Е) Исходные составляющие человеческой психики

54. Марксизм и психоанализ соединил в своих работах:

а) А. Адлер;

в) М. Шелер;

с) Э. Фромм;

д) Ж. Сартр;

е) К. Маркс.

55. Эмпириокритицизм:

а) субъективно-идеалистическое направление в теории познания;

в) теория, опирающаяся на опытное знание;

с) теория искусства;

д) теория материалистическая;

е) этическая теория.

56. Критерий научной рациональности теории по К.Попперу:

а) связь с практикой;

в) принципиальная опровергаемость;

с) логическая соотнесенность с предшествующими знаниями;

д) полезность;

е) непротиворечивость.

57.Назовите представителей философии позитивизма:

а) Гегель, Фейербах, Маркс;

в) О.Конт, Э.Мах,Р.Авенариус;

с) Кьеркегор, Сартр, Камю;

д) Шлейермахер, Дильтей , Гадамер;

е) Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс.

58. Понятие парадигмы ввел:

а) Б. Рассел;

в) Л. Витгенштейн;

с) Г. В. Гегель;

д) Б.Спиноза;

Е) Т. Кун.

59. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в….

а) структурализме,

в) персонализме,

с) экзистенциализме,

д) феноменологии,

е) гносеологии.

60. Позитивизм- это философское направление:

а) провозглашающее интеграцию науки и философии;

в) подвергающее критики систему научного знания;

с) отрицающее философию как самостоятельную науку;

д) утверждение позитивного характера;

е) утверждающее роль науки в познании.

61.Перечислите основные экзистенциальные категории:

а) ответственность, одиночество, выбор, любовь, бытие-в-мире;

в) форма, материя, объект, субстанция;

с) дух, сознание, идея, субъект;

д) мировой разум, Бог-сын;

е) пространство, время, движение.

62. Какая форма анализа исторического развития общества была разработана К. Марксом:

а) цивилизованный;

в) культурологический;

с) технологический;

д) формационный;

е) эволюционный.

Отечественная философия

1.Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям

а) Абай Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин;

в) аль-Фараби, Яссави, ибн-Рушд;

с) Авиценна, Аверроэс;

д) Кашгари, Яссави;

е) Баласагуни, Низами, Саади.

2. Автор «Слов назидания»:

а) Абай Кунанбаев;

б) Ибрай Алтынсарин;

в) Шокан Уалиханов;

г) Мыржакып Дулатов;

д) Шакарим кудайбердиев.

3.Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию

а) Шакарим;

в) Абай;

с) И. Алтынсарин;

д) Коркыт;

е) Ч. Валиханов.

4.Кто всю жизнь искал “Жеруик” (землю обетованную):

а) Асан кайгы;

в) Шалкииз жырау;

с) Бухар-жырау;

д) Доспамбет-жырау;

е) Сыпыра.

5. Казахский просветитель, сторонник “географического детерминизма”:

а) Ш.Уалиханов;

в) Абай;

с) И.Алтынсарин;

д) А.Байтурсынов;

е) Б.Майлин.

6. Представитель религиозной философской антропологии:

а) Абай;

в) Бухар-жырау;

с) Ш.Уалиханов;

д) И.Алтынсарин;

е) М.Дулатов.

7. Назовите основной философский труд Ш. Кудайбердиева.

а) «Проснись, казах»;

в) «Заблудившаяся жизнь»;

с) «Три истины»;

д) «Отрывки из воспоминаний»;

е) «Литературный путеводитель».

8. Просветитель – деист - по философским убеждениям:

а) Шакарим;

в) Бухар;

с) Абай;

д) Яссави;

е) Алтынсарин.

9. Просветитель, призвавший народ к интенсивным методам ведения хозяйства:

а) Шакарим;

в) А.Байтурсынов;

с) М.Жумабаев;

д) М.Дулатов;

е) Досмухамедов.

10. Видный исследователь проблем диалектической логики:

а) Ж.Абдильдин;

в) М.Сужиков;

с) М.Аженов;

д) Т.Габитов;

е) М.Сабитов.

11.“Три истины” Шакарима:

а) научное знание, религиозное откровение, совесть;

в) жизненный опыт, научное знание, совесть;

с) опыт, откровение Бога, совесть;

д) интуиция, чувства, разум;

е) знание, чувства, опыт.

12. Видный исследователь проблем человека в казахстанской философии:

а) К.Абишев;

в) М.Сабитов;

с) С.Акатай;

д) Аженов;

е) Кишибеков.

13. Видный исследователь творчества Аль-Фараби:

а) А.Касымжанов;

в) К.Рахматуллин;

с) Т.Габитов;

д) Алтаев;

е) Аскаров.

14. Казахстан относится:

а) К европейской цивилизации;

в) Азиатской;

с) Евразийской;

д) Тихо-океанской;

е) Степной.

15. Автор произведения «Оян, казах»:

а) Абай Кунанбаев;

б) Ибрай Алтынсарин;

в) Шокан Уалиханов;

г) Мыржакып Дулатов;

д) Шакарим кудайбердиев.

Русская философия

1.Представителями какого направления были русские философы Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский?

а) неокантианство;

в) гегельянство;

с) интуитивизм;

д)иррационализм;

Е) космизм.

2.Кто писал, что цель жизни есть самосовершенствование?

а) Флоренский;

в) Толстой;

с) Достоевский;

д) Булгаков;

е) Ильин.

3.Автор произведения "Русская идея"

а) Н. Бердяев;

в) Г. Шпет;

с) Вл. Ульянов;

д) В.Розанов;

е) Л. Толстой;

4. Представитель персонализма в русской философии

а) Л. Толстой;

в) Д. Мережсковский;

с) Н. Бердяев;

д) Вл. Соловьев;

е) А. Хомяков.

5. Представитель западников в русской философии:

а) П.Я.Чаадаев;

в) С.Л.Франк;

с) А.С. Хомяков;

д) Лосев;

е) Н.А.Бердяев.

6. Философия всеединства В.С.Соловьева исходит:

а) Из единства Бога и Мира;

в) Все едино в Боге;

с) Все едино в сознании;

д) Все едино в Душе;

е) Все едино в чувствах.

7. За общинное развитие Российского общества выступали:

а) славянофилы;

в) западники;

с) религиозные философы;

д) этическое направление;

е) эстетическое направление.

8.Основное понятие в философии А.Н.Бердяева:

а) сознание;

в) свобода;

с) воля;

д) чувства;

е) материя.

9. Роль солнца в возникновении и развитии жизни на планете показал:

а) А.Л. Чижевский;

в) С.Н.Булгаков;

с) Н.К. Рерих;

д) Лосев;

е) Н.А.Бердяев.

10. Автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»:

а) А. Радищев;

в) С.Н.Булгаков;

с) Н.К. Рерих;

д) Лосев;

е) Н.А.Бердяев.

11. Автор произведения «О воспитании»:

а) А. Бестужев;

в) С.Н.Булгаков;

с) Н.К. Рерих;

д) Лосев;

е) Н.А.Бердяев.

12. Русские философы –экзистенцианалисты:

а) А. Радищев, Чернышевский ;

в) С.Н.Булгаков, Ломоносов;

с) Соловьев, Герцен;

д) Лосев, Федоров;

Е) Н.А.Бердяев, Шестов.

13. В терминологии В. Соловьева понятие София-мудрость-это:

а) вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;

в) соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;

с) реализация христианского идеала;

д) субъект всех изменений в мире:

е) совокупный разум «церковного народа» в в отличие от релиниозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви.

14. В терминологии В. Соловьева понятие Историсофия -это:

а) вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;

в) соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;

с) реализация христианского идеала;

д) субъект всех изменений в мире:

е) совокупный разум «церковного народа» в в отличие от релиниозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви.

15. В терминологии В. Соловьева понятие правда-это:

а) вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;

в) соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;

с) реализация христианского идеала;

д) субъект всех изменений в мире:

е) совокупный разум «церковного народа» в в отличие от релиниозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви.

16. Современный российский мыслитель в поиске способа ненасильственных действии стал автором строк: «мораль – дополнительный мотив к обязанностям, мотивированных и без морали»:

а) Радугин;

в) Гусейнов,

с) Мамардашвили;

д) Спиркин;

е) Канке.

17.В своём богословии О.П. Флоренский использует принцип…

а) феноменологической редукции;

в) фальсификация;

с) методологическое сомнение;

д) редукции;

Е) антиномизма.

18. Ключевым моментом философских рассуждений Н.Бердяева является:

а) антроподицея;

в) антропологизм;

с) теоцентризм,;

д) деизм;

е) дуализм.

19.Основной тезис философии западников – это:

а) исключительное влияние западного общества;

в) неизбежность развития России по западному пути;

с) неполноценность России по сравнению с Западным миром;

д) поклонение всему западному;

е) самобытность России.

20. Укажите особенности русской философии, ее отличие от западной:

а) Религиозное реформаторство, правдоискательство, богоискательство, нравственный элемент - основа философии;

в) Демократические идеи, популизм;

с) Трудовая этика и социальная справедливость;

д) Прагматизм, индивидуализм, рационализм;

е) Учение о перерождении души, учение о воздаянии, учение о великом пути жизни.

21.Назовите представителей религиозной философии России 19в:

а) Ленин;

в) Соловьев;

с) Плеханов;

д) Чернышевский;

е) Герцен.

22. Категория человека в философии Н. Бердяева, ее особенности:

а) Человек преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества;

в) Человек - государственный человек. «Государь - отец и мать народа»;

с) «Человек - не статистический центр мира, а ось и вершина эволюции»;

д) Человек - совокупность всех общественных отношений;

е) Человек и его поведение определяются биологическими законами.

23.Какая форма анализа исторического развития общества была разработана Н.А. Данилевским, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби:

а) цивилизованный;

в) культурологический;

с) технологический;

д) формационный;

е) эволюционный.

24. Какое название получила концепция Теяр-де-Шардена и Н.И. Вернадского?

а) концепция ноосферы;

в) концепция биосферы;

с) теория относительности;

д) теория литосферы;

е) теория гидросферы.

Теоретическая философия

1. Герменевтика- это:

а) Учение о практической полезности знания;

в) Искусство и теория толкования текстов;

с) Учение о феноменах человеческого сознании;

д) Учение о чистой модели рациональности;

е) Объяснение мира исходя из него самого.

2.Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения:

а) Марксизма;

в) Прагматизма;

с) Экзистенциализма;

д) Феноменологии;

е) Интуитивизме.

3. Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения:

а) когерентной теории;

в) прагматизма;

с) конвенционализма;

д) феноменологии;

е) интуитивизма.

4. Ценностный аспект истины выражает:

а) аксиология;

в) праксеология;

с) футурология;

д) теория отражения;

е) эмпиризм.

5. “Правда” есть эквивалент истины в аспекте:

а) этическом;

в) эстетическом;

с) прагматическом;

д) космологическом;

е) эмпирической.

6. Сознание – это:

а) высший уровень психической активности человека;

в) божественная благодать;

с) космический разум;

д) средство ориентации;

е) физиологический продукт человеческого.

7. Интуиция – это:

а) божественный дар;

в) непосредственное постижение истины без всякого обоснования;

с) результат упорного труда;

д) интуиция- выдумка, ее нет;

е) способность особо одаренных людей.

8.Укажите закон диалектики:

а) закон всемирного тяготения;

в) закон сохранения вещества и энергии;

с) закон исключенного третьего;

д) закон перехода количественных изменений в качественные различия;

е) закон достаточного основания;

9. Укажите диалектическое понимание отрицания:

а) отрицание - отбрасывание, абсолютное уничтожение старого;

в) отрицание - возврат к прошлому;

с) отрицание - это переход к абсолютно новому;

д) отрицание - как момент связи, как момент развития с удержанием положительного;

е) отрицание- полный разрыв между ступенями развития.

10.Укажите гносеологическую позицию диалектики:

а) целое - это совокупность элементов;

в) целое - это упорядоченное множество элементов;

с) целое - это множество взаимодействующих элементов;

д) целое - это устойчивая система взаимодействующих элементов;

е) целое - это неустойчивая система взаимодействующих элементов, которые в свою очередь рассматриваются как системы.

11. Что называют отрицанием в диалектике:

а) уничтожение старого предмета или явления;

в) частичное разрушение старого;

с) обновление старого;

д) «снятие» старого качества с сохранением количества;

е) разрушение старого количества и сохранения качества.

12. Укажите закон диалектики:

а) закон всемирного тяготения;

в) закон сохранения вещества и энергии;

с) закон исключенного третьего;

д) закон отрицания отрицания;

е) закон достаточного основания.

13. Что можно отнести к производительным силам общества:

а) техника и технология;

в) люди и средства производства;

с) знания, навыки, производственно-технический опыт людей;

д) общественную и частную собственность;

е) памятники архитектуры и искусства.

14.Сферы материи:

а) ощущение, восприятие, представление;

в) гипотеза, теория;

с) понятие, суждение, умозаключение;

д) тезис, антитезис, синтез;

Наши рекомендации