Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
Перед мировым сообщество встал ряд вопросов, прочно вошедших в литературу под названием глобальности. Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отмечающие их от прочих проблем планетарного характера.
1. Глобальность масштабов, входящие за рамки одного государства или группы стран.
2. Острота проявления.
3. Комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом.
4. Общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов.
5. Возможность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества.
6.Возможность решить данные проблемы лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.
Существует множество различных классификаций глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 80-х годов 20 столетия, выделяют три основные группы.
К первой относятся следующие проблемы - предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, необходимость регулирования роста народонаселения и др.
Ко второй– проблемы, касающиеся отношения человека к окружающей среде (экологическая, энерго-сырьевая, продовольственная, освоение космического пространства и др.).
К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношения между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и др.).
Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего. Встает задача представить варианты будущего, спроектировать его и понять, какой человек может жить в этом будущем. Но следует подчеркнуть, что нам не дано знать, каким будет выбор человечества, в какой форме пойдет будущее развитие. Сценарии дальнейшего изменения современной цивилизации, рассматриваемые футурологами, учеными, философами различны, что связано с противоречивостью процесса развития.
По мере усиления антигуманных проявлений современного общества все чаще звучат призывы к тому, что его следует коренным образом изменить. Предлагается вернуться к более ранним, традиционным формам социальной жизни, пересмотреть социальные отношения. Столь же сильны призывы к спасению природного окружения, к борьбе с загрязнениями, экологическими нарушениями. Эти и подобные им идеи взяты на вооружение многими социальными общественными движениями.
Некоторые же ученые убеждены, что в человеческой истории на смену эпохе современности должна прийти другая, качественно отличная эпоха. Еще не ясно, каким будет это новое общество, которое вырастет после разрушения настоящего, но для него придуманы названия «постмодернистское», «постцивилизационное». Все эти названия привлекают людей.
К концу 20 века человечество приобрело достаточно технических возможностей, чтобы уничтожить себя и все живое на Земле. Нетрудно предположить, что в 21 веке от многих привычных вещей в сфере техники и технологий, а также в области идеологии, морали, представлений о человеке придется отказаться. Вновь встает проблема «нового человека». Придется не только «возлюбить ближнего», но и «возлюбить дальнего» гораздо в большей мере, чем в предшествующие эпохи. Чем позже человечество возьмет ответственность за свою историю, тем меньше у него в будущем окажется возможностей и шансов на выживание. По прогнозам 21 век может войти в историю как начало эпохи Великого Отказа.
21. Человек как предмет философского анализа, его природа и структура. Образ человека в классической и неклассической философии.
Представление о человеке прошли 3 этапа развития:
1. С древности и до 19 века существовало в целом уважительное отношение к человеку. Считалось, что человек является творением высших божественных сил, причем «венцом творения». От них же человек получил и своё отличительное свойство – разум.
2. В 19 веке статус человека начинает снижаться. Человека стали считать всего лишь видом животных. Разум у человека появился естественным путем в процессе развития нервной системы животных предков.
3. В 20 веке на человека стали смотреть как на дефективное животное, хуже других животных приспособленное к окружающей среде. Разум компенсирует биологическую слабость человека. Благодаря разуму человек создает искусственную среду обитания - цивилизацию.
Цивилизация постоянно усложняется, выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной. Отсюда вывод: Человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента, обреченный на постоянное вымирание.
Природа человека – это совокупность стойких неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от любых других существ.
Сущность человека – это его главная черта.
По поводу природы и сущности человека существует 2 точки зрения:
Первой точки зрения придерживаются материалисты. Они считают, что человек обладает двуединой природой – биосоциальной, это означает, что у человека есть социальное составляющее, которое представляет собой социальные программы поведения (знание, умение, ценности, идеалы, нормы и т.п.). С другой стороны в человеке есть биологическое составляющее, это означает, что человек является всё так же животным и имеет врожденные биологические программы поведения – инстинкты. Возникает вопрос: - Какие же программы поведения в большей степени определяют поведение человека, и следовательно, является его сущностью? Сущностью человека являются закладываемые обществом программы поведения. Сущность человека социальна.
Второй точки зрения на природу человека придерживаются идеалисты. Идеалисты придерживаются триединой модели человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа.
Тело – это биологическое составляющее.
Душа – это психическое составляющее, комплекс программного обеспечения тела. Душа – это мир наших мыслей и чувств, возникающих как реакция на воздействие окружающего мира.
Дух – это сверхъестественное составляющее человека, это потребность и способность воспринимать высшие ценности, не имеющие практически полезного характера, т.е. такие, без которых вполне можно жить, но части людей почему то не живётся. Это религиозные, эстетические, этические ценности.
Душа обеспечивает горизонтальные связи с окружающим миром, а дух задаёт человеку вертикальный вектор развития, отвечает за формирование идеалов, развитие и самосовершенствование. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, поэтому является его сущностью.
Однако дух – это потенциальное свойство человека, которое развивает у себя далеко не каждый. Значит количество людей бездуховно и представляет собой всего лишь супершимпанзе по выражению немецкого философа Фридриха Ницше.
22. Проблема происхождения человека в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
Антропогенез – это длительный процесс происхождения человека.
Происхождение человека до сих пор остается тайной для науки, поэтому можно назвать следующие концепции антропогенеза:
1. Религиозная (креацианистская). Утверждается, что человек является творением бога, наделенным бессмертной душой, обладающий разумом и свободной волей.
2. Эволюционная теория Ч.Дарвина является признанной научной версией. Согласно ей жизнь зародилась на земле и прошла длинный путь развития от простейших организмов до человека. Непосредственным предком человека была обезьяна.
3. Трудовая теория Фридриха Энгельса, которая пытается объяснить механизм превращения обезьяны в человека.
Главным фактором этого превращения считается труд с применением искусственно созданных орудий труда. Их создание способствовало становлению прямохождения, росту объемов головного мозга, становлению речи.
4. Инопланетарная (уфологическая), согласно которой жизнь зародилась в космосе, эволюционировала, и к появлению человека причастны какие-то высокоразвитые космические цивилизации.
5. Теория разумного плана взаимоувязывает различные концепции антропогенеза. Она предполагает, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря бог) создала программу развития вселенной и запустила её в действие. Механизм реализации этой программы описывается в частности инопланетарной, эволюционной, трудовой и другими концепциями антропогенеза.
23. Проблемы жизни и смерти, смысла жизни, ответственности перед собой и миром в духовном опыте человечества.
Смерть – является очень загадочным феноменом. В момент смерти умирает тело, но остается вопрос о душе. Атеисты считают, что душа умирает вместе с телом. Верующие люди считают, что в момент смерти умирает только тело, а душа бессмертна, но то, что с ней происходит, в разных культурах объясняется по-разному. На востоке считается, что душа может множество раз переродиться, получив новое тело, способности условия жизни. В христианстве, исламе и ряде других религий считается, что бессмертная душа проживает одну лишь земную жизнь, а затем по результатам жизни попадает либо в рай, либо в ад. В большинстве культур смерти боятся, стараются избежать, мечтают о продлении жизни и даже о бессмертии.
По-поводу продления жизни возражения нет. Ученые считают, что человек в среднем должен жить не менее 120 лет. Что же качается идеи бессмертия, то у неё есть свои плюсы и минусы. С одной стороны достижения бессмертия избавило бы людей от страха смерти, страданий из-за потери дорогих им людей, сожаление по поводу ухода из жизни выдающихся личностей.
С другой стороны, человеку того уровня развития, который достигнут в массе бессмертия давать опасно, т.к. например, власть в руки могут взять агрессивные личности и стать вечными диктаторами.
Против идеи бессмертия можно привести и следующий довод – именно ощущение своей смертности, быстротечности жизни заставляет человека шевелиться, прикладывать усилия, добиваться поставленные целей, бороться и рисковать, если же жизнь станет бесконечной, незачем станет напрягаться, исчезнет смысл жизни, незачем станет радоваться или печалиться, т.к. всё повторимо. В обществе воцарятся скука и устой. К тому же человеку того уровня развития, который достигнут в массе, давать бессмертие не имеет смысла, поскольку значительная часть людей представляют собой всего лишь супершимпанзе, живёт животной жизнью, продлевать это бессмысленное существование незачем.
Человек сначала должен научиться жить по-человечески, а уже потом учиться жить вечно.
Смысл жизни.Большинство людей считает, что смысл жизни заключается в приобретении, накоплении и потреблении материальных благ. Однако во все времена великие учителя человечества – основатели религии (Будда, Христос), мудрецы, философы пытались переориентировать человека с материальных на духовные ценности, под которыми подразумеваются такие черты характера, как мужество, мудрость, умеренность, благородство, великодушие и др. Обладание этими качествами позволяет человеку гораздо спокойнее относиться к материальным благам, быть менее зависимым от них, что делает гораздо легче достижение счастья. Формула счастья % счастья = то, что имеешь/то, что хочешь иметь.
Таким образом, смысл жизни человека заключается в саморазвитии и самосовершенствовании, максимальной реализации своих физических и духовных способностей.
Во-первых, человеку самому жить интереснее.
Во-вторых, он приносит больше пользы окружающим.
В третьих, представляет большую ценность собой в глазах окружающих.
24. Сознание как философская проблема. Социокультурная природа сознания, его место и роль в жизни человека. Структура и свойства сознания.
Сознание- самый поразительный и загадочный феномен жизни, один из наиболее сложных объектов философского и научного познания, по поводу происхождения и сущности которого нет однозначного мнения. Трудность его познания обуславливается тем, что оно, являясь наиболее очевидным фактом нашего бытия, принципиально не наблюдаемо. В литературе встречается масса терминов, которые употребляются как синонимы понятия «сознание». Это такие понятия, как душа, разум, психика, дух, рассудок, ум, интеллект, мышление. На самом деле они не тождественны. «Рассудок», «интеллект», «мышление», «ум» означают способность познавать существенные свойства и отношения объектов действительности, прогнозировать события, целесообразно действовать. Понятие «самосознание», «рефлексия» означает способность мыслящего субъекта превращать самого себя в объект познания. Понятие «сознание» означает способность направлять свое внимание на объекты действительности с целью их познания и одновременно понимание того, почему человек об этом мыслит, как он мыслит, если ли какая-то цель в его мыслительном внимании к данному объекту. Сознание-это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без рефлексии и самосознания. Поэтому считается, что сознание присуще только людям. Разумный человек-это не просто мыслящий человек, но еще и духовно развитый, т.е. верующий, нравственный, чувствующий красоту, в том числе красоту мысли. Смешение понятий, относящихся к духовной сфере человека, произошло в новое время. Философы этого периода отождествляли понятие «разум, «сознание» с интеллектуальной деятельностью, с предметно-логическим, рациональным мышлением. Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре 20 в. стала предложенная З.Фрейдом 3-х слойная модель психики. 1-й слой представляет собой бессознательное начало психики, состоящее из врожденных инстинктов и неосознанных влечений. В процессе жизни над ним надстраивается Я- сознательная часть психики, пытающая взять под контроль «оно». В результате усвоения норм поведения, принятых в обществе, формируется третий слой- «сверх -я», выполняющий функции совести, самокритики. «Я» оказывается под давлением противоположных требований, исходящих от «оно» и «сверх-я», что приводит к возникновению психических расстройств. З.Фрейд считал, что сознание является лишь сравнительно тонким «верхним слоем психики», возвышающимся над огромным массивом бессознательного. В реальности сознание нельзя отделить друг от других структур психики, т.к. сознание организует работу различных психических механизмов. Различают несколько элементов его структуры:1.Чувственно-эмоциональный уровень- отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, он всегда имеет индивидуальный характер. 2 рационально-логический уровень- на этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Основным инструментом познания является интеллект (ум, мышление). Продуктивность мышления зависит от генетических заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы Ум-это не просто природный дар, а результат усвоения культуры, овладение духовными ценностями. Результаты познания выражены в языковой форме. 3.Интуитивно-волевой уровень. Интуиция-это способность постижения истины путем прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства, т.е без опоры на логику и язык. Воля-это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижения. В реальном опыте сознания трудно разграничить его уровни, они функционируют как единое целостность. Функции сознания следующие: * познавательная (получение знаний о действительности).* оценочная (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей); * регулятивная (на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении). Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. Однако сознание может и мешать выживанию. Сознание-это не только великий благостный дар человеку, но и тяжелое бремя. Без него человек был бы счастливее, т.к не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять физическую или душевную боль, отключают на некоторое время сознание с помощью медикаментов, наркотиков. История полна примеров, когда именно сознание побуждает человека рисковать своей жизнью и здоровьем. Двойственная роль сознания показывает, что человеческая жизнь не сводится к чисто биологическому существованию.
25. Происхождение сознания. Философия о сущности отражения как всеобщем свойстве природы. Сознание и мозг.
Считается, что сознание-это специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе. Сознание, признаками которого являются: абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии; целеполагание, как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность; самосознание-выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления; язык как материальная оболочка мысли, вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям. Сознание представляет собой продукт не только биологической эволюции. Оно является также результатом социального и культурного сознания. До языковой его стадии, совпадающей с периодом антропосоциогенеза (5 млн.-40 тыс.лет назад), сознание в основном фиксировало, отражало практические действия человека по овладению предметами и закономерностями окружающего мира без их осмысления, проникновения в их сущность. Восприятие мира имело наглядно-действенный характер. Следующую стадию развития сознания демонстрируют культуры Древнего мира. Восприятие мира становится образно-символическим, формируется мифологическое мировоззрение. В середине первого тысячелетия до н.э. происходит переход к рациональному, логико-понятийному мышлению, что находит выражение в появлении философии. Три этапа развития, пройденные сознанием в истории человечества, повторяются каждый раз и на уровне индивидуального развития. Современная наука придерживается функциональной концепции сознания. Считается, что сознание существует благодаря материальным процессам. Протекающим в нервной системе, главным образом, в головном мозге человека. Мозг-это материальная по своей природе система, которая продуцирует нематериальные, идеальные, духовные по своей природе психические явления_ образы, мысли, желания и т.д. Идеальное отличается от материального во-первых по способу своего существования. Если материальное существует как объективная реальность, т.е. независимо от человека, то идеальное представляет собой субъективную реальность, т.е оно существует только в сознании субъекта и зависит от его психофизиологических и духовных качеств, которые в свою очередь, значительным образом определяются общественной средой. Во-вторых идеальные образы материальных объектов не обладают теми признаками, которые свойственны этим объектам: мысли не имеют формы, размера, веса, запаха и т.д. По этой причине идеальные образы не воспринимаются органами чувств. Для коммуникации, т.е. обмена информации и общения, их необходимо облечь в материальную форму-язык. Язык-это система знаков, наделенных определенным смыслом. Такими знаками могут быть слова, жесты, паузы, тексты, поступки, картины, мелодии, предметный мир. Устная и письменная речь является важнейшим видом языка, словесной его формой. В-третьих, в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют и изменяются материальные объекты. С помощью мышления, воображения, фантазии сознание способно открываться от действительности и создавать свой собственный, духовный мир, отличный от объективно-реального мира. На базе мысленных моделей действительности сознание разрабатывает планы творческого преобразования мира и самого человека. Для науки остается загадкой механизм связи мозга и сознания, прежде всего. Механизм порождения мозгом сознания. Мозг является весьма специфическим органом тела, который, даже будучи здоровым, не выполняет функцию порождения идеальных образов так же физиологически- автоматически, как печень вырабатывает желчь. Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне тех животных, среди которых рос. Таким образом, хотя сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не мозг, а ведущий социальный образ жизни человека.
26. Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания.
Человек живет в мире, осуществляя с ним постоянный информационный и энергетический обмен по следующей схеме: воздействие внешнего мира на человека- восприятие- обработка информации- ориентировка-принятие решения. Когда все ясно и понятно, тогда осуществляется обычное взаимодействие человека и действительность. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения, человек начинает задаваться вопросами «Почему так происходит?», «Какие средства необходимы для устранения неопределенности?». Описанная ситуация называется познавательной. Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике. Эта форма деятельности- (познавательная деятельность), которая направлена на получение достоверных знаний- присуща только человеку. Возможность и успешность познания во многом определяются средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком. Многообразие видов познавательных способностей, исторические и социокультурные условия существования человека, разнообразные средства и методы получения знания породили различные формы познания. Познание может быть мифологическим, религиозным, художественным, научным, обыденным и т.д. Оно может осуществляться в естественных, гуманитарных, технических науках. Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое познание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой практического познания является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный характер. К исторически первым формам человеческого познания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботится о практической выгоде и вести себя свободно принятыми игровыми нормами. Оно носит обучающий и развивающий характер, выявляет качества и возможности человека. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, спецификой которого было фактическое отражение действительности в художественной форме. В рамках мифологии вырабатывались определенные представления о природе, обществе, людях. Художественная форма познания зародилась на заре человечества, наибольшее развитие получила в искусстве. В каждом произведении искусства содержатся те или иные знания о людях, обществе, природе. Основные функции практики в процессе познания следующие: 1.Практика является источником и основой движущейся силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Практика человечества порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания. 2. Практика с ее насущными запросами- это одновременно и конечная цель познания. Получения человечеством знания предназначены для применения их в своей жизни- в быту, в промышленности. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утрачена. 3.Практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез, теорий. Но этот критерий не является универсальным, так как не все идеи можно проверить на практике по разным причинам. Поэтому наука для обоснования своих знаний прибегает к таким способам, как логическое доказательство, мысленный эксперимент, обоснование.
27. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания.
Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено появлением у человека и общества новых потребностей, развитием и совершенствованием практики, всей деятельности человека. Познание всегда предполагает переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности предмета, явления. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению, от явления к сущности- такова логика процесса познания. Познание можно разделить на 2 уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов и явлений. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение –это отражение в сознании человека отдельных свойств, признаков предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие-это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом, непосредственном созерцании. Образ восприятия есть результат синтеза всех ощущений отдельных свойств воспринимаемого объекта. Характер восприятия определяется как устройством самого предмета, так и возможностями органов чувств, способностью мозга к синтезу и практическим опытом человека. Представление - обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, который воздействовал на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах- их структуру, сущность, законы. Рациональное познание наиболее полно и адекватно осуществляется посредством мышления. Мышление- высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека отношения вещей и явлений. Человеческое мышление осуществляется в тесной связи с речью. Формами рационального познания выступают: понятие, суждение, умозаключение. Понятие-форма мышления, отображающее существенные и необходимые свойства реальных предметов и процессов. Суждение- форма мышления, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства или отношения между вещами и процессами. Суждение обычно выражается повествовательным предложением, может быть либо ложным, либо истинным. Умозаключение-форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое знание, важность которого является не только истинность посылок , но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики и диалектики.
28. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Догматизм и релятивизм в познании.
С давних пор одной из важнейших целей познания считалось достижение истины. Проблемы истины- это проблема соответствия знания действительности. «Истина-это то, что не подлежит сомнению». «Истина –это то, что мы видим, слышим, что существует в действительности». «Истина – это доказанные положения науки». Однако познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается заблуждениями. Заблуждение –это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. Заблуждение разнообразно в своих проявлениях, существует как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Заблуждение часто свидетельствует о неразвитости и ограниченности практики, социальных, технических, научных возможностей человека. Заблуждение не следует путать с ложью. Ложь–это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей. Философские представления об истине прошли долгий путь в своем развитии и существуют в виде нескольких концепций. Классическая концепция истины до сих пор является наиболее признанной. Она берет свое начало с эпохи Античности, наиболее четко ее сформулировал Аристотель. В классической концепции истина определяется как совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Действительность в данном случае понимается очень широко- это не только внешний мир, но и любая область мыслительной деятельностью, в том числе фантастическая, сказочная, мифологическая. С точки зрения содержания говорят об объективности и субъективности истины. Объективная истина-это истина, обусловленная, порожденная внешним миром, это знания о мире. Субъективная истина- это узкая точка зрения одного человека или группы людей, не претендующая на всеобщность и объективность. С точки зрения полноты и степени достоверности знания характеризуют как относительную и абсолютную. Относительная истина-это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов (механика Ньютона). Абсолютная истина трактуется в двух смыслах- когда абсолютным считается любое значение, которое никогда не может быть опровергнутым. Или понимается предел, к которому приближается наше знание, никогда не достигая его. Существуют две крайние позиции в понимании того, как соотносятся абсолютная и относительная истины: догматизм и релятивизм. Релятивизм склонен отрицать наличие абсолютной истины и говорит об изменчивости каждой нашей истины. Догматизм считает любую истину «истину на все времена, абсолютизируя все знания. С точки зрения соответствия истины реальной действительности говорят о конкретности истины, Конкретность истины означает, что нет истины, применимой всегда, везде и во все времена, истина всегда рождена при данной эпохе и ее обстоятельствах; что конкретная истина стремится отразить и учесть все стороны и связи предмета.
29. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Научное познание и его специфика.
Наука -система соц-но организованной деят-ти людей, направленная на на произв-во новых знаний о природе, об общ-ве и мышлении и осуществляющее на основе их объективной интерпретации опережающей отраж-ие действит-ти.
Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Научные знания – это матрица науки.
Научное сообщ-во -совок-ть исслед-лей со специализ-нной и сходной науч-ой подгот-кой, единых в поним-ии цели науки и ее отнош-ия к соц-й среде.
Наука как соц институт -система обществ-х организаций и учрежд-й.
Наука как форма общественного сознания возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физ. и сформировалась особая группа людей - ученые. Предпосылки для появления науки сложились на Древнем Востоке: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, математики, этики, логики.
Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, сущ-ие в мысли. Тем самым античность открыла рациональность. Осн. функцией научной деятельности стала объяснительная. Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышение благосостояния общества и совершенствования производства. В 17в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации произв. процессов. Познание становится центральной проблемой фил. В 18-19 вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой и общественная полезность.
Наука возникла из практики и развивалась на ее основе, под влиянием общественных потребностей, прежде всего потребностей мат. производства. Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием.