I. 6. Западная неклассическая философия XIX века
1. Позитивизм (от фр.положительный) – направление философии, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат научного (не философского) познания.
Этапы: первый (начальный позитивизм) – 30-е годы XIX в. Представители: О.Конт (1798-1857) – создатель социологии, основатель позитивизма. Основные идеи: наука познает не сущности, а явления; позитивная научная дисциплина является эмпирической; познавательному способу мышления присущи конструктивность, методологичность, организованность; каждая наука должна для себя стать философией; задача философии - не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Г.Спенсер (1820-1903) – английский философ. Основные идеи: 1) во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая сила; 2) эволюция есть непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движения; 3) общество как система стремится к равновесию.
«Второй» позитивизм (эмпириокритицизм, конец XIX в.-нач.ХХ в.). Основные представители: Э.Мах (1838-1916) – австрийский историк, философ, физик, представитель субъективного идеализма. Основные идеи: 1) ощущение как единственная реальность; 2) принцип «экономии мышления»; 3) биологическая интерпретация интеллекта; 4) учение о двух рядах опыта: физиологическом и психическом. Р.Авенариус (1843-1896) – швейцарский философ. Основные идеи: эмпириокритицизм как «надпартийная» философская позиция; учение о принципиальной координации. В.Оствальд (1853-1932) – немецкий физик и философ. Основные идеи: материя как комплекс энергий; «энергетическое мировоззрение» как одно из проявлений кризиса физики.
2. Философия жизни – направление в западноевропейской философской мысли последней трети XIX в., главной идеей которого было преодоление рационализма, противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью (воля, интуиция).
В.Дильтей (1833-1911) – немецкий философ. Основные идеи: 1) жизнь как способ бытия человека и культурно-исторической реальности; 2) категории жизни: значение, структура, ценность, целое и его элементы, развитие, взаимосвязь и др.; 3) жизнь как «поток переживаний»; 4) формы постижения жизни: поэзия, интуиция.
А.Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Основные идеи: иррациональное первоначало мира – воля к жизни; мир представляет иерархические объективации воли, высшая из которых - человек.
Ф.Ницше (1844-1900) – немецкий философ. Основные идеи: 1) «воля к власти» (как биокосмический принцип) и «переоценка ценностей»; 2) главный признак жизни – становление; 3) формула: «Бог умер» - разочарование в основных культурных ценностях, особенно в религии; 4) учение о «Сверхчеловеке»; 5) два вида морали: для избранных и для «толпы»; 6) искусство: дионисийское и аполлоновское начало.
А.Бергсон (1859-1941) – французский философ, представитель интуитивизма. Основные идеи: 1) подлинная первоначальная реальность – жизнь; 2) жизнь – космический процесс, «жизненный порыв», поток творческой эволюции органического мира; 3) интуиция - способ постижения жизни; 4) способность человека к творчеству связана с иррациональной интуицией.
3. Философия прагматизма – направление, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее значительного сущностного свойства человека. Ч.Пирс (1839-1914) – родоначальник прагматизма, американский философ. Основные идеи: 1) вера – наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа; 2) истина – то, что полезно; 3) наука – коллективная вера людей в представления своей эпохи. У.Джеймс (1842-1910) – американский психолог и философ. Основные идеи: 1) делай то, что окупается; 2) обосновал право на верования, недоступные доказательству; 3) сторонник «радикального эмпиризма» как сведения реальности к чистому опыту. Дж.Дьюи (1859-1952) – американский философ, основатель инструментализма. Основные идеи: 1) познание – инструмент приспособление человека к среде; 2) критерий истинности теории или гипотезы, а также моральности – практическая целесообразность.
4. Философия марксизма - немецкая философия второй половины XIX в.. Основатели: К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Основные идеи: 1) материалистическое понимание общества и истории - учение об общественно-экономической формации и учение об историческом процессе как смене общественно-экономических формаций; 2) общественная сущность человека; 3) материалистическая диалектика: объективная диалектика бытия и субъективная диалектика мышления; 4) классификация форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).
Последователи: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно, А.Лефевр, Ж.-П.Сартр.
5. Психоаналитическая философия – система идей, сформулированных З.Фрейдом в конце XIX в. о доминирующей роли бессознательного в мотивации человеческого поведения. Основные представители: З.Фрейд (1859-1939) – открыл в человеческой психике сферу бессознательного; основные понятия: либидо, эдипов комплекс, сублимация. Последователи: К.Г.Юнг (1875-1961), А.Адлер (1870-1937), В.Райх (1897-1957), К.Хорни (1885-1952), Э.Фромм (1900-1980).
6. Неокантианство– философское направление конца XVIII – нач. XIX в., последовательно проводившее линию субъективного идеализма. О.Либман – «Назад к Канту» - лозунг неокантианства. Две школы: марбургская и баденская. Представители: марбургская школа: Г.Гельмгольц (1821-1894) – немецкий естествоиспытатель и философ, автор теории иероглифов. Г.Коген (1842-1918) – один из основоположников школы, в своем учении делал акцент на логической стороне философии Канта. П.Наторп (1854-1924) – «логос» как идея, философия как метод достижения позитивного знания. Э.Кассирер (1874-1945) – создатель учения о символических формах культуры
Баденская школа: В.Виндельбанд (1848-1915). Основные идеи: философия как всеобщая наука о ценностях, дуализм мира действительности и мира ценностей. Г.Риккерт (1863-1936). Основные идеи: различие между науками о природе и науками о культуре (духе); ценности воплощаются преимущественно в сфере культуры; задача философии – исследовать сферы ценностей.
6. Реалистические направления – форма современного материализма, критика субъективного идеализма, концепция независимости объекта от сознания, проблема здравого смысла. Представители: И.Гербарт (1776-1841). Основные идеи: 1) критика философии Шеллинга и Гегеля; 2) формулировка метода отношений: действительность – результат упорядочения первичных самотождественных качественных единиц (реалов) – носителей бытия. Дж.Мур (1873-1958) – английский философ, размышлял о здравом смысле и внешнем мире. Р.Селларс (1889-1973) – основоположник критического реализма и натуральной философии. Дж.Сантаяна (1863-1952) – американский философ. Основные идеи: 1) поэзия, религия и искусство как высшие формы человеческой деятельности; 2) апологетика аристократии духа. Н.Гартман (1882-1950) – американский философ, системосозидатель, представитель холизма, автор идеи о «слоях бытия» (неорганический, органический, духовный).