Е) Исходные составляющие человеческой психики
54. Марксизм и психоанализ соединил в своих работах:
а) А. Адлер;
в) М. Шелер;
с) Э. Фромм;
д) Ж. Сартр;
е) К. Маркс.
55. Эмпириокритицизм:
а) субъективно-идеалистическое направление в теории познания;
в) теория, опирающаяся на опытное знание;
с) теория искусства;
д) теория материалистическая;
е) этическая теория.
56. Критерий научной рациональности теории по К.Попперу:
а) связь с практикой;
в) принципиальная опровергаемость;
с) логическая соотнесенность с предшествующими знаниями;
д) полезность;
е) непротиворечивость.
57.Назовите представителей философии позитивизма:
а) Гегель, Фейербах, Маркс;
в) О.Конт, Э.Мах,Р.Авенариус;
с) Кьеркегор, Сартр, Камю;
д) Шлейермахер, Дильтей , Гадамер;
е) Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс.
58. Понятие парадигмы ввел:
а) Б. Рассел;
в) Л. Витгенштейн;
с) Г. В. Гегель;
д) Б.Спиноза;
Е) Т. Кун.
59. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в….
а) структурализме,
в) персонализме,
с) экзистенциализме,
д) феноменологии,
е) гносеологии.
60. Позитивизм- это философское направление:
а) провозглашающее интеграцию науки и философии;
в) подвергающее критики систему научного знания;
с) отрицающее философию как самостоятельную науку;
д) утверждение позитивного характера;
е) утверждающее роль науки в познании.
61.Перечислите основные экзистенциальные категории:
а) ответственность, одиночество, выбор, любовь, бытие-в-мире;
в) форма, материя, объект, субстанция;
с) дух, сознание, идея, субъект;
д) мировой разум, Бог-сын;
е) пространство, время, движение.
62. Какая форма анализа исторического развития общества была разработана К. Марксом:
а) цивилизованный;
в) культурологический;
с) технологический;
д) формационный;
е) эволюционный.
Отечественная философия
1.Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям
а) Абай Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин;
в) аль-Фараби, Яссави, ибн-Рушд;
с) Авиценна, Аверроэс;
д) Кашгари, Яссави;
е) Баласагуни, Низами, Саади.
2. Автор «Слов назидания»:
а) Абай Кунанбаев;
б) Ибрай Алтынсарин;
в) Шокан Уалиханов;
г) Мыржакып Дулатов;
д) Шакарим кудайбердиев.
3.Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию
а) Шакарим;
в) Абай;
с) И. Алтынсарин;
д) Коркыт;
е) Ч. Валиханов.
4.Кто всю жизнь искал “Жеруик” (землю обетованную):
а) Асан кайгы;
в) Шалкииз жырау;
с) Бухар-жырау;
д) Доспамбет-жырау;
е) Сыпыра.
5. Казахский просветитель, сторонник “географического детерминизма”:
а) Ш.Уалиханов;
в) Абай;
с) И.Алтынсарин;
д) А.Байтурсынов;
е) Б.Майлин.
6. Представитель религиозной философской антропологии:
а) Абай;
в) Бухар-жырау;
с) Ш.Уалиханов;
д) И.Алтынсарин;
е) М.Дулатов.
7. Назовите основной философский труд Ш. Кудайбердиева.
а) «Проснись, казах»;
в) «Заблудившаяся жизнь»;
с) «Три истины»;
д) «Отрывки из воспоминаний»;
е) «Литературный путеводитель».
8. Просветитель – деист - по философским убеждениям:
а) Шакарим;
в) Бухар;
с) Абай;
д) Яссави;
е) Алтынсарин.
9. Просветитель, призвавший народ к интенсивным методам ведения хозяйства:
а) Шакарим;
в) А.Байтурсынов;
с) М.Жумабаев;
д) М.Дулатов;
е) Досмухамедов.
10. Видный исследователь проблем диалектической логики:
а) Ж.Абдильдин;
в) М.Сужиков;
с) М.Аженов;
д) Т.Габитов;
е) М.Сабитов.
11.“Три истины” Шакарима:
а) научное знание, религиозное откровение, совесть;
в) жизненный опыт, научное знание, совесть;
с) опыт, откровение Бога, совесть;
д) интуиция, чувства, разум;
е) знание, чувства, опыт.
12. Видный исследователь проблем человека в казахстанской философии:
а) К.Абишев;
в) М.Сабитов;
с) С.Акатай;
д) Аженов;
е) Кишибеков.
13. Видный исследователь творчества Аль-Фараби:
а) А.Касымжанов;
в) К.Рахматуллин;
с) Т.Габитов;
д) Алтаев;
е) Аскаров.
14. Казахстан относится:
а) К европейской цивилизации;
в) Азиатской;
с) Евразийской;
д) Тихо-океанской;
е) Степной.
15. Автор произведения «Оян, казах»:
а) Абай Кунанбаев;
б) Ибрай Алтынсарин;
в) Шокан Уалиханов;
г) Мыржакып Дулатов;
д) Шакарим кудайбердиев.
Русская философия
1.Представителями какого направления были русские философы Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский?
а) неокантианство;
в) гегельянство;
с) интуитивизм;
д)иррационализм;
Е) космизм.
2.Кто писал, что цель жизни есть самосовершенствование?
а) Флоренский;
в) Толстой;
с) Достоевский;
д) Булгаков;
е) Ильин.
3.Автор произведения "Русская идея"
а) Н. Бердяев;
в) Г. Шпет;
с) Вл. Ульянов;
д) В.Розанов;
е) Л. Толстой;
4. Представитель персонализма в русской философии
а) Л. Толстой;
в) Д. Мережсковский;
с) Н. Бердяев;
д) Вл. Соловьев;
е) А. Хомяков.
5. Представитель западников в русской философии:
а) П.Я.Чаадаев;
в) С.Л.Франк;
с) А.С. Хомяков;
д) Лосев;
е) Н.А.Бердяев.
6. Философия всеединства В.С.Соловьева исходит:
а) Из единства Бога и Мира;
в) Все едино в Боге;
с) Все едино в сознании;
д) Все едино в Душе;
е) Все едино в чувствах.
7. За общинное развитие Российского общества выступали:
а) славянофилы;
в) западники;
с) религиозные философы;
д) этическое направление;
е) эстетическое направление.
8.Основное понятие в философии А.Н.Бердяева:
а) сознание;
в) свобода;
с) воля;
д) чувства;
е) материя.
9. Роль солнца в возникновении и развитии жизни на планете показал:
а) А.Л. Чижевский;
в) С.Н.Булгаков;
с) Н.К. Рерих;
д) Лосев;
е) Н.А.Бердяев.
10. Автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»:
а) А. Радищев;
в) С.Н.Булгаков;
с) Н.К. Рерих;
д) Лосев;
е) Н.А.Бердяев.
11. Автор произведения «О воспитании»:
а) А. Бестужев;
в) С.Н.Булгаков;
с) Н.К. Рерих;
д) Лосев;
е) Н.А.Бердяев.
12. Русские философы –экзистенцианалисты:
а) А. Радищев, Чернышевский ;
в) С.Н.Булгаков, Ломоносов;
с) Соловьев, Герцен;
д) Лосев, Федоров;
Е) Н.А.Бердяев, Шестов.
13. В терминологии В. Соловьева понятие София-мудрость-это:
а) вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;
в) соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;
с) реализация христианского идеала;
д) субъект всех изменений в мире:
е) совокупный разум «церковного народа» в в отличие от релиниозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви.
14. В терминологии В. Соловьева понятие Историсофия -это:
а) вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;
в) соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;
с) реализация христианского идеала;
д) субъект всех изменений в мире:
е) совокупный разум «церковного народа» в в отличие от релиниозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви.
15. В терминологии В. Соловьева понятие правда-это:
а) вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;
в) соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;
с) реализация христианского идеала;
д) субъект всех изменений в мире:
е) совокупный разум «церковного народа» в в отличие от релиниозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви.
16. Современный российский мыслитель в поиске способа ненасильственных действии стал автором строк: «мораль – дополнительный мотив к обязанностям, мотивированных и без морали»:
а) Радугин;
в) Гусейнов,
с) Мамардашвили;
д) Спиркин;
е) Канке.
17.В своём богословии О.П. Флоренский использует принцип…
а) феноменологической редукции;
в) фальсификация;
с) методологическое сомнение;
д) редукции;
Е) антиномизма.
18. Ключевым моментом философских рассуждений Н.Бердяева является:
а) антроподицея;
в) антропологизм;
с) теоцентризм,;
д) деизм;
е) дуализм.
19.Основной тезис философии западников – это:
а) исключительное влияние западного общества;
в) неизбежность развития России по западному пути;
с) неполноценность России по сравнению с Западным миром;
д) поклонение всему западному;
е) самобытность России.
20. Укажите особенности русской философии, ее отличие от западной:
а) Религиозное реформаторство, правдоискательство, богоискательство, нравственный элемент - основа философии;
в) Демократические идеи, популизм;
с) Трудовая этика и социальная справедливость;
д) Прагматизм, индивидуализм, рационализм;
е) Учение о перерождении души, учение о воздаянии, учение о великом пути жизни.
21.Назовите представителей религиозной философии России 19в:
а) Ленин;
в) Соловьев;
с) Плеханов;
д) Чернышевский;
е) Герцен.
22. Категория человека в философии Н. Бердяева, ее особенности:
а) Человек преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества;
в) Человек - государственный человек. «Государь - отец и мать народа»;
с) «Человек - не статистический центр мира, а ось и вершина эволюции»;
д) Человек - совокупность всех общественных отношений;
е) Человек и его поведение определяются биологическими законами.
23.Какая форма анализа исторического развития общества была разработана Н.А. Данилевским, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби:
а) цивилизованный;
в) культурологический;
с) технологический;
д) формационный;
е) эволюционный.
24. Какое название получила концепция Теяр-де-Шардена и Н.И. Вернадского?
а) концепция ноосферы;
в) концепция биосферы;
с) теория относительности;
д) теория литосферы;
е) теория гидросферы.
Теоретическая философия
1. Герменевтика- это:
а) Учение о практической полезности знания;
в) Искусство и теория толкования текстов;
с) Учение о феноменах человеческого сознании;
д) Учение о чистой модели рациональности;
е) Объяснение мира исходя из него самого.
2.Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения:
а) Марксизма;
в) Прагматизма;
с) Экзистенциализма;
д) Феноменологии;
е) Интуитивизме.
3. Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения:
а) когерентной теории;
в) прагматизма;
с) конвенционализма;
д) феноменологии;
е) интуитивизма.
4. Ценностный аспект истины выражает:
а) аксиология;
в) праксеология;
с) футурология;
д) теория отражения;
е) эмпиризм.
5. “Правда” есть эквивалент истины в аспекте:
а) этическом;
в) эстетическом;
с) прагматическом;
д) космологическом;
е) эмпирической.
6. Сознание – это:
а) высший уровень психической активности человека;
в) божественная благодать;
с) космический разум;
д) средство ориентации;
е) физиологический продукт человеческого.
7. Интуиция – это:
а) божественный дар;
в) непосредственное постижение истины без всякого обоснования;
с) результат упорного труда;
д) интуиция- выдумка, ее нет;
е) способность особо одаренных людей.
8.Укажите закон диалектики:
а) закон всемирного тяготения;
в) закон сохранения вещества и энергии;
с) закон исключенного третьего;
д) закон перехода количественных изменений в качественные различия;
е) закон достаточного основания;
9. Укажите диалектическое понимание отрицания:
а) отрицание - отбрасывание, абсолютное уничтожение старого;
в) отрицание - возврат к прошлому;
с) отрицание - это переход к абсолютно новому;
д) отрицание - как момент связи, как момент развития с удержанием положительного;
е) отрицание- полный разрыв между ступенями развития.
10.Укажите гносеологическую позицию диалектики:
а) целое - это совокупность элементов;
в) целое - это упорядоченное множество элементов;
с) целое - это множество взаимодействующих элементов;
д) целое - это устойчивая система взаимодействующих элементов;
е) целое - это неустойчивая система взаимодействующих элементов, которые в свою очередь рассматриваются как системы.
11. Что называют отрицанием в диалектике:
а) уничтожение старого предмета или явления;
в) частичное разрушение старого;
с) обновление старого;
д) «снятие» старого качества с сохранением количества;
е) разрушение старого количества и сохранения качества.
12. Укажите закон диалектики:
а) закон всемирного тяготения;
в) закон сохранения вещества и энергии;
с) закон исключенного третьего;
д) закон отрицания отрицания;
е) закон достаточного основания.
13. Что можно отнести к производительным силам общества:
а) техника и технология;
в) люди и средства производства;
с) знания, навыки, производственно-технический опыт людей;
д) общественную и частную собственность;
е) памятники архитектуры и искусства.
14.Сферы материи:
а) ощущение, восприятие, представление;
в) гипотеза, теория;
с) понятие, суждение, умозаключение;
д) тезис, антитезис, синтез;