Наука в культуре современной цивилизации.

Познание – это сложный процесс. Нельзя сводить все познавательные процессы лишь к научному познанию. Существуют такие специфические формы знания как мифология, религия, философия и т.д. Главным отличием научного познания от других форм вненаучного познания является то, что научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Как уже было отмечено, основными задачами научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов реальной действительности.

Следует уточнить такие понятия как объективный, истинный и рациональный. Объективный – относящийся к предмету, предметный, вещный, реальный, фактический, не являющийся только мыслимым, не зависящий и абстрагирующийся от субъекта, от субъективного мнения; имеющий значение для всякого познающего существа, общезначимый. В этом смысле научное познание стремится получить именно объективное знание о мире.

Определение понятия «истина» - это непростая задача. Рассмотрению основных концепций истины будет посвящена отдельная глава данного пособия. Пока остановимся на следующем определении понятия «истинный»: истинный – это соответствующий действительному положению вещей. Таким образом, научное знание есть истинное знание, так как только на соответствующем реальной действительности знании можно выстраивать эффективную практическую деятельность. Практика в данном случае выступает и критерием истинности знания и одновременно целью познавательной деятельности, в том числе и научной, а истина рассматривается в качестве основной ценности, высшей ценности научного познания.

Понятие «рациональный» имеет два основных значения:

1) разумный, отправляющийся от разума (противоположность – иррациональный);

2) соответствующий разуму, целесообразный, практический.

Исходя из этих двух определений, можно сделать вывод, что научное знание есть знание рациональное в обоих вышеприведенных значениях.

Кроме научного знания существуют следующие формы вненаучного знания:

1. донаучное, выступающее предпосылкой для научного знания;

2. паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;

3. лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

4. квазинаучное знание, которое ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения;

5. антинаучное как утопическое и сознательно искажающее представление о действительности;

6. псевдонаучное знание - знание, которое представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий;

7. девиантное и анормальное знание – это знание, которое можно рассматривать как отклонение от общепринятых норм, стандартов научной деятельности.

Уже на ранних этапах человеческой истории существовал еще один вид вненаучного познания – это обыденно-практическое знание, которое представляет собой элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Это знание, получаемое на основе опыта повседневной жизни. Именно это знание, а точнее – часть его, можно рассматривать в качестве донаучного знания. Его основной особенностью является то, что оно используется человеком неосознанно и в своем применении не требует предварительных процедур доказательства.

Определяя науку как творческую деятельность по получению нового знания и как результат этой деятельности, можно выделить четыре основные стороны бытия науки:

1. это сложный, противоречивый процесс получения нового знания;

2. это результат данного процесса, некая развивающаяся система;

3. социальный институт со всей своей инфраструктурой;

4. важнейший элемент культуры.

Прежде, чем обсуждать вопрос соотношения науки, научного познания с другими сферами духовной жизни общества, такими, как религия, искусство, философия, необходимо четко сформулировать критерии научности, рассмотреть основные особенности научного познания:

1. Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности.

2. На основе знания объективных законов действительности наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения.

3. Научное знание – это знание системное, не разрозненное, приведенное в определенную систему понятий, теорий.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – это достижение объективной истины.

6. В процессе научного познания применяются как материальные средства (научное оборудование), так и идеальные (духовные) средства и методы (например, современная логика, математические методы, системный, синергетический и др. приемы).

7. Научное познание характеризуется строгой доказательностью.

8. Результаты научного познания должны быть опытно проверяемыми, и должна быть возможность многократного их воспроизведения.

Таким образом, опираясь на вышеперечисленные критерии научного познания можно провести «демаркационную линию» между научным и вненаучным знанием.

Процесс научного познания есть единыйпроцесс получения нового знания. С этой точки зрения науку можно рассматривать как целостную развивающуюся систему, имеющую довольно сложную структуру. Можно выделить следующие компоненты данной структуры:

1. Субъект науки– отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – все общество в целом.

2. Объект (предмет, предметная область) науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

3. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины.

4. Язык данной научной дисциплины, который включает в себя как термины естественного, так и искусственно созданные знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.

При ином подходе к анализу структуры научного знания в нем различают такие элементы: фактический материал, результаты первоначального обобщения, проблемы и гипотезы, законы, принципы, картины мира, философские установки, социокультурные ценностные основы, методы, идеалы и нормы научного познания и т.д. Рассмотрим некоторые из этих элементов.

Идеалы и нормы научного познания –совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Целостное единство этих норм и идеалов выражается в понятии «стиль мышления». Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

Понятие «философские основания науки» выражает философские идеи и принципы, которые содержаться в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Научная картина мира –это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий.

Выявление структуры науки в аспекте ее деления на множество научных дисциплин ставит непростую проблему классификации наук. Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю (IV в. до н. э.). Весь комплекс современного ему знания он разделил на три группы: 1) теоретическое знание (знание ради себя самого); 2) практическое знание (дает руководящие идеи для поведения человека); 3) творческое знание (познание прекрасного). В свою очередь теоретическое знание Аристотель также разделил на три части: «первая философия», математика и физика. Формальную логику Аристотель рассматривал как «органон», то есть орудие всякого познания.

В истории философской мысли к этой проблеме обращались не один раз. Свои классификации наук предлагали Ф. Бэкон, Г. В. Ф. Гегель, О. Конт, Ф. Энгельс, а также представители неокантианства. В ХХ столетии великий русский ученый и философ В. И. Вернадский предложил оригинальную классификацию наук: 1) науки, которые охватывают всю реальность, космические просторы; 2) науки, объекты которых свойственны только для нашей планеты Земля.

Система научного знания постоянно развивалась и продолжает развиваться. Что касается классификации современных наук, то они проводятся по разным основаниям.

По предмету и методу можно выделить науки о природе – естествознание, науки об обществе – социально-гуманитарные науки. Отдельную группу составляют технические науки. А математика рассматривается как методологическое «орудие».

Слово «естествознание» означает знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову «природа» соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем в 17-19 в.в. языком науки, все науки о природе стали называться «Naturwissenchaft». На этой же основе появился и термин «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову «природа» очень близко слово «физис» («фюзис»). Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.

2. Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности, то есть множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д.).

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном. Это следующие загадки, две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии:

1. Физика: сущность материи и силы – происхождение движения.

2. Биология: происхождение жизни – целесообразность природы.

3. Психология: возникновение ощущения и сознания – возникновение мышления и речи - свобода воли.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Однако в нем есть и определенная упорядоченность, иерархичность. Так, например, существует следующая классификация естественных наук по сферам интересов:

материя жизнь человек Земля Вселенная
физика, химия, физическая химия биология, ботаника, зоология анатомия, физиология, учение о наследственности геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география астрономия, астрофизика, астрохимия

В 60-х гг. прошлого века свою классификацию наук предложил известный отечественный философ и историк науки Б. М. Кедров. Он построил свою классификацию, исходя их взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естествознания, общественных наук и философии.

Эта классификация выглядит следующим образом:

1) Философские науки: диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика.

3) Естествознание и технические науки:

- механика;

- астрономия и астрофизика;

- физика (физическая химия, химическая физика);

- химия и геохимия;

- геология;

- география;

- биохимия;

- биология;

- физиология человека;

- антропология.

4) Социальные науки:

А. история:

- археология;

- этнография;

- экономическая география;

- социально-экономическая статистика.

Б. науки о базисе и надстройке:

- политическая экономия;

- науки о государстве и праве;

- история искусств;

В. Языкознание:

- психология;

- педагогические науки;

- науки об отдельных формах общественного сознания.

Существует и еще одно разделение наук – это деление научных дисциплин на фундаментальные и прикладные науки. Установившееся понимание фундаментальной и прикладной науки состоит в то, что проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Прикладные науки, таким образом, имеют своей целью осуществление практического применения добытого знания.

Проблемы, возникающие внутри самой науки, называются фундаментальными. Таким образом, фундаментальная наука направлена на получение самого знания о мире как таковом. Собственно, именно фундаментальные исследования направлены в той или иной мере на решение мировых загадок.

Не следует слово «фундаментальный» смешивать здесь со словом «большой», «важный». Прикладное исследование может иметь очень большое значение, как для практической деятельности, так и для самой науки, в то время как фундаментальное исследование может оказаться пустяковым. Здесь очень важно предвидеть, какое значение результаты фундаментального исследования могут иметь в будущем. Так, еще в середине 19-го века исследования по электромагнетизму (фундаментальные исследования) считались весьма интересными, но не имеющими никакого практического значения. При распределении средств на научные исследования руководители, экономисты должны, бесспорно, ориентироваться в определенной мере в современном естествознании, чтобы принять правильное решение.

Дисциплинарное деление научного познания порождает многочисленные проблемы взаимоотношений естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин, определения специфики предмета исследования и методов конкретных наук. Но это проблемы внутреннего характера. Существуют также и многочисленные проблемы, связанные с тем, как соотносятся между собой наука и другие сферы духовной жизни общества. Например, каково же соотношение науки и философии?

Ответ на этот вопрос в современной философии науки выглядит таким образом:

Во-первых, научное мышление ограничено постижением конечного, философию же интересует мир в целом, она устремлена к постижению универсума. Поэтому справедливо считать философию наукой «о первоначалах и первопричинах».

Во-вторых, частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, то есть независимо от человека. В глазах философов мир – это живое динамичное целое и основным философским вопросом является вопрос об отношении мышления к бытию, человека к миру.

В третьих, философия всегда стремилась выявить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. И в этом смысле философия выполняет по отношению к любому виду познания, в том числе и научного, методологическую роль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня соотношение науки и философии состоит в том, что развитие философии стимулируется развитием частных наук, достижения в области философского знания являются «строительными лесами» научных открытий. Современная философия решает проблему теоретических оснований науки и проблемы роста научного знания.

Искусство– это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Другими словами, это особый вид познания, освоения действительности с помощью образов. Основной чертой искусства является личностно-субъективное, личностно-эмоциональное видение мира. Если рассматривать искусство как узнавание прекрасного, а прекрасное в свою очередь рассматривать как «несокрытую» истину, наделяя прекрасное, эстетическое законодательной силой, то в этом плане искусство может претендовать на роль парадигмальной установки для познания вообще и научного познания в частности.

В современном обществе наука вплетена во все сферы человеческой деятельности. Выше уже говорилось об основных функциях научного познания: объясняющей и прогностической функции. Однако можно выделить и другие функции, которые выполняет наука сегодня:

Культурная функция науки заключается не только в том, что наука есть совокупный потенциал культуры, эта функция обнаруживает себя также как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания.

Наука в функции фактора социальной регуляциивоздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.

Исследователи обращают внимание на проективно-конструктивную функцию науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга.

Экологическая функциянауки направлена на сохранение природы вообще и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.

В философии науки широко обсуждается вопрос социальных последствий научных открытий. Этот вопрос встал перед учеными наиболее остро именно в ХХ столетии, когда стало понятно, что многие научные открытия могут принести наряду с пользой огромный вред, поставить под угрозу само существование человечества. Известный писатель и философ С. Лем в своей книге «Сумма технологии» утверждал, что технологию следует признать «орудием достижения различных целей, выбор которых зависит от уровня развития цивилизации, общественного строя и которые подлежат моральным оценкам. Технология дает средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления - это наша заслуга или наша вина». Так, экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не столько научно-техническим прогрессом, сколько недостаточным распространением в обществе научных знаний и культуры в общем смысле этого слова. Поэтому сейчас много внимания уделяется гуманитарному образованию, гуманизации общества. Для человека одинаково важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль.

С другой стороны, влияние науки на все сферы жизни стремительно растет. Необходимо признать, что на нашу жизнь, на судьбы цивилизации, в конечном счете, открытия ученых и технические достижения, с ними связанные, повлияли гораздо больше, чем все политические деятели прошлого. В то же время уровень естественнонаучного образования большинства людей остается невысоким. Плохо или неверно усвоенная научная информация делает людей восприимчивыми к антинаучным идеям, мистике, суевериям. Но современному уровню цивилизации может соответствовать только «человек культуры», причем здесь имеется в виду культура единая: как гуманитарная, так и естественнонаучная.

Наши рекомендации