Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 12 страница
Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.
Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.
7.Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.
Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:
• не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;
• существует плюрализм целей и благ;
• цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
• основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
• большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
• достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
• следовательно, сам рост является во всех случаях главной
моральной целью;
• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
• демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
• лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
• цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
• демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);
• общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции;
• основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.
1.Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
• бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания - все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".
Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
2.Фрейдом выделяются две схемы психики:
• топографическая;
• динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание - небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет - в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.
• "Оно" - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
• "Сверх-Я" - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") - сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" - нормы и запреты - часто подчиняет "Я".
Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:
• бессознательного - "Оно";
• внешнего мира;
• норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
3.Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:
• удовольствия - психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;
• вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"
желания, мысли подвергаются сублимации - преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.
4.Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года - "вторую психоаналитическую систему".
Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:
• в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.
Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:
• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;
• вытеснен в бессознательное;
• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.
5.В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы - Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.
Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
6.Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.
Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал - коллективное бессознательное - форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.
По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:
• к массовым психозам, всенародной депрессии;
• к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.
7.В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.
Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.
Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.
Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.
Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.
8.На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.
В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.
Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.
Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.
Единственный способ спасти человека - полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.
Карл Густав Юнг (1875-1961) выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы - "зашифрованная" история человечества, высшие истины.
Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:
• патриархат и матриархат;
• гуманистическое и авторитарное сознание;
• власть и подчинение;
• стремление к обладанию и просто жизнь;
• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
• "свобода от" и "свобода для" - негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить
эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).
Главное произведение Маркузе - "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.
1.Теологическая философия — одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
• бытие Бога как творца всего сущего;
• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.
Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
• стала ближе к человеку;
• освободилась от ряда догм;
• стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
2.Наиболее авторитетное течение современной теологической философии - неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).
База неотомизма - учение Фомы Аквинского. Центральный принцип - гармония веры и разума.
Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель неотомистов:
• доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
• приспособить католицизм к современным условиям;
• приблизить католицизм к простым людям.
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.
Основными частями учения неотомизма являются:
• метафизика (общая и прикладная);
• гносеология;
• натурфилософия.
Метафизика - базовый раздел - состоит из:
• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);
• прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
• креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
• откровение (Бога о себе - в Библии);
• разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);
• единство сущности и существования в Боге;
• подобие человека Богу;
• человек - единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
3.Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник - современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию - комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.
Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена - эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.
4.Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения", распространенная в Латинской Америке.
Ее главная идея - максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены:
• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
• теология кризиса (Барт, Нибур);
• экзистенциональная теология (Тиллих);
• "демифоногизированное христианство" (Бультман);
• безрелигиозное христианство - Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.
1.Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е-40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857).
2.В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);
• махизм;
• неопозитивизм;
• постпозитивизм.
Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма Огюста Конта".
3.Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836-1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название - эмпириокритицизм).
Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:
• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;
• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).
Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.
4.Наоборот, очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.
Основными представителями неопозитивизма были:
• философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);
• Б. Рассел (1872 - 1970);
• Л. Витгенштейн (1889 - 1951).
Главная идея неопозитивизма - философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).
Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации - сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать - подвергнуть опытной проверке фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) - верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.
Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
5.Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина - конец XX в.).
Его главными представителями считаются К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (р. 1992).
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
• как возникает новая теория?
• как она добивается признания?
• каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?
• возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.
По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.
Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
• проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
Контрольный тест
1.В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к.
- Медицине.
- Астрономии.
- Математике.
- Физике.
- Астрологии.
2.Владимир Соловьёв писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную природу с чувственною».
- Эйдос.
- Хора.
- Эрос.
- Философия.
- Метафизика.
3.По Аристотелю, человек – это.
- Двуногое без перьев.
- Нравственное существо.
- Душа в темнице тела.
- Политическое животное.
- Общественное существо.
4.Майевтика – это.
- Ироническое подтрунивание.
- Форма назидания.
- Лёгкая беседа «ни о чём».
- Общение с собеседником с целью обретения им истины.
- Форма диалога, разработанная Аристотелем.
5.Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с.
- «Животным» эросом.
- Семейно-брачным союзом.
- Аскетизмом.
- Идеалом богочеловека.
- Духовной энергией человека.
6.Перипатетическая школа зародилась в.
- Гимназии.
- Лицее.
- Академии.
- Университете.
- Библиотеки.
7.Основателем этики в западноевропейской философии считается.
- Фалес.
- Сократ.
- Платон.
- Аристотель.
- Эпикур.
8.Миф об андрогине был впервые поведан.
- Гераклитом.
- Сократом.
- Платоном.
- Аристотелем.
- Протагором.
9.О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил.
- Сократ.
- Платон.
- Аристотель.
- Августин Аврелий.
- Рене Декарт.
10. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - говорил.
- Фалес.
- Анаксимандр.
- Гераклит.
- Демокрит.
- Евклид
11.Платон во время путешествий по Востоку обучался в школе.
- Софистов.
- Стоиков.
- Киников.
- Пифагорейцев.
- Элеатов.
12.Анаксимандр был учеником.
- Сократа.
- Платона.
- Аристотеля.
- Анаксимена.
- Фалеса.
13.Среди категорий Аристотеля нет такой, как.
- Обладание.
- Форма.
- Положение.
- Страдание.
- Место
14. «Единое» у Плотина – это.
- Природа.
- Натура.
- Бог – личность.
- Инобытие (ничто).
- Бытие.
15. «Гегемоникон» - так называли центральную часть души.
- Эпикурейцы.
- Киники.
- Стоики.
- Софисты.
- Пифагорейцы.
16.Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии.
- Эпикур.
- Диоген.
- Протагор.
- Зенон.
- Клеанф.
17.О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили.
- Сократ и Платон.
- Платон и Аристотель.
- Платон и Плотин.
- Плотин и Порфирий.
- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
18.Эпикур говорил: «Нет никакой необходимости жить с …».
- Горечью.
- Страданием.
- Необходимость.
- Случайностью.
- Верою.
19.Утончённые философские теории, науки и книги совершенно не нужны, считали.
- Стоики.
- Киники.
- Софисты.
- Скептики.
- Эпикурейцы.
20.Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом как причиной всех причин, считал.
- Аристотель.
- Пиррон.
- Сенека.
- Марк Аврелий.
- Августин Блаженный.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №10.
Тема: Философия бытия. Философская антропология
План:
1.Отношение «Человек-Мир» как фундаментальное отношение в составе бытия. 2.Онтология как учение о бытие. 3.Проблемы онтологии. Явная и неявная онтология. 4.Основные типы онтологии. 5.Проблема бытия и небытия. 6.Основные способы её решения и основные стратегии бытия человека, которые она задала. 7.Бытие как бытие человека. 8.Принципиальное отличие бытия человека от мира вещей. 9.Бытие человека в мире вещей. 10.Интегрированность бытия человека в мире вещей (Мартин Хайдеггер). 11.Вещная зависимость. 12.Дихотомии человеческого существования. 13.Историческая дихотомия человеческого существования. 14.Экзистенциальная дихотомия человеческого существования. 15.Формы неподлинной, неплодотворной ориентации человека. 16.Формирование стратегии «Иметь» как неподлинности бытия человека. 17.Стратегия «Быть». 18.Подлинное бытие человека. 19.Плодотворная ориентация человека. 20.Уникальность человеческого бытия. 21.Человек как главная ценность и капитал в современности. 22.Феномен небытия. 23.Постоянная обращённость человеческого бытия в небытие. 24.Безопорность человеческого существования. 25.Принятие смерти как стратегия человека. 26.Феномен смерти. 27.Отношение к смерти в культуре и философии. 28.Зарождение идеи Танатоса. 29.Война как «культивирование» страха перед смертью и искусственная форма приобщения к смерти. 30.Комплекс образов и архетипов смерти. 31.Символизация смерти. 32.Неопсихоанализ о смерти. 33.Трансперсональная психология о феномене смерти. 34.Религиозная трактовка смерти: христианство и ислам о смерти. 35.Почему мусульманин не боится смерти? 36.Буддийский тантризм и стадии принятия смерти. 37.Отношение к смерти в восточной философии. 38.Феномен бессмертия. 39.Трансперсональный опыт и преодоление смерти. 40.Опыт йоги и даосизма. 41.Опыт суфизма. 42.Экзистенциалы человеческого существования. 43.Феномен страха. 44.Экзистенциализм о страхе. 45.Страх и трепет. 46.Страх как страсть. 47.Футурошок. 48.Феномен страдания. 49.Жизнь как страдание. 50.Христианское постижение страдания. 51.Мучительность страдания и человеческого существования. 52.Несчастье как жизненное правило (Артур Шопенгауэр). 53.Одиночество как глубинное экзистенциональное переживание.
1.Связь онтологии с антропологией. 2.Основные образы человека в философии. 3.Микрокосм и макрокосм. 4.Феномен антропоцентризма. 5.Гармония телесности и духовности. 6.Антиномия тела и духа. 7.Формы поиска согласования тела и духа. 8.Уникальность жизни человека. 9.Жизнь как ценность и драгоценный дар. 10.Благоговение перед жизнью. 11.Смысл жизни. 12.Счастье в наслаждении как смысл жизни человека. 13.Нравственный смысл жизни: опыт религии и философии. 14.Феномен счастья. 15.Социальная идентичность человека. 16.Свобода как ценность. 17.Бегство человека от свободы. 18.Свобода и вседозволенность. 19.Свобода и анархия. 20.Свобода и авторитаризм. 21.Свобода как нравственный императив. 22.Идея личной свободы. 23.Конформизм и конформное поведение. 24.Деспотизм.