Тематика и проблематика современной русской прозы
Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХвека и до начала второго десятилетия ХХIвека. Девяностые годы ХХвека вошли в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя».(Н.Иванов) Современные русские писатели реализуют себя в самых различных творческих направлениях и жанрах. Широко представлена в литературе современная проза.Особенности развития современной прозы: 1.Абсолютная свобода писателя (бесцензурнон пространство)2.Переходность, перекличка с литературой «Серебряного века;3.Жанротворчество ( мемуары, документальные хроники, исторические романы, автобиографии);4.Диалог культур;5.Многоголосие – отсутствие единого метода, стиля, лидера;6.Современная литература – это представители разных поколений: -писатели шестидесятники (В.Аксенов, В.Войневич, А.Солженицын); -авторы 70х (С.Довлатов, А.Битов,В.Маканин, А.Петрушевская и др.); -поколение «перестройки» (В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский);
-молодые современные писатели (А.Уткин,А.Гостева,И.Стогофф,Е.Радов,И.Денежкина и др.);
7.Ключевая проблема современной прозы – поиск нового героя. 8.Язык – ключевой символ современного социума – порождает дискурсивность, диалогичность, недосказанность, семантическую многослойность. Основные направления современной прозы:
1.Неоклассическое (реалистическое) направление – обращение к социальным и этическим проблемам жизни; продолжает традиции русской классической литературы)
2.Условно-метафорическое направление – построение художественного мира на основе различных типов условностей (сказочный, фантастический,мифологический); сильное игровое начало.
3.Постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных науках – обесценивание реальности, разрушение иерархичности , смешение стилей, интертекстуальность, игровой момент. Яркие представители: В.Ерофеев, Саша Соколов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, А.Битов и др. Тематика современной поэзии:
1.Обращение к мифу и его трансформации ( В.Орлов, А.Ким,В.Сорокин,Л.Улицкая,Т.Толстая)
2.Деревенская проза ( Е.Носов, В.Белов,В.Распутин) 3.Военная тема (В.Астафьев, О.Ермаков, А.Проханов) 4.Историческая тематика ( Б.Акулин, Ю.Давыдов,А.Иванов) 5.Тема фэнтази
( М.Семенова,С.Лукьяненко,В.Рыбаков)6. «Запретная тема»- социальное дно, эротика, мистика
7.Политическая тематика (А.Проханов «Господин Гексон», И.Стогофф «Камикадзе», 8.Детективная тематика ( А.Маринина, Б.Акунин,П.Дашкова,М.Юденич) 9.Женская тематика
Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая , автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого». Жанр рассказа доминирует в творчестве Л.Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки». Особенности рассказов:1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета; 3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас) 4.в центре – женские образы; 5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни. В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна. Таким образом, современная русская проза представляет собой целостную систему, которая характеризуется многожанрованностью, тематическим многообразием, выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.