История диалектики античного мира
Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логичекие операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектика впервые употребляется Г. Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершённом целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первоначала в другое — земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно.
Наиболее яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о диалектике действительности в целом, то Зенон Элейский (г. Элея в Южной Италии, V в. до н.э) впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно - диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами.
На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицательная диалектика софистов. Софизм (от греч. σόφισμα — хитрая уловка, измышление), логически неправильное (мнимое) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда «софист» в одиозном значении — лицо, которое строит ложные умозаключения и ищет корысти от такой мнимой аргументации. Софисты, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с её противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофируя относительность человеческого знания, они дошли до релятивизма, доведя диалектику до крайнего скептицизма[44].
Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. Агностицизм (от греч. а – не, gnosis – знание, т.е. — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
Скептицизм (от греч. skepesthai; — рассматривающий, исследующий) античное, древне-греческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Скептики отвергали существование причины явлений, повторяя аргументы элейской школы, отвергали движение и возникновение; отрицали объективное («по природе») существование добра и зла. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также и положительные стороны человеческой мысли, стремился осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной теории диалектитики, внесённый Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.
Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на чётко обособленные роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. У Платона даётся диалектика. таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется как активно самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного. Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном обобщении до автономных сущностей) в единичные формы вещей и присоединил учение о потенции и энергии идей. Он развил диалектику дальше — в направлении познания реально существующего космоса. В своём учении о четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С другой стороны, признавая обязательность единичных форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал диалектику. не просто как абсолютное знание, выражаемое путём формальной силлогистики (теории дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями субъективно – предикативной структуры), но и как знание только ещё возможного, или вероятного. Аристотель называл диалектику наукой о вероятных мнениях.
Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп, углубили трактовку диалектики. на основе тщательного анализа не только мыслительных, но и языковых категорий. Своё учение о слове они проецировали на действительность, которая мыслилась ими досократовским первоогнём, или словом, логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как его часть. Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители.
В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое и его числовая раздельность; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции раздвоения абсолютно неразличимого единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса. Однако, диалектические воззрения неоплатонизма пронизаны мистическими рассуждениями и схоластической систематикой, отражавшие ощущение приближающейся гибели античного мира.