Вненаучное познание, его место в духовно-[| практическом опыте человека
Наряду с научным, в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе, вне-научное познание доступно всякому мыслящему индивиду. Оно обладает специфическими признаками и функциями в жизни человека и общества. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря различным формам познания, окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыканта. Его можно постигать взором художника и скульптора, да и просто — с позиций обыкновенного человека, так называемого "обывателя". Только так и постигается истина — при рассмотрении предмета в разных ракурсах, с помощью разных способов его истолкования.
В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют "повседневным", или "житейским" мышлением, "обыденным разумом". В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей — природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей повседневной жизни, и служат они целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку важно знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что до оголенного электропроводника дотрагиваться опасно.
Эта форма познания включает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное познание "схватывает" простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей, значит — быть дождю; если в лесу очень много красной рябины — то это к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству.
Обыденное познание, особенно современного человека, включает и элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику.
Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не было свободной личности с развитым интеллектом. То была как бы "заря" человеческого сознания, когда его трезвый день еще не наступил. Миф —это, в основе своей, эмоционально-образное восприятие мира, преломившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил окружающей природы, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Первобытный миф был пронизан верой в богов как якобы всемогущих и бессмертных, хотя и земных, вполне естественных существ. Мир в мифологическом сознании — это арена деятельности и соперничества богов, а человек является, в основном, зрителем их поединков и пиршеств.
Из древней мифологии дошли до нас наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь, как появились первые живые существа — Боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжкие муки. Древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания и культуры общества.
Мифологический способ мышления и познания оказался очень живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах разных времен и народов. Примерами этого может быть и миф о коммунизме, выразивший давнюю мечту человечества о "золотом веке" как обществе всеобщего равенства, справедливости и братства. Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного российского общества. Это обусловлено острыми социально-экономическими проблемами и естественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.
В системе форм познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в сверхъестественное — в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния в этом мире. В этом смысле, религиозное познание — это бого-познание. (Г.Гегель называл религиозное мышление "теплыми клубами тумана, музыкальным мышлением, не доходящим до понятия"). Религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основной догмой является положение о сотворенности всего сущего Богом и присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.
В рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Конечно, с позиций науки религия есть, по выражению А. Уайтхеда, "полет за недостижимым", за призрачным. Однако было бы совершенно несправедливым рассматривать религию всего лишь как воплощение некоей глупости и невежества. Религия — это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей более человечного мира, нежели этот несовершенный (а иногда даже и вовсе бесчеловечный) земной мир.
Религия и мифология, как формы духовного освоения мира, очень близки, хотя и существенно отличаются друг от друга. Они появились на почве социальной и иной слабости человека, и поэтому содержат в себе вымысел, фантазию. Так, религия мысленно создает мир сверхъестественного, и с этой позиции объясняет бытие природы, человека и общества. Хотя в религии и присутствует рациональное мышление, но оно имеет ограниченное применение, — исключительно лишь для обоснования бытия Бога. Что же касается мифологии, то она, в отличие от религии, представляет собой бессознательно-художественную переработку людьми явлений окружающего мира и не создает, в отличие от религии, мир сверхъестественного.
Одним из проявлений вненаучного постижения человеком окружающего мира является художественное познание. Оно представляет собой "мышление образами" (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства и фольклора (устное народное творчество).
Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Познание мира в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное. Часто важнейшим видом искусства считают художественную литературу. По убеждению писателя Л. М.Леонова, она есть "опережающая совесть общества", тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было осуществлено именно в художественной литературе —в произведениях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писателей. Литература способна постигать и макромир, социальную среду. Вспомним, в связи с этим, роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" —это ведь "энциклопедия русской жизни", по определению Белинского. Вообще, каждый вид искусства имеет на своем вооружении собственные средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д. Благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности, научается творить новый мир по законам красоты*.(* Искусство несет в себе красоту, и поэтому оно не утилитарно, не имеет практического значения, в отличие от материальных вещей.)
Ведя речь об универсализме познавательной деятельности человека, следует выделить и философское познание как органичное единство мироощущения, миропредставления и миропонимания. По природе своей ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания (а в наше время оно является также и профессией) характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, и многие другие черты. Философия словно бы оживляет все проявления человеческого духа, сообщает им "человеческое" содержание. Она стремится привести все сведения о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное, Универсум. Философия — это органическое единство научного знания и жизненной мудрости человека. Вот почему философствовать — означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии (начала, законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. В этом деле и формируется философский интеллект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.
Итак, формы и способы познавательной деятельности человека разнообразны и совершенны. Они характеризуют человека как универсальное существо с богатейшим духовным миром. Чувственность, рассудок и разум дали ему знания и власть над миром, безгранично расширили диапазон его возможностей и свободы. открыли тайны и красоту этого мира.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1.Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. — М., 1993.
2. ВыготскийВ.С. Психология искусства. — М., 1987.
3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.
4. Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество. — М., 1987.
5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М., 1992.
6. Левяш И. Интеллект нации как созидательная сила// Свободная мысль. 1998. № 1.
7. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию/' /Вопросы философии. 1992. № 7.
8. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание// Вопросы философии. 1994. № 2.
9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?—М., 1991.
10. Дружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология?// Вопросы философии. 1994. № 2
11. Ракитов А. Наука в эпоху глобальных трансформации/Вопросы философии. 1997. № 5—7.
12. Русские пословицы и поговорки.—М„ 1988.
13. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. — М.. 1986.
14. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. — М., 1989.
15. Фейнбер Е.Л. Наука, искусство и религия// Вопросы философии. 1997. № 7.
16. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете.—М., 1986.