Вненаучное познание, его место в духовно-[| практическом опыте человека

Наряду с научным, в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе, вне-научное познание доступно всякому мыслящему индивиду. Оно облада­ет специфическими признаками и функциями в жизни человека и обще­ства. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры чело­века, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возмож­ностей и перспектив. Благодаря различным формам познания, окружаю­щий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыкан­та. Его можно постигать взором художника и скульптора, да и просто — с позиций обыкновенного человека, так называемого "обывателя". Толь­ко так и постигается истина — при рассмотрении предмета в разных ра­курсах, с помощью разных способов его истолкования.

В духовно-практической деятельности человека видное место за­нимает обыденное познание. Иногда его называют "повседневным", или "житейским" мышлением, "обыденным разумом". В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей — при­родная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные вер­ные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей повседневной жизни, и служат они целям ориентации в мире и его практического ос­воения. Известно, например, что человеку важно знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что до оголенного электро­проводника дотрагиваться опасно.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие зна­ния о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элемен­ты народного фольклора как кристаллизацию познавательной деятель­ности. Обыденное познание "схватывает" простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей, значит — быть дождю; если в лесу очень много красной рябины — то это к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состо­янии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касают­ся их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству.

Обыденное познание, особенно современного человека, включа­ет и элементы научных знаний и представлений. В целом же оно раз­вивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ког­да еще не было свободной личности с развитым интеллектом. То была как бы "заря" человеческого сознания, когда его трезвый день еще не наступил. Миф —это, в основе своей, эмоционально-образное вос­приятие мира, преломившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечи­вание сил окружающей природы, которые были непонятны челове­ку и над которыми он еще не имел власти. Первобытный миф был пронизан верой в богов как якобы всемогущих и бессмертных, хотя и земных, вполне естественных существ. Мир в мифологическом со­знании — это арена деятельности и соперничества богов, а человек является, в основном, зрителем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь, как появились первые живые существа — Боги и люди. Сохра­нились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афи­не, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его лю­дям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжкие муки. Древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм обще­ственного сознания и культуры общества.

Мифологический способ мышления и познания оказался очень живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах разных времен и народов. Примерами этого может быть и миф о коммунизме, выразивший давнюю мечту человечества о "золотом веке" как об­ществе всеобщего равенства, справедливости и братства. Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного российского общества. Это обусловлено острыми социально-экономическими про­блемами и естественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.

В системе форм познавательной деятельности человека специфи­ческое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в сверхъес­тественное — в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния в этом мире. В этом смысле, религиозное познание — это бого-познание. (Г.Гегель называл религиозное мышление "теплыми клуба­ми тумана, музыкальным мышлением, не доходящим до понятия"). Религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основной догмой является положение о сотворенности всего сущего Богом и присутствии боже­ственного начала во всем земном, включая и самого человека.

В рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение лю­дей и духовную культуру человечества. Конечно, с позиций науки ре­лигия есть, по выражению А. Уайтхеда, "полет за недостижимым", за призрачным. Однако было бы совершенно несправедливым рассмат­ривать религию всего лишь как воплощение некоей глупости и неве­жества. Религия — это одна из важнейших форм духовного опыта че­ловечества, в которой воплощены искания людей более человечного мира, нежели этот несовершенный (а иногда даже и вовсе бесчеловеч­ный) земной мир.

Религия и мифология, как формы духовного освоения мира, очень близки, хотя и существенно отличаются друг от друга. Они появились на почве социальной и иной слабости человека, и поэтому содержат в себе вымысел, фантазию. Так, религия мысленно создает мир сверхъе­стественного, и с этой позиции объясняет бытие природы, человека и общества. Хотя в религии и присутствует рациональное мышление, но оно имеет ограниченное применение, — исключительно лишь для обоснования бытия Бога. Что же касается мифологии, то она, в отли­чие от религии, представляет собой бессознательно-художественную переработку людьми явлений окружающего мира и не создает, в от­личие от религии, мир сверхъестественного.

Одним из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира является художественное познание. Оно представляет собой "мышление образами" (В.Г.Белинский), воплощенное в различ­ных формах искусства и фольклора (устное народное творчество).

Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Познание мира в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное. Часто важнейшим видом искусства счита­ют художественную литературу. По убеждению писателя Л. М.Леоно­ва, она есть "опережающая совесть общества", тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубо­кое проникновение в этот мир и было осуществлено именно в художе­ственной литературе —в произведениях О.Бальзака, Ф.М.Достоевс­кого и других писателей. Литература способна постигать и макромир, социальную среду. Вспомним, в связи с этим, роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" —это ведь "энциклопедия русской жизни", по оп­ределению Белинского. Вообще, каждый вид искусства имеет на сво­ем вооружении собственные средства познания: звук в музыке, плас­тический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в жи­вописи, рисунок в графике и т.д. Благодаря искусству человек откры­вает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительно­сти, научается творить новый мир по законам красоты*.(* Искусство несет в себе красоту, и поэтому оно не утилитарно, не имеет прак­тического значения, в отличие от материальных вещей.)

Ведя речь об универсализме познавательной деятельности человека, следует выделить и философское познание как органичное единство ми­роощущения, миропредставления и миропонимания. По природе своей ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм позна­вательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания (а в наше время оно является так­же и профессией) характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, и многие другие черты. Философия словно бы оживляет все проявления человеческого духа, со­общает им "человеческое" содержание. Она стремится привести все све­дения о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и много­образное, Универсум. Философия — это органическое единство научно­го знания и жизненной мудрости человека. Вот почему философство­вать — означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о са­мом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Фило­софия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художествен­ным. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии (начала, зако­ны, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие миро­воззренческие вопросы. В этом деле и формируется философский интел­лект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Итак, формы и способы познавательной деятельности чело­века разнообразны и совершенны. Они характеризуют человека как универсальное существо с богатейшим духовным миром. Чув­ственность, рассудок и разум дали ему знания и власть над ми­ром, безгранично расширили диапазон его возможностей и сво­боды. открыли тайны и красоту этого мира.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1.Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. — М., 1993.

2. ВыготскийВ.С. Психология искусства. — М., 1987.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.

4. Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество. — М., 1987.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М., 1992.

6. Левяш И. Интеллект нации как созидательная сила// Свободная мысль. 1998. № 1.

7. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию/' /Вопросы философии. 1992. № 7.

8. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание// Вопросы философии. 1994. № 2.

9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?—М., 1991.

10. Дружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология?// Вопросы философии. 1994. № 2

11. Ракитов А. Наука в эпоху глобальных трансформации/Вопросы философии. 1997. № 5—7.

12. Русские пословицы и поговорки.—М„ 1988.

13. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. — М.. 1986.

14. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. — М., 1989.

15. Фейнбер Е.Л. Наука, искусство и религия// Вопросы философии. 1997. № 7.

16. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете.—М., 1986.

Наши рекомендации