От античности до Нового времени
Тема 2. История мировой культуры.
1. Античная культура
2.Культура западноевропейского средневековья
3. Культура Византии.
4. Культура эпохи Возрождения и Реформации
5. Культура Нового времени
1. Античная культура
Античность — эпоха в истории культуры, в которую уходит корнями современная цивилизация. Античность включает два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее позволяет говорить об Античности как определенной целостности.
Древнегреческая культура прошла в своем развитии ряд этапов:
• гомеровский (IX–VIII в. до н. э.);
• архаический — «архайос» в переводе с греческого «древний» (VII –VI в.);
• классический (конец VI в. до н. – середина II в. до н. о.)
Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу, всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть «Илиада» и «Одиссея» Гомера и поэмы «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Оба поэта ведут свое повествование от имени муз, давая понять тем самым, что опираются на вполне падежные авторитеты.
Ко времени Гомера и Гесиода греческая мифология в основном сформировалась. Роли богов распределены по профессиям (Гера покровительница рожениц, Посейдон — бог моря, Аид — бог подземного мира, Аполлон бог солнца и музыки, Артемида богиня охоты, Арес — бог войны, Афродита — богиня любви, Гефест — бог огня, Гермес — бог торговли, Дионис — бог виноделия, Афина — богиня мудрости и ремесел и т. д.). Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут, как люди, и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов — не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, всегда можно просто показать пальцем.
Культура античной Греции значительно отличается от предшествующих: грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Г реки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру.
Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город-государство, или полис. Одним из важных принципов греческой культуры была атональность (состязательность), в которой главную роль играли состязания художественные (соревнования поэтов-трагиков, музыкантов, аэдов и рапсодов) и спортивные (Олимпийские игры). Следует, однако, отметить, что, участвуя в соревнованиях, свободный грек проявлял себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности города-государства. Даже в том случае, когда в честь победителя сооружали статую, в ней отсутствовали индивидуальные черты. Это был типичный образ победителя. Состязания, как правило, приурочивали к праздникам в честь богов-покровителей того или иного полиса. Так, например, раз в четыре года отмечался праздник в честь богини мудрости Афины Большие Панафинеи.
Широкую известность приобрели празднества, посвященные богу вина и виноделия Дионису, ставшие в эпоху архаики основой, на которой сформировалось древнегреческое театральное искусство.
Говоря о древнегреческой культуре нельзя не упомянуть философию, которая занимала важное и почетное место в системе древнегреческой культуры. Древнегреческая философия интересна не только тем, что она сформировала свой собственный подход к человеку и миру, создав тем самым мировоззренческий фундамент западноевропейской мысли вплоть до XX столетия. Отдельно в истории Древней Греции стоит имя Демокрита (460 370 до н. э.). Ему принадлежит попытка создания первой универсальной философской системы на основе атомарной теории. Открытый Демокритом атом является мельчайшей неделимой частицей. Соединяясь, атомы формируют системы - конкретные вещи. Основные положения атомарной теории Демокрита практически в неизменном виде просуществовали вплоть до конца XIX в. нашей эры. Большим достижением атомистов являются два новых положения: о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве. Вопрос о статусе личности, ее этических и социальных основаниях становится центральным в философии Сократа (470– 399 до н. э.), имя которого является синонимом философии и мудрости. Человек, не оставивший после себя ни одной строчки и утверждающий «Я знаю только то, что ничего не знаю», сегодня оценивается как ключевое явление не только в рамках античной культуры, но и всей истории западноевропейского мировоззрения.
Энциклопедический ум Аристотеля пытается по-своему рассмотреть эти явления в общественной и научной жизни; он разрабатывает масштабное учение о сущности, материи и форме, исследуя проблемы соотношения единичного и общего, материального и духовного, рационального и чувственного. Он раскрывает философский смысл таких понятий, как бесконечность, пространство, время, движение, создавая всеобъемлющую систему категорий.
Другой важнейшей частью древнегреческой культуры было искусство, ведущими направлениями которого являлись архитектура, скульптура, вазопись и театр.
Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Скульптура представлена именами Мирона, Поликлета (ранняя классика), Фидия (высокая классика), Праксителя, Лисиппа (поздняя классика).
Мирон, создав статую «Дискобола», привнес в скульптуру движение. Фидий ознаменовал собой новый этап в развитии древнегреческой скульптуры, создав монументальные образы Зевса Олимпийского, Афины Парфенос и другие. После греко-персидской войны, когда старый Акрополь был разрушен, Фидий стал главным архитектором новой постройки; под его непосредственным руководством был построен знаменитый Парфенон, и Фидий лично выполнил скульптурный фриз этого храма. На фризе Парфенона более 200 фигур, и ни одна из них не повторяется.
Театральное искусство было чрезвычайно популярно в Древней Греции, и его важность признавали все, так что во времена Перикла (V в. до н. э.) неимущим гражданам даже выделялись деньги на покупку входных билетов в театр. Проводились настоящие театральные соревнования.
В наибольшей степени особенности античной полисной культуры выразил жанр трагедии, яркими представителями которого явились Эсхил, Софокл и Еврипид. Первый показал в своем творчестве людей-героев, борющихся с неумолимой судьбой. Второй изобразил людей таким и, какими они должны быть, а третий - такими, какие они есть на самом деле. Становление и закат древнегреческой трагедии напрямую связаны с развитием и упадком полисной системы. Именно полисный коллективизм и позволял трагедии осуществлять свои культурные и общественные функции, прежде всего функцию духовного очищения, то, что называется «катарсис».
Роль античности в формировании европейской культуры чрезвычайно велика.
2.Культура западноевропейского средневековья
На развалинах античной цивилизации вырастает европейская культура. Христианство явилось одной из главной составляющих частей этой культуры. Периодизация средневековой культуры такова: раннее Средневековье (V X в.); высокое Средневековье (XI XIII в.); позднее Средневековье (XIII XIV в.). Как известно, христианство зародилось в I в. в Палестине. На первых порах оно стало религией рабов, потому что обращалось прежде всего к ним, обещая им награду за их страдания в этом мире. Когда римская власть поняла всю опасность для себя этой новой религии, было уже поздно: христианство стало мощной духовной силой.
Господствующая в Риме религия уже не в состоянии справиться с нарастающей духовной деградацией общества, прежде всего потому, что, как всегда в такой ситуации, начинается вторжение иноземных религий. В этих условиях христианство и проникает в самое сердце огромной империи, постепенно завоевывая умы и сердца не только рабов, но и правящих классов.
Римская империя была настолько ослаблена внутренними раздорами, что не могла полноценно сопротивляться наступавшим варварам. Сначала произошло ее разделение на Западную и Восточную части (396 г.), в 476 г. пал Рим, а в 488 г., после захвата новой столицы Равенны, окончательно прекратила свое существование Западная Римская империя, хотя Восточная, под именем Византии, просуществовала еще около 1000 лет.
Культура в эллинистическом мире была одна — греко-римская, христианство против нее восставало. Тем более первые христиане с нетерпением ожидали второго пришествия Христа и не собирались связывать себя с «миром дольним», зная, что в «мире горнем» получат царствие небесное. Поэтому говорить о христианстве как о культуре, вероятно, можно с того момента, когда христиане осознали, что пришествие Иисуса Христа откладывается. Начинается строительство христианских храмов, потом появляются монастыри.
Культура в эллинистическом мире была одна — греко-римская, христианство против нее восставало. Тем более первые христиане с нетерпением ожидали второго пришествия Христа и не собирались связывать себя с «миром дольним», зная, что в «мире горнем» получат царствие небесное. Поэтому говорить о христианстве как о культуре, вероятно, можно с того момента, когда христиане осознали, что пришествие Иисуса Христа откладывается. Начинается строительство христианских храмов, потом появляются монастыри.
Основные положения христианского вероучения выведены из Библии, трудов Отцов церкви и закреплены решениями Вселенских соборов. Главной книгой христиан всего мира является Новый Завет. Христианский дуализм проявился и в разделении земной власти на духовную (во главе с папой Римским) и светскую (возглавляемую императором), что сказалось даже в архитектуре: многие романские и готические храмы имеют две равновеликие башни, олицетворяющие власть. В религиозном отношении античный пантеизм сменился теизмом и геоцентризмом, утверждающими центральное место Бога и его безграничную власть над природой и человеком. В центр мироздания христианство поставило единого Бога-Творца.
Культура Средневековья возникла примерно в V в. н.э. как синтез трех культур: христианской, античной и варварской. Нередко говорят, что Средневековье — это «темные века», и по отношению к раннему этапу (до X в.) это справедливо. Было забыто многое из античного наследия. К примеру, когда умер остготский король Теодорих, и ему необходимо было построить гробницу, то купол выдалбливали из огромного цельного камня, так как утратили секреты возведения сводов. Наверное, единственным общественным институтом, в котором сосредоточивалась духовная культура, стала церковь, создавшая аппарат мощного религиозного воздействия на массы. Духовенство стало носителем христианства и средоточием его духовных сущностей.
Особое место в средневековой культуре занимала философия, в основе которой лежала проблема соотношения веры и знания, христианских догм и метафизических истин. Во II—VIII вв. формируются многочисленные доктрины отцов церкви, которые в своей совокупности получили название патристики. Одним из первых, кто попытался построить целостную философскую систему на основе христианских догматов был, Ориген (185-253), видный ученый, теолог, философ.
Он разработал теорию о трех смыслах Библии — буквальном, моральном и философско-метафизическом, отдавая безусловное предпочтение последнему. Ориген впервые ввел понятие «богочеловек» и предложил рассматривать мироздание в качестве результата постоянно продолжающегося творческого акта. Ориген также развивал идею неизбежного спасения всего человечества.
Значение епископа Августина Блаженного (354–430) в истории христианской культуры сложно переоценить. Он дает новое, глубоко психологичное понимание личности и человечества в целом, рассматривая их духовное развитие и эволюцию. Во многом мистическая интерпретация истории построена им на разграничении двух градов небесного и земного. Град земной, по мнению Святого Августина, обречен на исчезновение, поскольку зиждется исключительно на людской любви к себе и презрению к Богу. Град небесный, напротив, основанный на любви к Богу и презрению к себе, — единственный путь преодоления греховной испорченности человека.
Фома Аквинский (1225-1274) пытается рационалистически систематизировать христианское знание, вывести логические доказательства бытия божьего, апеллируя к здравому смыслу. Широко известно его учение о «потенциальном» бытии (незавершенном, пассивном, материальном) и бытии «актуальном» (завершенном, активном, божественном). Значение, которое оказала схоластика на последующее развитие христианской доктрины и культуры в целом, не однозначно. С одной стороны, строгий категориально-логический аппарат помог сохранить преемственность интеллектуальных навыков и научных методов, которые окажутся в дальнейшем востребованными культурой Нового времени. С другой стороны, предельная рационализация и логизация христианства не способствовала его подлинному, духовному пониманию.
В рамках христианской культуры существовала бикультурная ситуация, где наряду с собственно религиозными формами развивались и светские (городская (народно-карнавальная) и куртуазная), находясь друг с другом в активном взаимодействии. Начиная с XI в. общество и церковь становятся более раскрепощенными. Развивается цеховое производство. Формируется банковский капитал. В ответ на потребности новых, нарождающихся слоев появляется интеллигенция, прежде всего врачи и юристы. Надо сказать, что первыми интеллигентами были античные софисты, или мудрецы. И уже тогда определился первый признак интеллигенции — зарабатывать деньги своим умственным трудом.
Одним из ярчайших проявлений христианской культуры являются храмы, в частности готические. В готике символизм христианства доходит до совершенства. Более ранние, романские, соборы еще несли в себе своеобразный функциональный момент они защищали город и его население от врагов, поэтому имели толстые стены, узкие, как бойницы, окна. Теперь храм становится собственно культовым сооружением, и это освобождение от «земного» приводит к тому, что пространство собора резко взмывает вверх, приобретая легкость. Конечно, важную роль играли и витражи, делавшиеся из прозрачного цветного стекла и создававшие неповторимую, порой мистическую игру света внутри готического собора.
Высокое Средневековье стало действительно высокой культурой, считавшее себя вершиной истории, после чего должен начаться упадок. Эту мысль можно найти у Данте в «Божественной комедии». Многие исследователи называют Данте «последним поэтом Средневековья, первым поэтом Возрождения», тем самым показывая, что великий итальянец не мог быть взращен на сугубо средневековой почве. Но надо признать обратное. Именно средневековая культура своим развитием породила внутри себя те зачатки нового, которые потом назовут Возрождением. И Новое время также многим обязано Средневековью.
3. Культура Византии
Культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
В истории культуры Византии выделяют три этапа: ранний (IV середина – VII в.); средний (VII –IX вв.); поздний (X –XV вв.).
Как известно, Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь. На Руси этот город известен и как Царь-Град.
Греко-римское наследие сыграло огромную роль в формировании византийской культуры. Можно говорить о том, что именно противостояние античной традиции и нового христианского мировоззрения и сформировало культуру Византийской империи. Борьба с философскими, этическими, естественнонаучными, эстетическими воззрениями античного мира проявилась во всей истории византийской культуры. Но тем не менее происходил постоянный синтез христианства и многих греко-римских философских учений.
Важнейшими темами богословских дискуссий па раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи: Арианство. Ариане считали, что Христос — творение Бога-Отца, а потому он не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
Несторианство. Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
Монофизитство. Монофизиты выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как о богочеловеке.
Халкидонитство. Халкидониты проповедовали тс идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосушность Бога-Отца и Бога-Сына.
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на 1 Вселенском Соборе в Никее (325) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381).
В византийской культуре сформировалась новая концепция всемирной истории, которая отходит от античной цикличности и переходи т к идее линейного времени: от сотворения мира до глобального конца истории и Страшного Суда. Всемирная история есть история всех народов без различия расовой и этнической принадлежности при условии принятия христианства.
Василий Великий (300-379) дал свою интерпретацию шести дней творения мира и на долгие века определил космологическую и естественнонаучную картину мира. Несомненно, его влияние на формирование представлений славянских народов; (Василий Великий до сих пор почитается в православии как один из святителей церкви наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом). Григорий Нисский (335 -394) многое сделал в деле размежевания философского и религиозного знания. При этом сам не всегда ортодоксально толковал Священное Писание. Интересна его идея о человечестве как об органическом целом, коллективной личности, а также утверждение в духе Оригена о неизбежном спасении и просветлении всех грешников, включая дьявола. К александрийской школе относятся и такие великие мыслители, как Григорий Богослов, Амфилохий Ионийский.
Взаимодействие античного и христианского начал проявилось и в формировании новой эстетики, для которой характерны, с одной стороны, опора па античные воззрения о сущности прекрасного, а с другой, глубокий спиритуализм, ставящий духовное выше телесного.
Воплощением новых идей стал знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом. На вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.
Поздний период истории византийской культуры, продолжая традиции, знаменует собой новый этап во взаимодействии христианских и античных начал. В XI в. начинаются процессы постепенной рационализации христианского вероучения, что явилось общеевропейской тенденцией. С особенной силой новые веяния проявились в трудах философа Михаила Пселла. Он явил новый тип ученого, который не желает опираться в своей деятельности только на богословские истины. Наука сама способна постичь истину, даже в сфере божественного.
Подобные взгляды постепенно привели к такому феномену византийской культуры, как гуманизм (XIII XV вв.). Конечно, это общеевропейский процесс, но, вероятно, именно в Византии находятся истоки того, что мы сейчас называем гуманизмом эпохи Возрождения. И идея нового возвращения к античности (возрождения) возникла в первую очередь в русле развития византийской культуры. Это подтверждает и тот факт, что начало серьезного формирования гуманистических идеалов в Италии во многом совпадает со временем начала массовой эмиграции интеллигенции из Византии, которая скоро пала под ударами турок (1453).
После тысячелетней истории Византия прекратила свое существование, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.
4. Культура эпохи Возрождения и Реформации.
Как только появляются первые серьезные сдвиги в классическом культурном менталитете Средневековья, начинает формироваться новая культура Возрождение, или Ренессанс.
На закате Средневековья сложилась во многом тупиковая ситуация. Философско-религиозная доктрина, теология и теософия сыграли свою положительную роль в духовной реабилитации человечества. Однако религиозный консерватизм к этому времени стал приобретать все более и более жесткий характер. Любые творческие порывы человека, выходящие за рамки церковного понимания. христианства, воспринимались как ересь. Мышление, выходящее за пределы категорий Священного Писания, оценивалось как греховное и ложное. Схоласты, зачастую слишком узко и буквально трактуя тексты Библии, преподносили их в качестве единственного источника истин и на этом основании в любой экспериментальной научной деятельности видели опасность идеологической диверсии.
Николай Коперник (1473 1543) одним из первых позволяет себе усомниться в общепринятой системе взглядов. И дело здесь не только в том, что своим трактатом «О вращениях небесных сфер» он отрицает сложившуюся веками геоцентрическую систему Аристотеля Птолемея и открывает новую перспективу для астрономической науке. Более существенно то, что эта гипотеза Коперника по сути провозглашает смелый научно–методологический подход к миру: «видимое не есть действительность»; и этот подход в дальнейшем станет основой всей классической науки.
Философ и поэт Джордано Бруно (1548 1600), развивая гелиоцентрическое учение Коперника, предположил, что Вселенная бесконечна, не имеет определенного центра и, будучи бесконечно одушевленной, предполагает множество миров. Более тот, Бог, для Джордано Бруно, тождествен природе, поскольку, являясь всеобщей субстанцией (основой), он проявляется в единичных вещах. Это пантеистическое представление Бруно («бог есть все») размывало понятие Бога, подрывая тезис о его принципиальной непознаваемости. Напомним, что высказанные мысли ученого сыграли трагическую роль в его судьбе.
Огромная роль в развитии научных методов естествознания принадлежит итальянскому физику, математику и астроному Галилео Галилею (1564 1642). Являясь поборником теории «двух истин», Галилей активно доказывал, что философская, научная истина и истина религиозная имеют различную природу. То, что истинно в философии, может быть ложным в религии, и наоборот. Отграничив науку от теологии, ученый отстаивал экспериментальный метод познания и разработал ряд научно-методологических принципов.
Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением светского начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние, прежде всего, на духовные области человеческой деятельности. Меняется картина мира. На смену христианскому геоцентризму приходит антропоцентризм. Бог, конечно, не отменяется, но человек восходит до уровня творца, тем самым приближаясь к Богу. Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя творцом собственной судьбы и сотворцом окружающего мира. индивидуализм явился одним из главных условий развития возрожденческой культуры, потому что через индивидуализм деятели Ренессанса отстраняли себя от окружавшей их средневековой культуры, в рамках которой подобное творчество было бы невозможным.
Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, т. е. ориентированные на проблемы человека и человечества. В этом ключе и возникает знаменитый ренессансный гуманизм.
Возрождение началось в Италии и постепенно продвигалось на север Европы. И чем севернее, тем сильнее влияние собственно христианского начала на процессы Возрождения. В Италии на ранних этапах Ренессанса сохранялось это влияние, что заметно, например, по творчеству такого уже ренессансного художника, как Сандро Боттичелли. В конце жизни он перестал писать картины, придя к выводу, что светское искусство и Бог несовместимы. Однако Высокое Возрождение в Италии, которое связано с именами Леонардо да Винчи,
Рафаэля и Микеланджело, полностью освобождается от средневековых пут. Когда Рафаэля попросили расписать парадные залы Ватиканского дворца в духе единения античного и христианского начал, то он блестяще справился с художественной стороной дела, но концептуально показал себя совершенным язычником.
Церковь вступает в полосу кризиса, постепенно теряет свое влияние в политических и иных процессах. Слишком заметное обмирщение церкви вызывает критику со стороны нарождающейся светской интеллигенции, которая выполняет социальный заказ правящей верхушки. Светским правителям необходима независимость от Римского престола. И самой важной задачей для мыслителей, не обремененных церковными путами, становится создание новой идеологии идеологии буржуазного мира.
Развивается светское искусство, становящееся искусством «па продажу». Нуворишам нужны красивые особняки, произведения искусства, в которые можно вложить деньги. Роскошь стала модной. Спрос рождает предложение.
Важным процессом, способствовавшим формированию новой культуры, стала Реформация, начало которой связано с именем немецкого священника Мартина Лютера. Идеи уже давно витали в воздухе, но церковь еще имела значительное влияние на умы. И, главное, не было поддержки со стороны светской власти. Поэтому одной из центральных причин того, что инициатива Лютера была услышана и широко распространилась, можно назвать ее своевременность для местных князей, захотевших духовной независимости от Рима и от его политических притязаний.
31 октября 1517 года священник Мартин Лютер вывесил на дверях своей церкви в городе Виттенберг 95 тезисов, в которых выступил против римско-католической церкви. Этот день положил начало Реформации и привел к появлению нового направления в христианстве — протестантизма, которое можно рассматривать как версию христианства эпохи буржуазных отношений. Сам термин возник в 1534 году, когда на Вселенском соборе последователи Лютера подати Римскому Папе протест.
Основные идеи протестантизма таковы. Церковь не имеет права отпускать грехи человека; спасает человека только искренняя вера; церковь не может быть посредником в общении человека и бога, потому что Бог в каждом из нас; все люди ничтожны перед Богом, независимо от общественного положения. Важным тезисом для дальнейшего развития культуры явилось то, что все люди имеют равные стартовые возможности. Место человека в обществе зависит только от его усилий, его удачливости, его умений. Протестантство открыло прямые пути к развитию капитализма. Накопление богатства перестало быть грехом.
5. Культура Нового времени.
Эпоха Нового времени открывает мир, в котором мы живем до сих пор, причем наша современная культура, воспроизводя новоевропейское сознание, в чем-то и изменяет его.
XVII столетие знаменует собой начало Нового времени. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII в. закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.
Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, т. е. индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.
В XVII в. были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины — рационалистический. Но основателем, а следовательно, «отцом науки и философии» Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам но декартовым координатам. Создавая «рационалистический метод», Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. С другой стороны, оставался открытым вопрос, может ли человек Нового времени найти выход из этого противоречия. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Исаака Ньютона, Блеза Паскаля.
Если говорить об искусстве XVII в., то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать «кристалл». Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен.
Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо «прорастающее зерно». Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся, прежде всего, в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись па бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве «малых голландцев». Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.
XVIII столетие это уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развиваются литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII в., это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.
Однако главный феномен XVIII в. - Просвещение. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что необходимо просвещать народ. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного мракобесия, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как «tabula rasa» («чистая доска»), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным моментом явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т. д. Культура XVIII в., как и предыдущего века, продолжает развиваться на отдельных талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо. Кстати сказать, именно Руссо и Вольтер показали два пути, по которым пошла западная цивилизация.
Эстетически прекрасный XVIII век, век «галантных празднеств» искусства рококо закончился грандиозной трагедией Французской революции. Наверное, главной причиной начала революции можно назвать глубокое размежевание двух культур — «высокой» и «низкой», аристократической и буржуазной. В прямом и переносном смысле они говорили на разных языках. Для культуры Нового времени важно то, что социальный эксперимент, начатый во Франции, оказался незаконченным. В XX в. но пути тоталитаризма пошли многие государства: Италия, Испания, Германия, Россия... Хотя сама Франции больше таких ошибок не делала. Культурный итог XVIII в. был подведен в победных сражениях против Наполеона и последовавшим заключением Тройственного союза стран-победительниц в 1815 г. Наполеон отправлен на остров Святой Елены. Европа вступает в буржуазный XIX век, один из самых спокойных в ее истории. Это эпоха стабилизации буржуазного общества, формирование буржуазных демократий. Появляется устойчивое бюргерское общество, так называемый средний класс.
XIX столетие характеризуется мощным развитием производительных сил, окончательным объединением науки и техники. Собственно отсюда берет начало научно-технический прогресс.
Паука становится основой методологии мышления, системы образования, взглядов на мир, на человека и общество. Любая философская система строится как наука. Карл Маркс, разрабатывая коммунистические идеи, создавал их как науку научный коммунизм. Развитие науки в XIX в. подошло к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали сдерживающими факторами, и от них отказались. Теперь перед научным познанием расстилался бесконечный и абсолютно познаваемый мир.
Для XIX в. характерна множественность философских течений, в большинстве своем выросших из недр самой буржуазной культуры, которая породила собственных критиков. Лучшими представителями буржуазного мира была осознана необходимость радикального изменения общей социокультурной ситуации. Серьезные изменения происходят в искусстве. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он. На этой волне и формируется импрессионизм. Сам термин произошел от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Levant soleil»). Разные художники объединены этим названием и будет неверным говорить об их приверженности одному стилю, одной манере рисования. В группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х 1880-х гг. Это Клод
Моне, Эдгар Дата, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Анри Тулуз-Лотрек и другие.
Важным принципом импрессионизма был уход от типичности. В искусство вошла сиюминутность, случайный взгляд, что ярко заметно в творчество Ренуара. Создается впечатление, что его полотна написаны простым прохожим, гуляющим (или как бы сказали французы — фланирующим) по бульварам и наслаждающимся жизнью.
Выводы:
– Еще раз отметим, как велика роль античности в формировании европейской культуры.
– Средневековая культура своим развитием породила внутри себя те зачатки нового, которые потом назовут Возрождением.
– Новое время также многим обязано Средневековью.
– Византия прекратила свое существование, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.
– Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя творцом собственной судьбы и сотворцом окружающего мира.
– И наконец, эпоха Нового времени открывает мир, в котором мы живем. до сих пор. Серьезные изменения происходят в искусстве.
Таким образом, мы наблюдаем преемственность во всей истории мировой культуры.