Структура диалектического материализма
Метод |
Теория |
Диалектика |
Материализм |
В “вертикальном” рассечении диалектический материализм представляет собой единство двух частей, или философских концепций — материализма и диалектики. Различие этих частей, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы материализм — основной, диалектика — второй вопрос философии. Различие двух наиболее широких философских концепций с полной очевидностью проявилось и в том, что в истории философской мысли они развивались нередко отдельно друг от друга. Весьма примечательно, что в домарксистской философии материализм достигает наивысшей ступени развития тогда, когда он отделяется (и даже противопоставляется1) от диалектики, выступает в форме метафизического материализма (Фейербах), а диалектика получает наивысшее развитие на базе объективного идеализма (Гегель)
Являясь различными концепциями, которые могут быть изложены в виде различных частей теории диалектического материализма, материализм и диалектика образуют в то же время неразрывное единство, единую теорию диалектического материализма. Единство этих концепций определяется тем, что ни один вопрос материализма не может быть научно решен без применения диалектики, так же, как ни один вопрос диалектики не может быть научно решен иначе, как на основе материализма. Материализм становится научным, когда он включает в себя идею развития, интегрирует в себе идею бесконечного многообразия развивающегося мира. Нельзя научно понять и обосновать идею первичности материи, вторичности сознания, не рассматривая сознание как продукт бесконечного развития материи. Идея первичности и вторичности необходимо включает в себя идею развития.
В противоположность идеалистической диалектике Гегеля, имевшей непоследовательный характер, повернутой в прошлое, но не в настоящее и будущее, научная диалектика опирается на концепцию бесконечной материи, способной к бесконечному развитию, благодаря чему снимается метафизическое ограничение, наложенное идеализмом Гегеля на его диалектику.
Важнейшие уроки развития философской мысли, преподанные философскими системами Гегеля и Фейербаха, состоят в том, что материализм и диалектика не могут получить последовательный, научный характер, пока они развиваются в отрыве друг от друга. Материализм и диалектика становятся научными, когда они развиваются в единстве
Различение материализма и диалектики как двух концепций, или частей, — лишь первый шаг в выяснении структуры диалектического материализма. Второй шаг состоит в том, чтобы определить соотношение этих частей, их роль в единой философской теории. Материализм и диалектика не являются “равноправными” концепциями; материализм — определяющая, ведущая концепция, обусловливающая теоретическую суть диалектического материализма, его место среди других философских направлений и течений, диалектика — подчиненная, зависимая концепция. Решая основной вопрос философии, материализм выясняет наиболее широкую природу, или сущность, мира — его материальность. Диалектика раскрывает весьма существенную сторону материального мира — его развитие.
Идя в понимании структуры диалектического материализма дальше констатации единства двух частей — материализма и диалектики, мы должны признать, что материализм — это целое, а диалектика — его неотъемлемый элемент или сторона Материализм, согласно Ленину, включает в себя диалектику.
Соотношение материализма и диалектики определяется объективной связью материи как субстанции мира и развития как атрибута этой субстанции. Поскольку материя обладает внутренним свойством
развития, теория материи, или материализм, включает в себя теорию
развития, диалектику. Связь материализма и диалектики можно определить, таким образом, как включение диалектики в научный материализм. Именно материализм обусловливает теоретическую и партийную определенность философии марксизма. Диалектика как таковая,
вне теории материализма или идеализма, не является концепцией, образующей основные направления философской мысли.
Определение Маркс, Энгельс и Ленин всегда со всей
философиикатегоричностью определяли свою философию
марксизмакак материализм. “Философия Маркса, — писал Ленин, — есть законченный философский материализм”, обогащенный диалектикой1. Законченность — важная характеристика научного материализма Маркса, Энгельса, Ленина. Она означает прежде всего, что научный материализм был “достроен до верху”, распространен на общество, в то время как весь предшествующий материализм был таковым только в объяснении природы и сочетался с идеализмом в объяснении общества.
Однако законченность материализма имеет и другой, нередко не замечаемый в популярных изложениях философии смысл — окончательный характер решения важнейших философских вопросов, их принципиальное решение, которое не подлежит пересмотру в будущем. Нетрудно понять, что мы опять подошли к парадоксу научности философии, к решению которого перейдем позднее.
Следует предостеречь от одной распространенной ошибки. Во многих руководствах по философии диалектический материализм отождествляется с материалистической диалектикой. Между тем материалистическая диалектика — это только составная часть, элемент диалектического материализма. Игнорирование такого различия связано не только с непониманием языковых смысловых различий, обусловленных перестановкой определяющих (диалектический) и определяемых (материализм) терминов, но и с прямыми или скрытыми попытками растворить материализм в диалектике, с недооценкой материализма как теории и метода марксизма.
Теория и метод.Всякая наука, или теория, представляет собой единство собственно теории и метода. Теория — это описание и объяснение действительности. Она отвечает на вопрос что такое действительность. Так, физика описывает и объясняет физические объекты — элементарные частицы, вещество, поля и т. д. Химия описывает и объясняет мир химических элементов и их соединений, или “менделеевский мир”, подчиняющийся открытому Д.И. Менделеевым периодическому закону. Идя дальше, в рамках вопроса что следует выделить также вопрос почему — почему изучаемые объекты, таковы, каковы они есть. Почему пространство поля тяготения искривлено? Почему возникают химический мир, жизнь, человек?
Исходя из теоретического понимания тех или иных областей окружающего мира, мы формируем подход к дальнейшему познанию и практическому изменению вещей и явлений, способ познания и практического действия. Этот подход или способ познания и практического действия составляет метод (познания и практического действия). Метод отвечает на вопрос как познавать и изменять действительность.
Каждая теория и ее элемент, описывая или объясняя действительность, в то же время выступает в качестве метода, т. е. находит свое применение в дальнейшем познании и практическом действии.
Положения теории относительности Эйнштейна служат одновременно методом познания физической реальности, учитываются в практике физических экспериментов. Эволюционная теория Дарвина выступает не только в качестве описания и объяснения биологической эволюции, но и в качестве метода ее дальнейшего исследования и практики селекции новых форм животных и растений, биотехнологии, генной инженерии. Теория состоит из принципов, понятий, концепций и т. д., каждый из этих элементов превращается в принципы и требования метода.
Теория и метод взаимосвязаны. В этом единстве теория выступает определяющим элементом, поскольку способ познания и практического действия определяется прежде всего природой самой действительности, отображаемой теорией. Метод, как способ познавательного и практического действия человека, включает в себя также существенные черты, зависящие от познающего и действующего человека, субъекта познания и практического действия. Однако определяющей стороной метода, как единства объективного и субъективного, остается все же объективное, определяемое объективной действительностью. Так, человек не может познавать мир, не расчленяя его на отдельности и мысля эти отдельности одну после другой, хотя в реальной действительности все они выступают в единстве или в иной, объективной последовательности. Однако в конечном счете сам процесс расчленения единой реальности определяется ее объективной структурой и направлен в конечном счете на то, чтобы познать объективную природу и структуру исследуемой области действительности.
Познание и практическое действие, не считающиеся с действительной природой объекта, действительным положением дел в обществе, обречены на неудачу.