Лекция 3. античная философия. досократики

Вопросы:

1. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

2. Гераклит Эфесский

3. Элейская школа

4. Пифагорейская философия

5. Эмпедокл и Анаксагор

1. Введение.

В конце архаического периода (VII–VI вв. до н.э.) в духовной жизни греков начинается одно из самых значительных изменений: происходит формирование научных знаний, которое осуществляется как переход от мифа к логосу. Областью, где зародилась древнегреческая наука и философия и откуда она начала распространяться по всей Древней Греции были полисы на побережье Малой Азии или так называемая Иония, центром которой с древних времен считался город Милет. Поэтому первая философская школа называется милетской.

Древнегреческие философы занимались решением как исключительно научных вопросов, так и мировоззренческих, которые были унаследованы ими из мифологической традиции: например, об устройстве и происхождении мира, о появлении людей и т.п. В своих еще наивных представлениях о мире они опирались на более древнее мировоззрение Гомера и Гесиода, освобождая его от мифологической формы и перерабатывая в соответствии с начатками научного мышления своего времени. Главным вопросом, решением которого занимались эти философы был вопрос о первоначале, которое понималось ими как порождающая все природа, на этом основании их принято также называть физиологами или теми, кто философствует о фюсис.

2. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Генезис греческой философии может быть прослежен до Фалеса, жившего в ионической колонии Милет во времена Солона (ок. 630–560 до Р.Х.), с именем которого принято ассоциировать начало европейской философии. К милетской школе также принадлежат ученик Фалеса Анаксимандр и ученик Анаксимандра Анаксимен. Сочинения этих философов не дошли до нас, поэтому об их философии мы можем судить только по рассказам позднейших авторов.

Первый древнегреческий философ Фалес полагал началом всего сущего воду. Возможно, он пришел к такому заключению, наблюдая, что многие вещи возникают из воды и исчезают в воде или, как говорит Аристотель, наблюдая, что все живое питается влагой и имеет влажную природу. Фалес был первым, кто поставил вопрос о том, что является фундаментальным началом космоса, и с этого времени проблема первоначала стала одной из главных проблем греческой философии. Кроме того, он пытался объяснить, каким образом происходят различные изменения, или каким образом возможна множественность явлений, если начало едино. С этого времени проблема изменения также становится одной из фундаментальных проблем греческой философии.

Нечто такое, как первоначало также пытался мыслить ученик Фалеса Анаксимандр. Анаксимандр учил, что основой и первоначалом является беспредельное или апейрон. Обычно апейрон понимают как неопределенное вещественное начало (нечто вроде материи), но в других интерпретациях апейрон может пониматься также как невещественное начало, которое носит пространственно-временной характер. Как сообщает древний комментатор Симпликий, Анаксимандр, наблюдая за превращением друг в друга четырех стихий, не счел возможным взять одно из них за основание, поскольку стихии противоположны друг другу, и принял за него нечто отличное от них: апейрон.

Ученик Анаксимандра Анаксимен определил природу, лежащую в основе всего, назвав ее воздухом. Он считал, что воздух был раньше воды, оспаривая таким образом мнение Фалеса, но и Анаксимандра тоже, поскольку называл воздух беспредельным. Важнейшим свойством воздуха Анаксимен считает движение. Если бы воздух был неподвижным, то не производил бы в себе перемен: сгущаясь и уплотняясь, он становится водой и землей (холодом), разряжаясь и разжимаясь – эфиром и огнем (теплотой), а из них происходит все сущее.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит придерживался милетского направления мысли и объявил началом всего огонь. Вполне в духе милетской философии он называл огонь вечно живым, устраняя тем самым из космоса покой и неподвижность. Так он вводит в свою философию идею вечного движения, изменения, превращения. Вместе с огнем живет и движется все в мире. Все течет, как река, в которую нельзя войти дважды, поскольку на входящего текут все новые и новые воды.

Движение по Гераклиту – основа жизни, существования, бытия вещей, однако в процессе изменения вещи сохраняют свою идентичность, т.е. в особом смысле покоятся. В силу чего такая ситуация становится возможной? Изменение – фундаментальной свойство огня и всего возникшего, имеет по Гераклиту закономерный характер: существует единый закон и все совершается по определению судьбы и необходимости. Закон обозначает упорядоченный ход изменений, рациональность бытия, существования смысла и цели происходящих событий. Этот мировой порядок выражен в философии Гераклита термином логос. Одним из самых важных моментов философии Гераклита является указание на то, что все соткано из противоположностей, которые не только исключают и разрушают друг друга, но и предполагают друг друга. Превращая космос в некое противоречиво сотканное целое. Обобщенно это выражено в формуле: «Логосу внимая, мудро признать, что все едино», здесь принцип единства противоположностей возводится в ранг вселенского закона – логоса, и вместе с ним происходит рождение античной диалектики.

4. Элейская школа.

Предтечей школы элеатов был Ксенофан, происходивший из Колофона в Ионии, города, который находился недалеко от Эфеса. Он был бродячим певцом и рапсодом, и конец жизни провел в Элее, городе, который дал название знаменитой философской школе.

В качестве первоначал Ксенофан избрал сухое и влажное (огонь и воду). Впервые в истории греческой мысли он высказал мысль, что боги – это плод людской фантазии, которая наделила их чисто человеческими характеристиками. Он говорил, что надо говорить об одном едином боге, который не подобен смертным ни внешним видом, ни мыслью. Согласно Ксенофану, истинный бог не рожден, вечен, шарообразен и фактически тождественен космосу. Сила бога, а значит, и вселенной, космоса, заключается по Ксенофану в способности мышления и ощущения, в разуме или уме, который есть вечное мышление.

Философские идеи Ксенофана были развиты его учеником Парменидом, автором философско-поэтического сочинения «О природе». Поэма Парменида состоит из двух частей. В первой части, которая представляется как «путь истины» и противопоставляется второй части, как пути мнения, Парменид излагает свои философские понятия, во второй – натурфилософские представления, характерные для его эпохи. Центральные положения философии Парменида сосредоточены вокруг проблемы абстрактного, вечного и неизменного первоначала, постигаемого умом, вопреки свидетельствам органов чувств. Понимаемое в таком смысле первоначало Парменид называет бытием. Истинное знание о бытии дает нам мышление, которое тождественно бытию, ибо «мыслить и быть – одно и то же», как говорит Парменид. Бытию он противопоставляет небытие: мир, который нам только кажется, но реально не существует. Это мир материальных элементов, движения, пустоты и множественности. Ему противопоставлен мир единства, полноты, покоя и неизменности, которые выступают как основные характеристики бытия.

Парменида можно назвать первым метафизиком, поскольку он оторвал бытие от конкретно-чувственной реальности.

Кроме Ксенофана и Парменида к элейской философии относятся Зенон Элейский, который пытался обосновать основные тезисы философии Парменида, доказывая, что немыслимы множественность и движение, и Мелисс, который истолковывал единое бытие Парменида, как беспредельное абстрактное начало.

5. Пифагорейская философия.

Наряду с элейской существовала другая философская школа, получившая название пифагорейской, по имени ее основателя Пифагора. Основным принципом пифагорейской философии является принцип «все есть число». Пифагорейцы стали уподоблять все физические явления числам и считали, что мы можем описать окружающий нас мир математически, с помощью мыслимых, абстрактных сущностей: чисел.

Число пифагорейцев – особая сущность, элемент бытия, начало и вещество всего прочего сущего. Согласно пифагорейцам, все вещи состоят из чисел, как элементов. Но есть ли основание для числа? Пифагорейцы считали, что числа составлены из двух элементов: неопределенногои бесконечного и определенного и ограничивающего, т.к. числа образуют некое множество, которое затем себя определяет. Число рождается из гармонии конечных и бесконечных элементов, рождая все остальное. При этом. В четных числа доминирует неопределенное, в нечетных – ограничивающее, что делает их, согласно пифагорейской доктрине, более совершенными.

Важное место в учении пифагорейцев занимает учение о душе, которая, как учат они, бессмертна. На основании учения о бессмертии души пифагорейцы развивают учение о метемпсихозе, которое составляло одну из существенных сторон пифагореизма. Согласно пифагорейцам, каждое новое воплощение не лишает душу того облика, который она имела, каждое новое рождение оставляет ей тот багаж знаний, который она приобрела в предыдущих воплощениях. Знание, таким образом, носит доопытный характер, а познавать – значит припоминать. При этом согласно учению пифагорейцев, истинное знание можно приобрести только тогда, когда появляется возможность описать то или иное явление числом. «Числа не принимают лжи», говорил пифагореец Филолай, поскольку ложь принадлежит природе беспредельного, а число всегда связано с неким пределом, так как само полагает предел. Главным в учении пифагорейцев было поучение стремиться к истине.

6. Эмпедокл и Анаксагор.

Эмпедокл был родом из Акраганта на Сицилии. Яркая и разносторонняя личность, он был не только философом, но и мистиком, чудотворцем. Врач и поэт, он сам себя считал творческой и почти божественной личностью. До нас дошли его поэмы «О природе» и «Очищения». Легенда сообщает, что он бесследно исчез во время жертвоприношения, бросившись в вулкан Этна. На его философию оказали влияние орфики и пифагорейцы, поэтому его учение с одной стороны – натурфилософия, с другой стороны – своего рода религиозное учение.

Подобно Пармениду Эмпедокл считал, что невозможно возникновение из ничего, и, соответственно, уничтожение в ничто. И поскольку бытие есть, а небытия нет, рождение и смерть не существуют, а то. Что люди именуют так – суть смешанные образования, которые, разрушаясь, вливаются в вечные субстанции: воду, землю, огонь и воздух. Эти вечные субстанции Эмпедокл называет корнями всех вещей, из которых произрастает все сущее. Эти элементы в себе неподвижны, но объединяются и разъединяются, давая рождение и гибель вещам. Для того чтобы объяснить, как это происходит, Эмпедокл вводит две силы, которые называет враждой и любовью (дружбой). Любовь соединяет разнородное, а однородное разбрасывает, вражда – наоборот. При этом неверно было бы думать, что космос рождается из доминирования любви. Он рождается как бы в два приема: от господства любви – к власти раздора, а затем – от раздора к любви.

Анаксагор был современником Эмпедокла, и его теория основывалась фактически на тех же принципах. Он был также первым, кто осел в Афинах, а родом был из Клазомен. Его теория созвучна Эмпедоклу, но как личность он представляет собой полную противоположность: трезвый и простой, он не пытался играть роль пророка, желая быть только исследователем. По собственному желанию он жил достаточно убого, не признавая иного блага, кроме разума.

Предшественниками Анаксагора были ионийцы, Гераклит и элеаты, что в целом роднит его теорию с теорией Эмпедокла. И, подобно Эмпедоклу, он, в качестве исходного принимает тезис Парменида о том, что бытие есть, а небытия нет, и приходит к выводу, что элементы мира неизменны, но соединяясь и разъединяясь друг с другом, создают различные системы. Однако если Эмпедокл считает, что существует только четыре неизменных элемента, то Анаксагор считает, что их существует столько, сколько неизменных качеств (гомеомерий). Для Анаксагора стихии сложны, так как сложны сами вещи. При этом, поскольку все состоит из гомеомерий, можно сказать, что любая часть мира отображает весь мир. Но тогда возникает вопрос: если в каждой вещи всегда содержатся все элементы мира, то как мы можем отличать одну вещь от другой? Анаксагор отвечает на этот вопрос утверждением, что в каждой вещи есть все элементы, но в разной пропорции, и мы постигаем только те элементы, которые в вещи преобладают. В качестве источника движения элементов, которое необходимо для того, чтобы мир начал быть, Анаксагор называет дух, который находится над природой и служит первым импульсом для движения материи.

7. Заключение.

Постичь мышление досократиков весьма сложно, поскольку их произведения сохранились только во фрагментах и лишь благодаря цитированию и критике поздних античных авторов. Однако при общем взгляде на их философию можно выделить несколько мотивов, характерных для нее: проблема первоначала, его единства и примирения этого единства с множественностью вещей, вопрос об истинности мира и его восприятия. Философия досократиков одновременно может рассматриваться как исток науки и метафизики и их подлинное начало.

Литература

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1994.

Степанянц М.Т. Универсалии восточных культур. М., 2001.

Фрагменты ранних древнегреческих философов / Ред. И.Д. Рожанский.М., 1989.

Наши рекомендации