Структура научной философии
Предмет научной философии определяет ее структуру. Научная философия представляет собой не одну нерасчлененную науку, а систему философских наук. В этой системе следует выделить, прежде всего, ее ядро, наиболее фундаментальные философские науки - общую философию (называемую также нередко “систематической философией” или “метафизикой”) и социальную философию. В марксизме эти науки выступают как диалектический материализм и исторический материализм. Диалектический материализм — наиболее широкая и фундаментальная философская наука, определяющая природу и название марксистско-ленинской философии. Классики марксизма кратко называли свою философию диалектическим материализмом
Диалектический материализм изучает, прежде всего, наиболее общие (всеобщие) стороны мира в целом и процесса его познания. Изложенная выше характеристика предмета философии относится преимущественно к диалектическому материализму как предельно широкой философской науке. Исторический материализм — это наиболее общая философская наука об обществе, т.е., на языке философских терминов, наука об особого рода особенном. В принципиальном виде различие диалектического и исторического материализма может быть определено как различие между наукой о всеобщем и наукой об особенном. При этом исторический материализм имеет дело не с “рядовым” особенным, а с наивысшей, наиболее сложной формой материи — человеком, человеческим обществом. Поэтому предмет исторического материализма — особого рода особенное.
Если диалектический материализм в равной мере относится к природе и к обществу, то исторический материализм — философская наука об обществе. Диалектический и исторический материализм возникают и развиваются в неразрывном единстве друг с другом. Хотя основной вопрос философии — об отношении сознания к материи —-это прежде всего вопрос диалектического материализма, он может быть решен только в органической связи с основным вопросом исторического материализма — вопросом об отношении общественного сознания к общественному бытию. Иными словами, концепция диалектического материализма могла быть сформулирована только в неразрывной связи с концепцией исторического материализма. В ранних произведениях Маркса и Энгельса диалектический и исторический материализм формулируются одновременно, а не последовательно (один после другого).
Научные философские концепции всеобщего и особенного (общества) возникают, таким образом, во взаимодействии, при опоре друг на друга. Эта коренная черта взаимосвязи всеобщей и особенной философских наук создает определенные трудности в понимании структуры марксистской философии. Вследствие этих трудностей некоторые советские философы неправомерно отказались от различения диалектического материализма и исторического материализма и пытались дать “слитное”, нерасчлененное изложение марксистской философии. Это привело не к меньшим, а к большим теоретическим и логическим трудностям, чем ранее.
Диалектический и исторический материализм с полной определенностью различаются по своим предметам, которые с достаточной степенью точности можно определить как всеобщее и особенное. Поэтому создатели научной философии имели все основания для различения, в рамках единой системы философских наук, диалектического материализма и исторического материализма. Такое различение сделано Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” (1908), в статьях “Три источника и три составных части марксизма” (1913), “Карл Маркс” (1914) Ликвидация сложившейся структуры марксистской философии — шаг назад, а не вперед
Разумеется, всякое различение тесно взаимосвязанных наук имеет относительный характер и вызывает определенные трудности при их изложении, ибо неразрывно связанные теоретические моменты в изложении должны быть представлены в виде какой-то последовательности. Но таковы вообще трудности изложения всякой теории, которая всегда представляет собой переложение того, что в действительности существует одновременно, в виде расчлененной последовательности понятий. Поэтому неверно было бы представить глубокую связь частей марксистской философии в виде нерасчлененного и однородного целого. Всякая сложная наука имеет сложную структуру. Слабая структурная расчлененность — признак “слабой” науки.
К диалектическому и историческому материализму как ядру марксистской системы философских наук примыкает ряд других, относительно более частных философских наук, базирующихся на двух фундаментальных философских науках философия природы (именуемая обычно “философскими проблемами естествознания”), этика, эстетика, логика, научный атеизм, история философии. Не вдаваясь в специальную характеристику каждой из этих наук, ограничимся лишь некоторыми пояснениями. Часть из перечисленных философских дисциплин имеет “пограничный” между философией и частными науками характер (философия природы, история философии, логика).
Следует также иметь в виду, что наряду с изложенным делением философских наук возможно различение ряда других “срезов” философской теории. К ним можно отнести философию человека, охватывающую как существенные аспекты диалектического и исторического материализма, так и другие философские науки, аксиологию, или теорию ценностей, входящую в состав всех философских наук; праксеологию, или теорию деятельности. В процессе развития общества в философии могут возникать новые “срезы” или научные дисциплины.
Материализм и диалектика. В рамках диалектического материализма, условно говоря, можно произвести два структурных “рассечения” — вертикальное и горизонтальное.