Субстанция как часть учения Спинозы

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………2

§1. Этика Нового времени…………………………………………………………4

§2.Субстанция как часть учения Спинозы………………………………………..5

§2.1 Атрибуты субстанции…………………………………….…………………6

§2.2 Модусы субстанции…………………………………………………………7

§2.3 Бог как субстанция………………………………………………………….8

§3. О человеческом рабстве или о силах аффектов……………………………..11

§3.1 Совершенное и несовершенное и добро и зло…………………………….12

§3.2 Аффекты……………………………………………………………………...12

§3.3 Хорошее и дурное………………………………………………………......14

§3.4 Обобщение как прибавление………………………………………………..15

§4. Могущество разума или свобода………………………………………….…16

§4.1 Аффект и Бог……………………………………………………………...…17

Заключение………………………………………………………………………...19

Список использованной литературы…………………………………………….20

Введение.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В восточной и античной мысли этика была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения. Положения этики выводились непосредственно из природы всего живого, в том числе человека. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении «вечного закона природы» «человеческим установлениям». Даже обращение к духовному миру личности (Будда, Сократ) приводило не к выделению этики в самостоятельную теорию, а к нравственному осмыслению философского мироучения в целом.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел сам термин и поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Хотя центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие так называемые «вечные вопросы» этики: о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости.

От стоиков идёт традиционное разделение философии на три области — логику, физику (в том числе метафизику) и этику. Оно проходит через средние века и принимается философией Возрождения. Однако вплоть до нового времени этика часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, то есть совпадала с философской антропологией или даже сливалась с натурфилософией (у Б. Спинозы, главный труд которого — «Этика» — это учение о субстанции и её модусах). Такое расширение предмета этики вытекало из трактовки её задач: этика была призвана научить человека правильной жизни, исходя из его же собственной (естественной или божественной) природы. Поэтому этика совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). [1]

Этика Нового времени

Основополагающей и центральной тенденцией этики Нового времени, было возвеличивание достоинства человека и обоснование его суверенности как родового и, в конечном счете, ответственного лишь перед самим собой существа. В своих отдельных проявлениях этика Нового времени обнаруживает себя в противопоставлениях интеллектуализма и сентиментализма, альтруизма и эгоизма. Идеи этого времени несли в себе потенциал перемен. Ведущую роль в формировании этических взглядов сыграли многие факторы - социальные, экономические и культурные, которые вполне заслуживают внимания.

Несомненно, новоевропейская этика в отдельных своих версиях оказывалась утверждением индивидуализма. Но это был индивидуализм, рождавшийся, с одной стороны, из противодействия различным формам социального угнетения, а с другой - из интеллектуального освоения той общественной практики, которая становилась каждодневной реальностью новых хозяйственных отношений.

В истории этики эпоха Нового времени знаменательна преодолением смешения идей и образов морального сознания, углубляющейся спецификацией этических категорий и, что существенно, становлением понятия морали. Ведь вплоть до новоевропейского обновления этики, как знания, понятие "мораль" фактически не известно.

На протяжении нескольких веков новоевропейской этики в ней можно отчетливо проследить две тенденции в виде основополагающих антитез этического рассуждения. Первая - понимание человека как общественного индивида и понимание морали как общественной морали, и вторая - понимание человека как устремленной к идеалу личности и, соответственно, понимание морали как пути совершенствования.

Поскольку основная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, то Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в натурфилософию, а его основной труд «Этика».

Субстанция как часть учения Спинозы.

Новое время – это великая эпоха радикального перелома в европейской этике, когда закладывается основа её развития. Основные характеристики понятий этики складывались постепенно и отражались в трудах великих мыслителей, одним из которых был Бенедикт Спиноза.

Бенедикт Спиноза (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага) – нидерландский философ – рационалист, натуралист и один из представителей философии Нового времени.[2]

Спиноза – продолжатель философского рационализма Декарта. Он всегда считал последнего своим учителем. Для обоих разум был бесценной святыней. Для обоих главной целью было проникновение в самые сокровенные тайники природы и совершенствование человека. Однако, отправные пункты философских систем обоих философов разные: Декарт начинает с «Я», Спиноза – с объективного мира. Центральной теорией его философской системы стала субстанция (от лат. substantia – «сущность») – неизменная основа всего существующего, сохраняющаяся при всех и любых превращениях – в отличие от постоянно изменяющихся конкретных предметов и явлений.

Для Спинозы субстанция – это прежде всего природа. Но одновременно он объявлял ее Богом. Такой подход в истории философской мысли получил название пантеизма (от греч. pan – «все» и theos – «Бог»), согласно которому Бог – некое безличное начало, находящееся не вне природы, не за ее пределами, а целиком и полностью растворяющееся в ней самой. Наиболее важное свойство субстанции заключается в том, что она является причиной самой себя, то есть существует в силу, собственной потенции и не нуждается ни в какой дополнительной силе.[3]

«Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею.» [4]

В «Этике» Спиноза приводит множество теорем с доказательствами, схолиями и коллариями на тему субстанций. Например, в тереме 6 он говорит о том, что одна субстанция не может производиться другой, а в теореме 7 – природе субстанции присуще существование. Так же он говорит о необходимой бесконечности всякой субстанции в теореме 8.

Атрибуты субстанции.

Итак, субстанция – первопричина всего существующего. Требуется объяснить, как из этой бесконечной субстанции рождается все многообразие природных вещей и явлений, включая человека, наделенного сознанием и страстями. Спиноза решает данную проблему путем введения атрибутов (неотъемлемых свойств субстанции): « Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.» [5] Таких атрибутов два – протяженность и мышление. Из последнего выводится все многообразие мыслящих существ. Но одновременно приходит к выводу об одушевленности всей природы, любого входящего в ее состав тела. Теорема 2 говорит нам о том, что«Две субстанции, имеющие различные атрибуты, не имеют между собой ничего общего». И сразу же Б.Спиноза приводит нам доказательство, в котором так же говорится: «Это также ясно из опр. 3 (3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.) , ибо каждая субстанция должна существовать сама в себе и быть представляема сама через себя, иными словами, представление одной не заключает в себе представления другой». [6] Так же у Спинозы есть Теорема 5: «В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с одним и тем же атрибутом.»[7] с доказательством, в котором он говорит, что если бы существовало несколько различных субстанций, то они должны были бы различаться между собой или различием своих атрибутов, или различием своих модусов, и если предположить различие атрибутов, то тем самым будет допущено, что с одним и тем же атрибутом существует только одна субстанция, но если же это будет различие состояний (модусов), то, оставив эти модусы в стороне, так как субстанция по своей природе первее своих модусов, и рассматривая субстанцию в себе, т. е. сообразно с ее истинной природой, нельзя будет представлять, чтобы она была отлична от другой субстанции, то есть не может существовать несколько таких субстанций, а только одна. Помимо озвученных, философ указывает еще несколько теорем в своей работе, из которых так же следуют доказательства и к которым имеются схолии.

Модусы субстанции.

Для описания единичных вещей, которые являются «конечными», Спиноза использует понятие «модус». «Под модусом я разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.» [8] Единичные вещи, именуемые модусами, имеют «внешнюю причину» своего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.

В философской системе Спинозы отношение между субстанцией и модусами приобрело характер противоречия. Проблема возникновения единичных вещей из субстанции объяснима лишь с очень большими трудностями. В этих целях Спиноза вводит понятия «природа творящая» и «природа сотворенная». Субстанция выступает в роли природы творящей, а единичные вещи - природой сотворенной. К миру единичных вещей применимы время, мера и число, которые не имеют никакой силы по отношению к самой субстанции, ибо бесконечная величина недоступна измерению. Понятие детерминизма занимает в учении Спинозы о субстанции самостоятельное место. Все в мире имеет свою причину, и только субстанция имеет причину в самой себе - Аксиома 1: «Все, что существует, существует или само в себе, или в чем-либо другом.»[9] Единичные вещи (модусы) имеют лишь внешнюю причину своего существования и развития. Все является причиной чего-то иного, так как не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы целое действие. В мире, согласно Спинозе, господствует жесткий детерминизм.

Бог как субстанция.

Поскольку первый раздел «Этики» Спинозы называется «о Боге», то можно представить, какое значение философ придавал этому вопросу.

«Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует,» - говорит нам теорема 11. К этой теореме Б.Спиноза дает 3 доказательства, к последнему из которых он написал схолию, в которой он «хотел показать существование Бога a posteriori, дабы это доказательство можно было легче усвоить, а вовсе не потому, чтобы существование Бога не вытекало из того же самого основания a priori».[10] Следовательно, существо абсолютно бесконечное, или Бог, имеет от самого себя абсолютно бесконечную способность существования и поэтому безусловно существует. А отсюда получается, что субстанция всем совершенством, какое она имеет, не обязана никакой внешней причине, вследствие чего и существование ее должно вытекать из одной только ее природы, которая поэтому есть не что иное, как ее сущность. В теореме 14 философ говорит нам о невозможности существования и представления никакой субстанции, кроме Бога. Основываясь на данной теореме, он дает доказательство к 15 теореме, в которой говорится, что: «Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.» [11] Дальше Спиноза дает нам понять, что «Из необходимости Божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами (т. е. все, что только может представить себе бесконечный разум), и из этого определения следуют 3 короллария, в последствии превращающиеся сами в теоремы: 1) Бог - производящая причина всех вещей; 2) Бог – причина сам по себе, а не случайно и 3) Бог – абсолютно первичная причина. Существование Бога и его сущности является одним и тем же у Б.Спинозы, а отсюда получается, что существование Бога, так же как и его сущность - вечная истина и Бог и все его атрибуты - неизменяемы.

Всего в первом разделе книги содержится 36 теорем, и все они все они развивают идею уникальности Бога, как субстанцию. Таким образом, существование субстанции уже предусматривает существование Бога.

В завершающей части этого раздела – «Прибавлении», автор подводит итог работы: он перечисляет те свойства Бога, которые были выявлены на основании определений, аксиом и теорем – то, что он необходимо существует; то, что он един; то, что существует и действует по одной необходимости своей природы; то, что он составляет причину всех вещей; что без него ничего не может существовать и, наконец, что все предопределено Богом.

Он так же говорит о предрассудках, которыми озабочены люди. Главный из этих предрассудков заключается в том, что люди считают , будто Бог направляет все к какой-то определенной цели, и отсюда, по мнению Спинозы, возникли и другие предрассудки, например, о добре и зле, заслуге и грехе, похвальном и постыдном, красоте и уродстве и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первая часть трактата Бенедикта Спинозы «Этика» связана с выявлением природы субстанции и сущности и свойств Бога, как субстанции.


Наши рекомендации