисленные оттенки и вариации. Позволим себе привести лишь два наиболее показательных примера.
Во-первых, хотелось бы вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…», в котором застывшему в своей механистичности светскому миру-маскараду автор противопоставляет яркие, живые картины из мира детства. Именно к интересующему нас образу обращается поэт, говоря о том, что его память летит в прошлое «вольной птицей».
Во-вторых, следует напомнить, что символический образ птицы в самых разнообразных значениях является одним из сквозных в лирике А.А.Ахматовой. Вспомним только один пример – стихотворение «Смятение». В нем с птицей, утратившей способность летать, сравнивается лирическая героиня. Отсутствие любви сделало ее бескрылой.
Если же выйти за границы лирики, то примеры постоянного сравнения своих свободолюбивых героев с хищными птицами, способными сражаться за свободу и независимость демонстрирует раннее романтическое творчество А.М.Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
16. В произведениях каких еще поэтов XIX – XX вв. столь же значима тема свободы / несвободы?
Тема свободы – одна из ключевых тем романтизма. В связи с этим неудивительно, что к ее осмыслению вслед за Пушкиным обращается в своей лирике М.Ю.Лермонтов. Правда, в его философской лирике данная тема сливается с темами одиночества, бесприютности, странничества. Прежде всего, необходимо понять сам характер лирического его героя: одинокого, мятежного, не принимающего действительность, ищущего единения с вольной природной стихией – с бурей, со свободными тучами, с морской или небесной стихией. В данном случае можно назвать стихотворения «Парус», «Тучи», «Желание», поэму «Мцыри» и многие другие произведения поэта.
Своеобразное переосмысление пушкинское понимание свободы получило в лирике Серебряного века, к примеру, в творчестве А.А.Блока или Б.Л.Пастернака. Так, уже в стихотворении «Пушкинскому дому» А.Блока представлена максимально емкая формула пушкинской свободы, которая воспринимается как поэтическое завещание поэта «золотого» века последующим поколениям – «тайная свобода», которая является необходимым условием обретения гармонии. Источник «тайной свободы», по мысли Блока, не в самом человеке, а вне его, он связан с сущностью искусства; вот почему ее обретение не дает счастья, это состояние духа, слившееся со страданием.
Почти одновременно с Блоком к теме пушкинской свободы обращается и Б.Л.Пастернак, но раскрывается она в совершенно ином ключе. Так, к примеру, поворот к Пушкину в сборнике «Темы и вариации» у Пастернака был обусловлен необходимостью оправдать концепцию поэта, творящего мир в соответствии с высшим замыслом. Свобода в пастернаковском понимании – это согласие поэта со стихией.
3. «К Чаадаеву» (1818) - послание, ямб
15. В чем своеобразие решения темы свободы в данном стихотворении Пушкина?
В послании «К Чаадаеву» свободолюбивые идеи тесно сливаются с патриотическими, пылкое вольнолюбие с политическими мечтаниями. Обманувшись в лучших чувствах и устремлениях, в надеждах, лирический герой послания не предается отчаянию. Как это характерно для Пушкина, мотив обмана, ложных надежд, несбывшихся ожиданий сравнивается в стихотворении со сном. Вместе с тем, начавшись на слегка грустной, элегической ноте, постепенно послание переходит в иную бодрую тональность, и по мере развития действия политический подтекст становится все более явственным: служение Родине неразрывно связано в сознании поэта с борьбой против угнетения, против неправедной власти.
Также следует отметить характерное для пушкинской лирики сравнение любви и вольности, для автора послания эти два понятия нераздельны, созвучны. Мотив свободы определяет тональность всего произведения, но как оригинально и разнообразно вводится он в стихотворение, какими дополнительными смысловыми оттенками наполняется мотив «вольности» по мере движения поэтической мысли. Заключительные строки проникнуты высоким воодушевлением, благородным пафосом, юношески чистой, сильной и пламенной любовью к Родине, свободе.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. возвышенно-патриотические раздумья о судьбах своей Родины сливаются с глубоко лирическими, интимными переживаниями?
Использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях общественной, гражданской и даже политической тематики, продемонстрированное Пушкиным в знаменитом послании «Чаадаеву», можно проследить и в творчестве других поэтов. Особенно ярко это проявилось в лирике Серебряного века, рождение которой совпало с очень сложным, переломным, кризисным периодом русской истории.
Так, одна из ярких фигур обозначенного времени А.А.Ахматова – выдающийся лирический поэт, основной темой творчества которого является любовь. Однако, несмотря на устойчивую репутацию проникновенного лирика, ее поэзии всегда были присущи и гражданские мотивы. Неудивительно, что один из современников прозорливо назвал Ахматову «Ярославной XX века». И действительно трагическое мировосприятие поэта оказалось созвучно настроениям эпохи: тема трагической любви органично сплелась с темой разоренной родины и крушения миров. В качестве примера в данном случае можно назвать стихотворения «Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю», «Родная земля» и другие. В них ясно обозначено истинное предназначение лирической героини: в грозные годы испытаний, выпавших на долю народа и страны, разделить их судьбу, быть в единстве с ними.
Еще одним показательным в этом смысле примером является творчество В.В.Маяковского, для лирического героя которого даже любовь немыслима вне раздумий о судьбах родины. Так, в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» возникает попытка соединения личного чувства и чувства гражданина. Призыв, обращенный к живущей за границей любимой, соединяет не только естественную жажду встречи с ней, но и стремление в достижении этого чувства возвысить свою молодую советскую Россию.
16. Какие еще поэты XIX – вв. для выражения своих лирических переживаний обращались к форме послания?
Послание, как известно, один из самых проникновенных, камерных жанров лирики, который дает возможность высказать наиболее сокровенные мысли, переживания, чувства. В своем творчестве этот жанр во всевозможных разновидностях (дружеское, лирическое, сатирическое) использовали многие поэты.
В качестве показательного примера мне хотелось бы обратиться к творчеству ФИ.Тютчева и С.А.Есенина, в поэтическом багаже которых есть великолепные образцы лирического послания.
Так, знаменитое тютчевское послание, написанное в финале жизненного пути поэта, воплотило сильнейшее переживание, связанное с некогда испытанным чувствомю Душа лирического героя, переживающего осень своей жизни, воскресает как весенняя природа. Столь сильное эмоциональное переживание после долгой разлуки не только навевает воспоминания о былом, кажется, будто само золотое время любви вернулось на миг, полнота жизни возродилась в самой жизни.
Несколько иные задачи преследует С.А.Есенин, обращаясь к жанровой форме послания в «Письме к женщине». В нем глубоко личные, интимные переживания лирического героя сливаются с размышлениями о своем месте в стремительно рушащемся мире. Обращаясь к некогда любимой женщине, он изливает трагедию невозможности вписаться в новую, изменившуюся действительность, найти себя в ней.
4. «Во глубине сибирских руд» (1827) - ямб
15. Какова основная идея стихотворения «Во глубине сибирских руд»?
Стихотворение «Во глубине сибирских руд» стало своеобразной реакцией на события 1825 года. Однако, несмотря на трагизм, в стихотворении преобладает оптимистическое настроение. Ключевым становится мотив возвращения, появляется уверенность в неизбежности победы свободы. Автор призывает ссыльных хранить «гордое терпенье», верить в будущее. В этом стихотворении, как и во многих других, посвященных декабристам («Арион», «19 октября 1927», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.), Пушкин одним из первых дал высокую историческую оценку делу декабристов.
16. В произведениях каких еще поэтов XIX – XX вв. звучит сходная пушкинской мысль о неизбежной победе свободы, о необходимости хранить терпение и верить в освобождение?
Общеизвестно, что толчком к написанию пушкинского стихотворения стал разгром декабристского восстания и трагическая судьба тех, кто стремился изменить государственный строй. В связи с этим примеры, свидетельствующие о дальнейшем развитии идей, высказанных в стихотворении «Во глубине сибирских руд», на мой взгляд, следует прежде всего искать в произведениях на эту же тему.
Во-первых, хотелось бы в этой связи обратиться к творчеству Н.А.Некрасова, который восхищался подвигом декабристов и их жен, а потому воспел его в целом ряде произведений: это и стихотворение «Поэт и гражданин», и поэма «Дедушка», но самое главное поэма «Русские женщины».
Во-вторых, необходимо упомянуть стихотворение А.А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», основной пафос которого очень близок пушкинскому: в минуту испытаний необходимо сохранять гражданское мужество, не терять самообладания, а это в свою очередь создает почву для самоуважения и самоутверждения.
Кроме того, можно обратиться и к лирическому циклу поэтессы, созданному уже гораздо позже («Реквием», как мы помним, создавался с 1935 по 1940 годы). Поскольку тема несвободы – одна из ключевых в произведении А.А.Ахматовой, то неудивительно, что уже во вступлении звучат отсылки к пушкинскому стихотворению «Во глубине сибирских руд…»: возникают образы «каторжных нор», «тюремных затворов» и др.
5. «К морю» (1824) - элегия, ямб
15. Какое место в творчестве А.С.Пушкина занимает элегия «К морю»?
Стихотворение «К морю», написанное Пушкиным уже в новой ссылке, в Михайловском, занимает в лирике поэта особое место. Это своего рода прощание с романтическим периодом творчества, элегическое воспоминание о Юге, о «свободной стихии» моря, о желании сражаться за свободу и одновременно горькое разочарование в надеждах и иллюзиях вольнолюбивой юности. В нем противопоставлены два образа: скучный, однообразный, статичный берег и свободная, бескрайняя, динамичная морская стихия.
Море для поэта – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе лирического героя мысль о побеге в неведомые страны, романтический порыв к идеалу. Однако человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией. И хотя душа лирического героя рвется к морю, он выбирает статичный берег, поскольку романтические идеалы оказались лишь иллюзией.
15. В чем значение образа моря в данном стихотворении?
Образ моря центральный в пушкинском стихотворении. Для поэта это всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящих от воли человека. Данный образ вызывает в душе лирического героя мысль о побеге в неведомые страны, романтический порыв к идеалу.
В элегии образ моря выступает и как символ поэтической души автора стихотворения, обращающегося к стихии волн и повествующего о своих мыслях и переживаниях. Море вечно, оно движется и живет в согласии со своей высшей правдой, а лирический герой – смертный человек, он меняется, умнеет, от пылких юношеских мечтаний постепенно приходит к трезвой зрелой мысли об изменении бурного и жестокого мира, он пытается найти свое место в нем.
Итак, основная тема пушкинского стихотворения – очарование и разочарование, их смена, а образ моря, соединившись с образом печальной поэтической души, превращает это лирическое признание в грустную и мудрую элегию – воспоминание о бурных годах юности, ее радостях, порывах и ошибках. Во многом именно этим обусловлена значимость данного образа в стихотворении.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX- XX вв. прослеживается обращение к образу моря?
Море – это традиционный для русской поэзии символический образ безграничной стихии и свободной человеческой души. Именно поэтому он был столь любим поэтами-романтиками. Приведем два наиболее показательных примера.
Во-первых, вспомним элегию В.А.Жуковского «Море», в которой вся система образных средств, включая стихотворный размер (четырехстопный амфибрахий), подчинена задаче постижения загадочной, манящей морской стихии. Образ моря становится в стихотворении символом человеческой жизни, его «тайна» в постоянном влечении к светлому небу, в осознании внутренней зависимости от него. Одновременно это и протест против враждебной мглы, которая скрывает от моря небесную благодать. Как это традиционно для В.А.Жуковского в «Море» звучит философская мысль поэта об освящении всего живого высоким духовным светом.
Во-вторых, мне хотелось бы обратиться к стихотворению Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах», где поэт размышляет о том, что человек, «мыслящий тростник», не способен ощутить «созвучье» в природе: «Душа не то поет, что море». Он протестует в душе против разрушения своей гармонии с мирозданием. Душа человека в разладе с разумом, она не может слиться с одухотворенной природой, прозябая в своей призрачной свободе.
6. «Погасло дневное светило…» (1820) - элегия, ямб
15. Какие черты позволяют рассматривать элегию «Погасло дневное светило…» как романтическое произведение?
Элегия «Погасло дневное светило…» открывает южный романтический период пушкинского творчества. В связи с этим черты романтизма прослеживаются в стихотворении достаточно явно. Во-первых, центральный образ произведения - это изгнанник, с тоской и печалью в груди устремившийся к отдаленным берегам. В этом мотиве бегства прочитывается как биографическая подоплека: прощание самого поэта с петербургским периодом творчества, с отроческими мечтами, с юношеством, так и традиционная романтическая ситуация изгнанничества, странничества героя.
Во-вторых, в основе образной системы произведения – романтическая концепция двоемирия. Лирический герой – между «берегом отдаленным» и «брегами печальными». Хотя прошлое и омрачило душу поэта горькой отравой и ложью, оно не смогло убить в его воспоминаниях ни прелесть первого любовного переживания, ни радость творческих вдохновений, ни тепло дружества. Лирический герой сожалеет о прошлом и мечтает воскресить в будущем все светлое и доброе, что согревало его жизнь ранее. Желанный берег, который грезится сквозь туманную дымку, обещает поэту вернуть утраченную надежду, веру и любовь. И, наконец, в-третьих, своеобразным мерилом внутренней противоречивости лирического героя, его мятущейся натуры становится стихия природы, прежде всего могучий океан.
Таким образом, перечисленные выше черты элегии «Погасло дневное светило…» позволяют с полным основанием назвать ее романтическим произведением.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. встречается образ изгнанника, который подобно пушкинскому лирическому герою, оставив «брега печальные», устремился к «пределам дальным»?
Образ героя изгнанника, странника вполне традиционен, прежде всего, для романтической лирики, однако он широко представлен и в поэзии представителей иных художественных течений. В связи с этим в качестве примера хотелось бы обратиться к творчеству М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина.
Так, в лермонтовском стихотворении «Листок» сходная пушкинской тема выражается через объективный сюжет. Лирический герой – листок, оторванный от родимой ветки, гонимый всеми ветрами, иссушенный и увядший носится по свету, напрасно пытаясь обрести успокоение. Скитальцу нигде не находится приюта, он везде чужой, лишний. Об этом говорит ему молодая чинара, сверкающая своими изумрудными ветвями. Его мольбы оказываются бесплодны, любимая солнцем красавица остается глуха и равнодушна к страданиям несчастного пилигрима.
Несколько иной герой – мятежник, бунтарь, избравший путь добровольного изгнанничества, представлен в стихотворении «Парус». Оно построено на сложной системе ассоциаций. Образ «белеющего «в тумане моря голубом» паруса вполне конкретен, но в нем уже задана основная мысль – он одинок, что создает ощущение затерянности, грусти и подготавливает вопрос, что ищет он в «стране далекой», что оставил «в краю родном». Парус становится художественным образом, символом гордого одиночества и мятежности, стремления к борьбе, без которой нет жизни.
В лирике С.А.Есенина послеоктябрьского периода также нарастают чувства бесприютности, неприкаянности, изгойства. Лирический герой, утративший связь с патриархальной деревней, оказался в мертвом, чужом пространстве города (цикл «Москва кабацкая»). В стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата…» также противопоставлены прошлое («родные поля», тополя с «листвою крылатой», низкий дом) и настоящее («город вязевый», «московские изогнутые улицы», кабак). Он задыхается в этом обрюзгшем, одряхлевшем городе, прожигает жизнь, осознавая, что возврата к прошлому нет.
7. «Свободы сеятель пустынный…» (1823) - ямб
15. Какие проблемы поднимает А.С.Пушкин в данном стихотворении?
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» посвящено осмыслению трагического аспекта темы свободы / несвободы. Эпиграф, заимствованный из Евангелия от Матфея, задает особый план трактовки этой темы, возводя ее к всеобщим и вечным проблемам. В итоге ракурс истолкования проблематики предельно расширяется, включая биографический, политический, социально-психологический и философский аспекты. При этом принципиальную значимость приобретают романтические антитезы, лежащие в образной структуре стиха.
В первой строфе лирический герой-поэт соотносится с Сеятелем, пытавшимся силой слова изменить людей. Герой также стремится пробудить народы от рабства, но убеждается в бессилии своей деятельности.
Во второй строфе звучат слова резкого обличения рабской покорности народов, которые в своем смирении подобны «стадам», их жалкий удел лишь «ярмо» да «бич». Они не способны услышать вольнолюбивых призывов лирического героя.
Таким образом, ключевая проблема стихотворения – это обличение слепой покорности народов, рабства, которое в контексте стихотворения приобретает значение непреодолимой силы на пути любого прогресса.
16. Какие поэты XIX – XX вв. обращались в своем творчестве к библейской притче о сеятеле?
Евангельская притча о Сеятеле, первая по времени притча Христа является пророчеством о том, как люди по-разному принимают Слово Божие, и как это слово воздействует на людей, в зависимости от их душевного настроя. Всем без исключения людям дана возможность принять это слово, шанс получить новую жизнь, постоянно работая над собственным сердцем приготовить в себе почву к принятию живительного семени – Слова Божия. Безусловно, поэты, также стремившиеся словом исправить пороки мира и человека, нередко использовали иносказательный смысл притчи о Сеятеле. Приведем лишь два, наиболее показательных, на мой взгляд, примера.
Во-первых, хотелось бы вспомнить стихотворение Н.А.Некрасова «Сеятелям», уже в заглавие которого вынесена форма множественного числа, то есть на смену одинокому пушкинскому сеятелю, безуспешно пытающемуся пробудить народ, придут многие, они будут учить, образовывать, воспитывать. В отличие от А.С.Пушкина Некрасов верит в «добрую землю», а вину за «всходы хилые» возлагает, прежде всего, на самого сеятеля.
Во-вторых, обратимся к творчеству поэта Серебряного века В.Я.Брюсова, который по сути начинает свое стихотворение с того момента, которым завершилось некрасовское произведение. Труд сеятеля завершен, в «пустом краю» всколосилась «рожь на нивах». Однако лирический герой стихотворения В.Я.Брюсова не испытывает никакого удовлетворения, не радуется «урожаю», а наоборот говорит о своей завершенной миссии как о досадном препятствии, которое долго мешало ему заниматься более важным делом. И вместо того, чтобы пожинать лавры успешного труда и обрести желанную гармонию с миром, лирический герой вновь замыкает круг и возвращается к началу: «Время снова мне стать учеником». Таким образом, для Брюсова, в отличие от Пушкина и Некрасова, неприемлема сама идея сеятеля, понимание искусства как целенаправленного воздействия на какой-либо объект.