Методология эмпирических правовых исследований
1.Методология догматических правовых исследований.
2. Методология сравнительных правовых исследований.
3. Методология социальных правовых исследований.
4. Основы методики изучения и измерения эффективности норм права.
Цель изучения темы:
Формирование у студентов основных идей и принципов методики изучения и измерения эффективности норм права.
Задачи изучения темы:
- познать основные идеи и принципы догматических правовых исследований;
- познать основные идеи и принципы сравнительных правовых исследований;
- познать основные идеи и принципы социальных правовых исследований;
- основы методики изучения и измерения эффективности норм права.
Изучив тему, вы получите представление о:
- основных идеи и принципы догматических правовых исследований;
- основных идеи и принципы сравнительных правовых исследований;
- основных идеи и принципы социальных правовых исследований;
- основы методики изучения и измерения эффективности норм права.
Будете знать:
- основные идеи и принципы догматических правовых исследований;
- основные идеи и принципы сравнительных правовых исследований;
- основные идеи и принципы социальных правовых исследований;
- методики изучения и измерения эффективности норм права.
Контрольные вопросы к теме
1. Понятие методологии юридической науки.
2. Структура методологии юридической науки.
3. Основные этапы становления методологии юридической науки и определения ее предмета.
4. Метод, методология и классификация методов юридической науки.
5. Принципы методологии юридической науки.
6. Стратегии методологии юридической науки.
ТЕСТЫ
1. Термин «юстиция» означает:
1. Честность.
2. Справедливость.
3. Законность.
4. Правопорядок.
2. Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:
1. Четкой иерархии нормативно-правовых актов.
2. Наличие сильной юридической науки.
3. Обучение основам права в школе.
4. Наблюдение за деятельностью законодательных органов.
3. К прикладной юридической науке относится:
1. Судебная психиатрия.
2. Международное космическое право.
3. Римское право.
4. Дипломатическое и консульское право.
4. При использовании достижения теории государства и права в государственном управлении реализуется функция:
1. Политико-управленческая.
2. Практически - организаторская.
3. Прогностическая.
4. Идеологическая.
5. Круг изучаемых наукой общественных явлений, институтов, учреждений:
1. Принцип.
2. Гипотеза.
3. Подход.
4. Предмет.
5. Метод.
6. Какой из перечисленных методов НЕ применяется в исследовании государственно-правовых явлений:
1. Кибернетический.
2. Оперативный.
3. Метод моделирования.
4. Математический.
7. Научный термин «теория» в переводе на русский язык с:
1. Греческого - означает «исследование».
2. Французского - означает «общение».
3. Английского - означает «познание».
4. Латинского - означает «изучение».
8. Сравнительно-правовой метод исследования государственно-правовых явлений состоит в:
1. Историческом толковании норм действующего законодательства.
2. Сопоставлении сходных объектов или явлений государственно-правовой действительности.
3. Сопоставлении различных объектов и явлений государственно-правовой действительности.
4. Сравнении действующих норм с отмененными нормами законодательства.
9. Принцип социальной справедливости права заключается в том, что:
1. Положение человека в материальной и духовной жизни соответствует его роли в общественной жизни.
2. Права человека соответствуют его обязанностям.
3. Свобода человека ограничена правом.
4. Права человека соответствуют его свободам.
10. Основа современного юридического позитивизма заключается в том; что:
1. Обязательно исходить из объективности существования права.
2. Необходимо учитывать наличие в обществе естественного права.
3. Существует только позитивное право, которое и нужно изучать и развивать.
4. Необходимо изучать и развивать судебное право.
11. Теория современного естественного права исходит из:
1. Переживаний и эмоций человека.
2. Противоречивости классовых интересов.
3. Противоречивости интересов человека.
4. Самого факта существования человека.
12. Обще-социальная сущность права заключается в том, что право:
1. Защищает интересы государства.
2. Защищает интересы всех основных классов.
3. Обслуживает интересы общества и каждого человека.
4. Обслуживает интересы всех социальных групп.
13. Принцип социальной свободы в праве выражается в том, что человеку:
1. Предоставляется возможность на участие в общественных делах.
2. Предоставляется возможность свободного выбора деятельности.
3. Дается право на социальное обеспечение.
4. Предоставляется право на участие в государственных делах.
14. Сущность теории солидаризма выражается в том, что право:
1. Вытекает из солидарности работников и защищает их интересы.
2. Устанавливается государством и должно защищать его интересы.
3. Вытекает из общественной солидарности и стоит над государством.
4. Основывается на солидарности господствующего класса и защищает его интересы.
5. Защита и обеспечение права частной собственности.
15. Теория социологической юриспруденции заключается в том, что основой права:
1. Является естественное право.
2. Является закон, принятый государством.
3. Должно быть право, создаваемое судами.
4. Должны быть только нормы, принятые государствами.
Литература, рекомендуемая к изучению
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.
- Берна Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
- Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998.
- Вернадский В. И. Проблема биохимии. - М., 1988.
- Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995.
- Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. - М., 2003. - 523 с.
- Горохов В. Г. Философия науки и техники / В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 1999.
- Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. - М., 1989.
- Лапаева В. В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2006. - №4.
- Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. Наука как социокультурный феномен / Т. Г. Лешкевич. - М., 2004.
- Петров А. В. Теория государства и права: введение в курс / А. В. Петров. - Н.Новгород: ННГУ, 2000.
- Попов В. В. Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы): учеб. пособие / В. В. Попов, Б. С. Щеглов. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. - С. 268.
- Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000. - 744 с.
- Торосян В. Г. Концепции современного естествознания / В. Г. Торосян. - Краснодар, 1999.
- Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М., 1984.
- Философия о предмете и субъекте научного познания. - СПб., 2002.
- Холтон Дж. Что такое антинаука? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
- Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхмайер, Т. Адорно. - СПб., 1997.
- Швырев В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. - М., 1984.
- Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. - 1992. - № 6.
ТЕМА 16.